Тема очередного круглого стола «УЦ» для нашего региона не нова и, без сомнения, актуальна. Ведь на протяжении последних полутора десятков лет здесь происходят перманентные конфликты бизнес-интересов, зачастую замешенные на политических противостояниях, и каждый раз их участники пытаются перетянуть на свою сторону административный ресурс. Или еще проще — посадить в нужные и важные кабинеты своих людей.
О том, как этот процесс отражается на жизни простых граждан, как при этом складываются отношения местных бизнесменов с местными властями и какими в теории должны быть эти самые отношения — наш сегодняшний разговор.
На этот раз нашими гостями стали люди, по праву принадлежащие к деловой элите Кировограда, стоявшие у истоков местного частного предпринимательства. Судите сами. Сергей Бедзай был основателем одного из первых частных торговых предприятий Кировограда — магазина «Веста». Вице-президент Кировоградской областной организации Украинского союза промышленников и предпринимателей. В бизнесе — с 1992 года. Сергей Табалов — бизнесмен с аналогичным стажем. Один из представителей семейного бизнеса известных кировоградцев Табаловых, генеральный директор ЗАО «Формула». Александр Поляновский предпринимательской деятельностью занимается с 1989 года. Руководитель научно-исследовательского консалтингового предприятия «Пектораль». Создатель некогда знаменитого молодежного центра «Погляд».
— Начнем с небольшого исторического экскурса. Расскажите, как строились ваши отношения с местными властями в течение последних 10-15 лет. Были ли в этих отношениях «черные» и «белые» периоды?
С.Б.: — Вспоминаю время, когда городом руководил Василий Мухин. Тогда существовала такая практика: если ты занимаешься бизнесом, то должен оказывать спонсорскую помощь. Скажем, нужные документы без проблем оформлялись после согласия на оказание помощи в финансировании местного футбольного клуба и т.д. Таким образом мы приносили пользу городу и одновременно решали собственные проблемы. Отношения были вполне партнерскими. Затем, несколько лет назад, положение местного бизнеса ощутимо ухудшилось. Помимо объективных причин (недостатки законодательства и т.д.) в этом есть доля вины и органов самоуправления. Началась хаотичная застройка города субъектами предпринимательства. К примеру, без всякого экономического обоснования, анализа плотности размещения населения и его платежеспособности в радиусе полтысячи метров открывались по нескольку парикмахерских, предприятий общепита и т.д. Понятно, что они изначально были обречены на то, чтобы быть убыточными, а значит, неспособными эффективно наполнять местный бюджет. И это власть делала своими же руками!
С.Т.: — Действительно, на первом этапе, при Василии Мухине, молодой тогда бизнес был вынужден оказывать спонсорские услуги. Но на эти деньги содержались дома малюток, дома престарелых и т.п. И я согласен — отношения местных руководителей с бизнесменами были вполне рабочими, открытыми, в результате наполнялся городской бюджет… В дальнейшем наши контакты с властями постепенно сходили на нет или напоминали игру в одни ворота. Поэтому основной наш бизнес пришлось перемещать в другие регионы — Черкасскую, Полтавскую области, а в областном центре остался только орган управления.
С.Б.: — Я бы не связывал определенные периоды с личностями руководителей, ведь аналогичные ситуации имели тогда место и в Светловодске, и в Александрии…
С.Т.: — Тем не менее, у каждого руководителя — свой стиль руководства, свои способы наполнения бюджета…
А.П.: — Действительно, раньше взаимоотношения бизнеса и власти были совершенно иными. Так, скажем, при мэре Мухине нам предоставляли налоговые льготы или каникулы, если предприятие выполняло полезную для города работу. К примеру, тогда в Кировограде работал городской центр для молодежи «Погляд», на функционирование которого мы выделяли определенные средства. В результате предприятие пользовалось налоговыми льготами, а подростки — вместо того, чтобы шататься по улицам и срывать шапки с прохожих — осваивали компьютер, смотрели видеофильмы… Неплохие отношения были у нас и с Александром Никулиным: мэр-бизнесмен понимал, что каждый труд, требующий затрат денег, времени, интеллекта, должен быть достойно оплачен. Так, к примеру, по заказу мэрии наша фирма сделала денежную оценку территории Кировограда, своеобразный бизнес-план областного центра. В нем были учтены все возможные источники поступления в бюджет от городской инфраструктуры: аренда земли и т.д. В это время мы активно работали со всеми подразделениями горисполкома, причем в атмосфере полного взаимопонимания и взаимодействия. А если такового не было, то мэр сам выступал в роли посредника, катализатора этих отношений. У меня до сих пор сохранилось письмо на фирменном бланке горисполкома за подписью Александра Васильевича: такое-то предприятие выполняет важную для города работу, поэтому прошу организации, учреждения и предприятия оказывать ему всяческое содействие в этом процессе. А поскольку тогда городская власть пользовалась высоким авторитетом, то нам действительно шли навстречу. Сотрудничество было взаимовыгодным: власть получала сведения о дополнительных, перспективных механизмах пополнения бюджета, а мы — честно заработанные деньги…
— А как сосуществует бизнес с нынешним составом городских властей? Эффективно ли, по-вашему, использует местная власть имеющийся в Кировограде деловой и интеллектуальный потенциал?
