Во вторник утром тихая размеренная жизнь кировоградского аэропорта была нарушена гулом моторов трех самолетов, не имеющих отношения ни к летной академии, ни к авиакомпании «УРГА». В областном центре «пролетом» в Севастополь побывали члены двух авиационных клубов — британского West London Air club и киевского клуба «Чайка». Если столичный аэроклуб представлял отечественный ЯК-18, то англичане прилетели на одномоторном R-100 образца 70-х годов прошлого века и на настоящем раритете — биплане DH-18, впервые поднявшемся в воздух еще в 1940 году!
Перелет из Туманного Альбиона в центр Европы является идеей Королевского аэроклуба Западного Лондона и приурочен «к 150-летию Крымской войны, битвы за Севастополь и победы Англии над Россией» (именно так сформулировали свой ответ англичане. Интересно, что им по этому поводу скажут жители Севастополя, ревностно относящиеся к каждой страничке истории своего города?). ЯК-18 аэроклуба «Чайка» просто сопровождает заграничных гостей над территорией Украины. Как говорится, за компанию — и в Британии, и в Украине в аэроклубах состоят люди, влюбленные в авиацию, так почему бы не полетать, если представилась такая возможность?..
Путь из Англии в Крым неблизкий, и преодолеть его на одной дозаправке небольшой R-100 и тем более «древний» DH-18, естественно, не в состоянии. Поэтому «самолетопробег» Лондон-Севастополь пилоты вынуждены были поделить на отрезки длиной максимум в 300 километров. Что в конечном итоге сделало их путешествие даже более интересным. Кировоград же оказался одним из перевалочных пунктов на маршруте.
Сразу после дозаправки и небольшого ремонта (что называется, даже чаю не попили) летчики отправились в Николаев, далее, в тот же день, их ждали Джанкой и Симферополь.
В свете празднования 150-летия «победы» Англии над Россией весьма символично то, что навигатор пилота и владельца биплана Джонатана Элвиса (у самолета есть собственное имя — Tiger Moth, в переводе «Тигровая моль») — это россиянин Анатолий Горбатов, который также является членом Королевского аэроклуба Западного Лондона. Пока мистер Элвис занимался дозаправкой самолета, Анатолий поделился с корреспондентом «УЦ» своими впечатлениями от полета на «довоенной» технике.
Как мы и предполагали, нынешний перелет — не единственный проект лондонского аэроклуба, покровительство которому оказывает брат королевы Елизаветы Второй Майкл. Первое длительное путешествие под эгидой аэроклуба, в котором Анатолий принимал участие, состоялось еще при Горбачеве — в 1989 году. Тогда конечным пунктом маршрута была Москва. Затем, в году эдак 92-м, аэроклуб организовал перелет из Лондона в Мурманск через Вильнюс, Петербург и Петрозаводск. Потом были еще один полет над Россией (только на этот раз вылет был из Голландии) и много перелетов по Европе… В общем, состоять в Королевском аэроклубе — занятие увлекательное и познавательное. В кабине биплана Горбатов оказался не случайно — в гражданской авиации Анатолий Николаевич трудится вот уже 40 лет.
Летать на таком древнем самолете Анатолию Горбатову не страшно: «Во время полета об этом даже не думаешь. Это работа, и понятия “страх” здесь не бывает». Хотя с виду Tiger Moth прост и неказист, управлять им довольно сложно:
— Раньше я все время летал по приборам. Спросите любого летчика, он скажет, насколько проблематично переключиться с управления по приборам на визуальное. Первое время трудно ориентироваться. Очень сложно переломить себя, перестроиться со скорости 900 на 120 км/час. Раньше 50 км я пролетал за 3 минуты, сейчас — чуть ли не 30 минут. Когда мы летим вдоль скоростного автобана, нас обгоняет практически весь наземный транспорт…
— Но в то же время полет на низкоскоростном самолете позволяет рассмотреть, что находится внизу. Из иллюминатора «Боинга», летящего на высоте 10 км, мало что разглядишь…
— Вообще-то в полете практически нет времени смотреть по сторонам. Это навигация, тут нужно постоянно следить за наземными ориентирами и сличать их с обозначениями на карте, чтобы знать где ты находишься, и вовремя долететь к пункту назначения.
— И все-таки, летя над Украиной, что-то вы наверняка заметили…
— Что удалось рассмотреть — церкви у вас в хорошем состоянии. Когда летели из Львова, увидел впереди очень красивый собор. Подлетели ближе, полюбовались… Архитектура ваших храмов несколько отличается от наших церквей никоновской реформы. Сейчас график такой напряженный, что у меня не было времени даже по Киеву походить, хотя очень хотелось побывать на Андреевском спуске, говорят, там хорошие художники. В столице мы успели посетить только Киево-Печерскую лавру. Вот завтра прилетим в Севастополь, там и осмотримся.
После того как короткая, не больше полутора часов, передышка пилотов и техники закончилась, мы вместе с Джонатаном, Анатолием и парой человек из персонала аэропорта бережно вытолкали «Моль» на грунтовую взлетно-посадочную полосу (остальные самолеты могли разбежаться и по бетонной полосе, а DH-18 обязательно нужен был грунт), и «железные птицы» взяли курс дальше, на юг. Они улетели, однако вернуться не обещали…