Коллаборационист или подвижник?

Фильм —  Поп (2010) — не обычный фильм.Он произвел на меня огромное впечатление,но оставил  какое-то смутное ощущение неопределенности в душе после просмотра…Я  не смог сразу для себя четко понять — какое же у меня отношение к главному герою.

С одной стороны,ну ведь «коллаборационист»,как ни крути…

«Коллаборациони́зм (фр. collaboration — сотрудничество) в юридической трактовке международного права — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле — как сотрудничество с оккупантами.»

С другой стороны,абсолютный «подвижник».

«ПОДВИЖНИК — реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие-либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. В переносном смысле — самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу, преследующему высокие цели.»

Человек- оказавшийся меж двух огней,и оставшийся верным своим (и общеловеческим) моральным принципам и высоким идеалам…

Этот фильм нет смысла пересказывать перед обсуждением,его обязательно нужно посмотреть,чтобы понять,о чем речь!

Скажу только,что в главных ролях снимались Сергей Маковецкий и Нина Усатова.Артисты мирового уровня,по моему.

Там кроме главной линии — восстановления Православной Церкви и храмов на территории захваченой гитлеровской Германией и под покровительством фашистов — затронуты еще масса тем и вопросов.Главный герой,Поп — очень убедителен.Он мудрый философ,и неутомимый труженник.Он принял решение и его выполняет,при этом понимая всю противоречивость ситуации.Он бессилен перед обстоятельствами,но поступает так,как считает нужным.И в этом его сила.

Его жена — не менее яркий образ!Усатова, как всегда великолепна!!! В фильме,она не глава семьи,но именно та крепкая «шея» ,на которой и держится «глава».Внешне колючая и сварливая,внутри готова на подвиг ради близких.Батюшка,как настоящий философ,говорит о ней:  «сам её иной раз до того боюсь и недолюбливаю,от самого себя деваться некуда…а потом подумаю — она мой точильный камень,я о нее затачиваюсь.И если б она время от времени не была такая плохая,разве я стал бы такой хороший?…Я худой и стройный,она округла и полновата.Взглянуть  на нас со стороны — я единица,она ноль.Но вместе мы образуем — десяточку!Без меня,без единицы,она была бы «ноль»,но и я без нее остался бы,всего лишь,единичкою…» 🙂 Это же основы психологии для семейных пар! :good:

В этом фильме поднимается масса противоречивых вопросов.Например,еврейская девочка,страстно желающая креститься,очарованая красотой обрядов.И её отец,просящий  главного героя отговорить её. «…если Хавочка свершит свои нелепые мечты,то кто ж её возьмет замуж!Наши не возьмут,потому что она ваша,а ваши не возьмут,потому что она наша…» Поп обещает поговорить.Но объясняет ей ситуацию так,что она окончательно укрепляется в своем решении…А мог ли он иначе..?

Или попадья,решившаяся на один из самых страшных грехов — самоубийство,когда подумала,что заболела тифом и заразит родных…В последний  момент она осознает,что  ТАК нельзя…Тоже,один из самых трагических моментов фильма.

А Поп, размышляющий — «я от немцев-то не бегал,неужто от своих побегу?»

И на допросе в НКВД,под дулом пистолета,спокойно отвечающий — «Я отвозил нашим военнопленным в лагерь продукты и вещи.И не моя вина,что половину забирали немцы… я помогал нашим,как мог». И ведь и вправду,помогал…

Посмотрите фильм,если еще не смотрели.Будет о чем подумать…

PS> «Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил режиссера Владимира Хотиненко знаком патриаршей премии в области киноискусства за фильм «Поп».

Торжественная церемония состоялась на Всемирном русском народном соборе в зале церковных соборов храма Христа Спасителя.