С.Б.: — Давайте возьмем хотя бы супермаркеты: большинство наименований продукции, которая здесь реализуется, производятся в других регионах. А как же местный производитель? Куда ему девать свою продукцию? Ведь кировоградские предприятия, продавая свои товары на местном рынке, платили бы налоги в местный бюджет, а сегодня получается, что средства от работы этих супермаркетов уходят за пределы области, туда, где находятся головные офисы этих предприятий. Или возьмем АЗС: зачем нам столько заправок, если пользы от этого — ни местному бюджету, ни самим кировоградцам?!
С.Т.: — Я считаю, что основной задачей городского руководства является эффективное формирование доходных статей бюджета. В качестве доказательства отсутствия у нынешних властей такого подхода приведу наглядный пример. После того, как в 2002 году в дом с колоннами пришли новые люди, мы предложили внедрить в городе разработанную нами программу. Она заключалась в том, чтобы горсовет выделил нам незначительное количество земли для расширения наших фирменных торговых точек, представлявших собой не совсем удобные для покупателей тесные киоски с маленькими окошками. В результате город получил бы дополнительные поступления в бюджет за счет увеличения платы за землю и дополнительное количество рабочих мест. Таких точек было определено нами около трех десятков. Вопрос решался несколько лет! И если бы не необходимость осенью прошлого года создать городской запас зерна, дело бы так и не сдвинулось с мертвой точки. Мы сформировали этот резерв — только тогда землю нам выделили, правда, для расширения только семи точек… А ведь у нас работают две тысячи человек, и ни один из них не получает зарплату в конверте — все налоги идут в местный бюджет! Почему же власть не заинтересована ни в увеличении этих поступлений, ни в создании новых рабочих мест? Или, скажем, вопрос аренды коммунальной собственности: неужели предприятия теплоэнергетиков не смогли бы арендовать кировоградцы? Или ремонт дорог: почему это делали херсонцы, а не Пилявский, который вложил значительные средства в закупку нового, современного оборудования? Опять-таки, деньги вернулись бы городу…
С.Б.: — Раньше при исполкоме активно работал Совет директоров, куда входила вся промышленная элита областного центра. И с ними, опытными экономистами, менеджерами, хозяйственниками, власти считались! А теперь — «собака лает, караван идет»… Нужно создать аналогичное объединение бизнесменов, которое на уровне города представляло бы интересы кировоградского бизнеса, сотрудничало бы с городским руководством…
А.П.: — С приходом на должность городского головы Кировограда Николая Чигрина мы неоднократно обращались в мэрию с предложением возобновить работу, которую «Пектораль» сделала при Никулине. Ведь данный проект имеет реальную, практическую ценность только в том случае, если его показатели постоянно обновляются, идет регулярный мониторинг изменений в инфраструктуре города. К примеру, прокладываются новые дороги, газопроводы, строятся остановки, магазины и т.д., то есть цена квадратного метра городской земли постоянно меняется. Между тем аналогичные показатели не обновлялись с 99 года, и оперативная информация превратилась всего лишь в справочную. А пока власти пользуются старыми показателями, стоимость квадратного метра городской земли увеличилась на порядок! В горисполкоме же предпочитают сравнивать соответствующие поступления в бюджет не с реальной ценой, а с …показателями прошлого года!
— В ходе нашей беседы стало ясно, что ваши отношения с сегодняшним городским руководством весьма неоднозначны. А какой вы видите идеальную модель этих отношений?
