Никогда не подумал бы, что по сути своей физкультурно-оздоровительное, в меру патриотическое, пусть и с привкусом политики мероприятие вызовет такую неоднозначную, противоречивую информационную бурю. Я имею в виду массовое восхождение украинцев на высочайшую гору страны Говерлу в прошлую субботу в честь годовщины принятия Декларации о суверенитете Украины. Честно говоря, и представить не мог, отправляясь в Карпаты (да и узнал об этом уже по дороге домой), что снова попаду в горячую точку. Оказалось, что да…
Вместо предисловия
В Карпаты я напросился сам. Узнал, что «Народный союз “Наша Украина”» отправляет туда группу, и, воспользовавшись служебным положением, уговорил-упросил и попал в число избранных. Желающих было очень много вообще-то, да и в автобусе были места, но проблемой была гостиница — в Ивано-Франковске найти в эти дни номер было фантастикой, хорошо, что наши успешно забронировали их заранее. Денег за участие в «оранжевой», в принципе, акции никто никому, естественно, не платил, — если оппозиционеры найдут кого-то, кто полез в гору за гривни, я лишь позавидую этому человеку и этому оппозиционеру. Хотя, по идее, если обвиняют людей, что стояли на Майдане за сотню гривен, сколько же должны бы платить за такую нагрузку?..
Почему тысячи людей каждый год идут на Говерлу, почему уже не в первый раз это делаю я? Думается, любому, хоть раз в жизни ходившему в длинный поход, любому, кто прыгал с парашютом, участвовал в гонках на выживание, кто молод духом и рад возможности лишний раз испытать себя, почувствовать себя мужчиной, ничего объяснять не надо. И так поймут, что не в Ющенко дело. А в себе самом. И еще в красоте лучших в мире гор.
Нас поехало в группе два десятка, плюс на самой горе мы повстречали еще человек тридцать земляков, они добирались поездами с кучей пересадок.
Как это происходит
Крупно ошибаются те, кто считает подъем на Говерлу туристической прогулкой выходного дня (и жертвы последнего восхождения лучше всяких слов доказывают это…). Мы ехали в автобусе, я рассказывал спутникам, как это происходит — все до единого шли впервые, и видел снисходительные улыбки более молодых и спортивных товарищей…
Во-первых, из Кировограда только до Ивано-Франковска добираться не на худшем автобусе где-то часов четырнадцать, через шесть областей, и это несколько утомляет. Расстояние по прямой между нашими городами 618 километров, дорога непростая, плюс необходимые остановки. А сразу после непродолжительного сна в городе имени славного Каменяра до самого места начала подъема нужно проехать еще около ста километров уже предгорной дороги. Соответственно представьте и обратный путь крепко уставших людей в автобусе в ночь. Домой приезжаешь, мягко говоря, разбитый после почти трех дней езды, прерванной подъемом.
Дополнительная сложность заключалась в том, что сейчас автобусы с жаждущими высоты останавливали за целых 11 километров до подножия горы, где расположена турбаза «Заросляк». То бишь, без собственно подъема пришлось пройти лишних 22 километра. В прошлый раз нас остановили километра за три… Заповедная зона как раз и начинается где-то за три тысячи метров до горы. Почему в этот раз тормознули так далеко? Думается, местная власть и милиция перестарались то ли в обеспечении безопасности, то ли в обыкновенном «прогибе» перед начальством. Хотя Президент там и не проезжал, он на вертолете прилетел. И кто знает (не усмотрите кощунства), умер бы от сердечного приступа или нет Петр Назаревич из Черновцов, если бы ему не пришлось топать эти лишние 11 километров?.. Хотя вереница из зарегистрированных 272 автобусов, 145 микроавтобусов и 297 автомобилей, — это, пожалуй, километров в семь цепочка, расположить их и за пару тысяч метров до подножия невозможно, дорога там узкая. Кстати, журналистская группа нашего областного ТВ, добравшись лишь до подножия, там и осталась, — на подъем сил, вероятно, могло и не хватить.
От «Заросляка» до вершины красавицы Говерлы километров семь-восемь (по протяженности склона, конечно, над уровнем моря вся высота — 2061 метр). Там уже невозможна езда не то что на авто, даже на горном велосипеде. Сразу идет густой лесной участок, из-за частых дождей земля сильно размыта, все переплетено обнаженными корнями могучих деревьев, кругом камень, множество микроречушек и ручьев, болотистые куски. И хоть уклон еще не так высок, ногам работа задается серьезная.
Лес кончается довольно резко, и тут большинство, глянув наверх, понимает, что пока были еще цветочки. Зато наконец-то открывается настоящий горный пейзаж (за лесом не видать было), — грандиозная панорама Карпат изнутри, вершины в облаках. Ввысь ведет практически одна тропа, лишь периодически разветвляясь ненадолго, больше двух там и не пройти. Тропа — глина с камнем, здорово, что кругом заросли кустарника, который местные называют «яливець», он очень прочно сидит в земле, хватаясь за него и взбираешься наверх.