Сергей Маковецкий, исполнитель главной роли картины «Поп», удостоен благодарности патриарха. По его словам, Маковецкий «изобразил священника таким, на какого очень хотели бы походить многие современные батюшки». »

Коллаборационист или подвижник?: 10 комментариев

  1. Находились люди,которые в условиях трагичных для государства.старались сохранить сами устои оного.Правда потом получали «благодарность»…Но это было потом,надо же таким как Путин или Ющенко чем-то оправдывать безобразия ими же и творимые.Ющенко подарил приличный кусок территории соседям,Путин,посмотрев что славяне посмотрели на такое безобразие …да никак не посмотрели,отдаёт в долгосрочную аренду Дальний Восток.На 50 лет,по смехотворной цене-50 коп\сотка. 😥

  2. Все так,snaiper.
    Но здесь не о государстве.
    Здесь об отдельном человеке,попавшем под жернова истории.
    О РАЗНЫХ взглядах на то,что мы привыкли считать однозначным…

    О том,что даже будучи в водовороте политических и исторических событий и страстей,всегда можно оставаться Человеком.
    О том,что в любых обстоятельствах можно найти в себе силы — им оставаться.

  3. Дивився. Як на мене — однозначно, якщо з двох цих понять, то скоріше подвижник. І аж ніяк не колабораціоніст. З приведеного Вами визначення цього терміну: «сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству». Якого ж збитку своїй державі хотів отець Олександр (так звали ж попа?)? Чи в інтересах ворога трудивсь він? Завдання панотець бачив у збереженні віри християнської на окупованій землі, у допомозі своїм страждальцям. І зображений він у фільмі, як справжній Священик, з великої літери.

    Не погоджуся й з «самогубством» матінки (дружини священика). Вона пішла з дому, боячись наразити на смертельну небезпеку інших людей, в тому числі й дітей. Сама ризикувала життям та йшла майже на вірну загибель, але все одно сподівалася врятуватися, хоч і знала, що це дуже малоймовірно.

    Не пам’ятаю, чи в Святому Писанні це сказано, начебто там, приведу максимально по пам’яті близько до тексту: «Немає більшого подвигу, ніж покласти життя своє за життя ближнього твого». І мотиви цієї жінки були зовсім не звести рахунки із своїм життям. Вона думала, що рятує інші душі та життя.

    Про єврейську дівчинку, напевно питання гостре та важке, але зовсім не суперечливе. Підозрюю, що в єврейських родинах дійсно було ставлення до своїх «наші», до інших «ваші». Також підозрюю, що не пусті слова про антисемітизм тодішньої комуністичної влади, який ледь не був рівним антисемітизму нацистської Німеччини. Та про недовірливе ставлення до представників цієї національності дружнього «радянського народу»… Тому, скоріше за все такий діалог міг відбутися.

    Знову в мене стисло не вийшло, але такі мої думки по поставлених питаннях.

  4. До речі, зазвичай кажуть, що книжка краще. А тут мені книжка (яку я потім прочитав, бо стало цікавим) — менше сподобалася. Набагато менше. Якийсь присмак нездорового російського шовінізму в книжці, наскільки я пам’ятаю, зіпсував мені все враження…

  5. …вот только, в письме матушка говорит,что «теперь её нет,и на нем одном лежит ответственность за его поступки…» и просит за все прощение.Передает детям свое благословение и просит помнить о ней только хорошее.Завещает,где её упокоить…
    Бредя по пояс в снегу,в метели ,она молится и просит Господа простить её грехи.Да и куда можно идти — зимой в метель?
    А её отчаянное — «…дура я дура.Господи,помоги выбраться!» ,по моему и говорит об осознании ошибки.

    И такой разговор отца еврейской девочки с батюшкой,вполне мог состояться.И разделение на «ваших и наших» всегда было.Обоюдным.
    А противоречивость вопроса в том — мог ли батюшка поступить иначе.Он пообещал её отговорить.Но «отговаривал» так,что она только укрепилась в своем решении.Вопрос — мог ли он,как Поп,поступить иначе?А как человек не желающий девочке ничего плохого?Другое дело,что по фильму,это решение спасло ей жизнь.Но он ведь не мог этого предвидеть…

  6. Про т.з. «самогубство» я все одно не погоджуся. Бо, повторюся писала вона так свій лист через те, що знала, що ймовірність загибелі її 99%. Просити Господа простити гріхи — це властиво християнину. А відчай її та слова, які Ви приводите не доводить наміру самогубства.