С.Т.: — В первую очередь, власть и бизнес должны быть партнерами. Реальным воплощением этого тезиса могла бы стать программа развития областного центра, разработанная городским руководством совместно с деловыми кругами Кировограда.
С.Б.: — Власть, которая на самом деле во многом существует за счет бизнеса, должна строить свои отношения с деловым миром по схеме покупатель — клиент, где клиент, как известно, всегда прав. Ведь именно от него, клиента, зависит благополучие покупателя, а не наоборот…
А.П.: — Власть должна быть незаметной и проявляться только в тот момент, когда это действительно необходимо. А не мозолить глаза избирателям шикарными автомобилями и прочими атрибутами не по-чиновничьи красивой жизни. Власть призвана служить людям, а не навязывать свое присутствие. Что касается модели взаимоотношений, то лично мне и моему бизнесу помогать не надо — я сам решу свои проблемы. Главное — не мешать!
— Кировоград и область знают немало случаев «походов» бизнеса во власть. Увы, большинство из них имели негативные последствия для территории (примеры тому общеизвестны). Есть ли сегодня необходимость бизнесменам занимать властные кабинеты, с учетом того, что новый Президент категорически требует разделения бизнеса и власти?
С.Б.: — Власть и бизнес никогда не будут разделены. Ведь материальную сторону в работе чиновников никуда не денешь. И даже если официально руководитель «отречется» от своего бизнеса, всегда найдутся родственники, подставные лица и т.д., которые станут новыми хозяевами данной коммерческой структуры, но исключительно номинальными…
С.Т.: — Управлять городом или любой другой территорией — все равно что руководить крупным производством: непрофессионалам здесь делать нечего. Кроме того, опытный топ-менеджер (а таковыми, как правило, являются бизнесмены), прошедший серьезную управленческую школу, прежде всего подбирает для себя команду профессионалов по каждой отрасли для эффективной работы на благо людей. Что же касается финансового положения потенциального руководителя, то, если человек долгое время довольствовался скромной зарплатой клерка, есть риск, что с приходом во власть он первым делом займется улучшением прежде всего собственного благосостояния. А это, как известно, вряд ли принесет пользу рядовым гражданам… Бизнесмена же, занявшего руководящее кресло, поиск дополнительного заработка заботит намного меньше.
А.П.: — Согласен, во власть должны идти люди респектабельные, состоятельные. К примеру, в Англии дворянину, зачастую с рождения становящемуся пэром, не нужно превращать служение королеве в источник дохода. А у нас нередко будущий руководитель начинает в качестве «челнока», затем приходит в рэкет, потом «кидает» пару банков и через время …становится депутатом! Да, состоятельные люди, придя во власть, должны и могут абстрагироваться от собственного бизнеса (тому есть немало способов), но, допустив к рулю людей, не имеющих гроша за душой, можно ожидать от такой личности чудовищных метаморфоз!
— Так кто же все-таки, по-вашему, может вывести город из «тьмы египетской»? Бизнесмен? Промышленник? Чиновник?
С.Б.: — Я вижу в этом кресле все-таки бизнесмена — знатока экономики, опытного управленца, который должен руководить территорией, руководствуясь своего рода бизнес-планом, учитывающим все экономические, географические и социальные особенности территории, ее активы и пассивы. А то у нас вся кадровая политика ограничивается механической заменой людей, которые зачастую даже не знают, как почту расписать!
С.Т. — Согласен. Возьмите, к примеру, мэра Нью-Йорка — преуспевающий бизнесмен, городом уже второй срок управляет… Кировограду нужен грамотный менеджер и в обязательном порядке патриот нашего города!
А.П.: — А я — за введение для руководителей такого ранга своего рода имущественного ценза. Чтобы, едва выйдя из хрущевки, такой «кадр» не требовал за собственную подпись под «нужным» документом десятки тысяч долларов…
Вполне возможно, отдельные соображения наших собеседников покажутся читателю довольно спорными. Так или иначе, ясно одно: на местном уровне бизнес и власть должны научиться строить нормальные — деловые, партнерские — взаимоотношения. А именно — не использовать друг друга исключительно в собственных интересах, а работать в тесной спайке и в законодательном поле на благо территории и ее жителей. И не забывать: клиенты все-таки не те и не другие, а мы с вами. И клиент, как известно, всегда прав.