    Добре. Що таке самогубство, коли йдеться про християнську термінологію? Якщо людина вважає, що вона забагато настраждалася та перериває це, перериваючи своє життя — це самогубство. Якщо через страх за себе, через злість на інших — це самогубство. Але якщо людина жертвує своє життя задля рятування інших — це не є самогубством. Звісно, я можу помилятися, спитайте ще у священика, але мені здається так.

    Друге питання для мене складніше. Я не так чітко пам’ятаю нюанси, дивився більше року тому, якщо я не помиляюся. Якщо батюшка обіцяв поговорити з дівчиною (сказав: «Добре, я поговорю»), це одне, якщо обіцяв, що саме відговорить — це інше. Можливо, дійсно у фільмі був другий варіант. І в процесі батюшка спробував відговорити, а протягом розмови зрозумів, що душа дівчини має шанс на спасіння, а він не має права перед Богом її позбавити цього спасіння — то й не міг він виконати свою обіцянку. Якщо поставити себе на місце священика, який справді вірує… то… Що значить гріх порушити слово проти гріха загубленої з твоєї, отця Христової Церкви, вини? Як можна виконати малодушну обіцянку і тим самим приректи душу невинної дівчини на загибель? Я маю на увазі не фізичне життя, а саме спасіння душі в християнському розумінні…

    Ну ось так я уявляю собі думки священика в тій ситуації. Звісно, я можу помилятися, я не священик. Але так мені здається…

  7. О христианском понимании самоубийства,я не готов спорить,если честно.Но все же,если человек знает,что его поступок на 99% приведет к смерти…то что это?

    А вот в том,что главный герой ,как Священник,больше заботился о душе девочки, чем о её земной жизни — соглашусь.
    Кстати,в еврейской общине,крещение еврея приравнивалось к его духовной смерти (чит. Шолом-Алейхема).Думаю,отец девочки,тоже,не только о её замужестве переживал…
    Но здесь,мне больше интересен образ Попа.Кстати,реальный человек из жизни,исторический персонаж.

  8. «Но все же,если человек знает,что его поступок на 99% приведет к смерти…то что это?»
    ************************
    А я знову скажу: це покласти життя своє за душу ближнього свого.

    До речі, якби була мета самогубства — вона б знайшла можливість або шмальнути в себе (думаю, зброю б знайшла) десь, завернувши за перший кут, або повіситися, або ще якимось чином зробити це. Ні! Її мета була спробувати здійснити неможливе: дістатися до допомоги та убезпечити рідних їй людей від зараження страшною недугою.

    Якщо солдат кидається на гранату для того, щоб його товариші залишилися живими та підривається на ній, то Церква це самогубством не вважає, проведуть відспівування, все що треба зроблять та поховають як християнина. Знову ж таки, якщо не помиляюся, але не помиляюся. А у фільмі, в принципі, приклад схожого наводиться. Тільки він ускладнюється тим, що матінка не була заразною насправді (якщо правильно пам’ятаю), і жертва, виходить, була зайвою — з людських міркувань. Але вона про те не знала, та мотиви були такі, як я писав вище…

  9. Не стану спорить.В принципе,я ведь согласен,что она готова на подвиг ради близких.Сильная женщина,готовая пожертвовать собой ради семьи…

  10. Фильм «Поп» наряду с фильмом «Свои» считаю лучшими фильмами о войне за последние лет десять.
    Лично меня особенно впечатлил эпизод когда танкист-комсомолец просит у батюшки благословения. Правду говорят что в окопах атеистов нет.
    А сам фильм сильный, впервые осветил деятельность т.н. «Псковской православной миссии».
    По мне герой фильма подвижник. Человек оказался на оккупированой територии, как мог помогал людям. Да и по фильму его не расстреляли, значит гадостей не делал.
    Кстати по книге, поп вернулся в своё село где и жил в окружении приёмных детей, так как его родные сыновья погибли на фронте.

Добавить комментарий