Многие здесь думают, что уже видят вершину Говерлы. И после полутора-двух часов изнурительного подъема, когда выходят на плато, надеясь, что они покорили главную гору страны, и узнают, что пока вышли лишь на Говерлянку, или малую Говерлу, переосмысливают взгляды на жизнь и на горные подъемы. Сама Говерла еще впереди, вот она, и километра полтора самой крутой дороги еще предстоят. Мы вышли от автобуса около 9 утра, на Говерлянке были в начале второго дня…
На Говерлянке стоял вертолет Ющенко. Президент не шел с самого начала, подлетел на этот, последний этап. Кто-то считает, что в силы свои не поверил, кто-то думает, что время государственное дорого… Мне кажется, он сократил дорогу из-за того, что взял с собой двух маленьких дочерей, для детей полная нагрузка была бы слишком велика.
Последний рывок наверх (раз пять-десять надо остановиться передохнуть), и вот народ уже с Президентом на высшей точке Украины.
Я видел в жизни Виктора Андреевича не раз, но тут усталость и громадное количество восходителей вокруг победили желание быть поближе к главе государства. Впрочем, все было как и прошлый раз: речь, аплодисменты, скандирование «Ющенко!», общение с народом…
А еще кругом они, самые лучшие в мире горы. Сюда надо не политических активистов и журналистов возить, а поэтов. Тут понимаешь, насколько велики земля наша и весь мир, и видишь ничтожность человека по сравнению с этим, миллионы лет стоящим величием. У твоих ног плывут облака, ты — в небе! Нет, не передать всего, слов не хватает…
Гроза в горах
Это штука страшная. И нередкая. В прошлое мое восхождение все было в точности как и в этот раз — внизу жара под тридцать, солнце светит, а наверху — градусов четырнадцать. И откуда ни возьмись — ливень с градом. Хотя 16 июля 2005 года были свои нюансы. Первые сполохи молний я заметил еще на Говерлянке. Но они были очень далеко, где-то, как мне показалось, в Румынии или Словакии (соседние страны там недалеко, видны). Тучи над нашими головами сконцентрировались чуть не моментально. Наученный предыдущим опытом, я помчался вниз. Хотя при том столпотворении это было весьма непросто. В минуту тропа с Говерлы превратилась в небольшую горную речушку. Сыпанул град, величиной с горошину. К сожалению, не видел, как там Президент, я раньше успел начать спуск, обернуться, притормозить было невозможно, — сверху наседали сотни. Когда добрался до леса, сухой нитки на мне не было. Более опытные и запасливые восходители прихватили с собой целлофановые накидки. Хотя и они плохо спасали. В лесу было не лучше. Количество воды было таким, что даже плотные кроны (там и днем полусумрак всегда) защитить не могли. Несколько раз я поскальзывался на мокрой глине, множество раз видел, как падают другие.
Но страха не было. Была даже какая-то веселость и лихость (о трагедии мы ничего еще не знали). И желание как можно быстрее добраться до «Заросляка», до ровной местности. И чтобы кончился дождь — даже разгоряченному спуском было очень холодно. Ливень стал затихать, когда я выбрел из леса, еле переставляя ноги. Стихия бушевала часа два, в прошлый раз — всего минут пятнадцать… Самое интересное, что в то время, когда мы спасались бегством, навстречу нам шли новые и новые сотни альпинистов. Буйство стихии и наш потрепанный вид не отбили у людей желания покорить вершину. Да и понять их можно вполне — приехали за сотни, некоторые за тысячи километров, и что же — впустую? Нет, силен духом наш человек. Рассказывать, как мы добирались до автобуса те злополучных 11 километров, не стоит. Скажу лишь, что это было очень тяжело, и зубы стучали у всех. Когда мы уже были неподалеку от родной машины с кировоградскими номерами, мимо нас промчали две машины «скорой помощи», притом, что и возле «Заросляка» были такие автомобили.
Почему же ЭТО случилось?
Очень много людей собралось единовременно. Будь там несколько сотен, скатиться с горы было бы делом быстрым и легким. А так, при очень маленькой «пропускной способности» тропинки, образовались громадные «пробки», физически невозможно было быстро покинуть опасную зону.
Горные спасатели и сотрудники МЧС были по всему маршруту. Но что они могли сделать в таких условиях, ведь они и так старались изо всех сил? Я видел, как парни в форме вели мужчину, подвернувшего ногу…
Один из коллег высказал предположение, что молнии выбрали тех, у кого работали мобильные телефоны. Хотя сейчас они есть у большинства, и у меня в кармане тоже лежал… По неподтвержденным данным, когда начали быструю эвакуацию главы государства, молния ударила в одного из охранников Ющенко, который имел неосторожность включить рацию (это нельзя делать категорически). Его вроде бы откачали быстро и затем отвезли на президентском вертолете. Правда ли, нет ли, уже не узнать — спецслужбы у нас сверхтаинственные. Но если это действительно было, то, значит, охрана просто не знает, что делать в подобных нештатных ситуациях, не обучена.
И еще. Горы не прощают легкомыслия, повторюсь: нельзя относится к подъему на 2 км как к увеселительному пикнику на обочине горы. А в этот день со всей Украины съехалось множество энтузиастов-сторонников Ющенко самого разного возраста. А горы — дело молодых и здоровых. Серьезная физическая нагрузка, резкий перепад температур, существенное понижение давления плюс эмоции — это не для потенциальных клиентов больниц. А их там было, похоже, немало. Я сам видел даже нескольких ветеранов ОУН-УПА в форме, представьте, сколько им лет. Сам помогал одному из них при спуске, он следом шел некоторое время. Хотя им, прожившим в горах, все же проще, чем изнеженным горожанам.
Кого винить? Я бы не стал никого. Все шли в горы добровольно. Не сработали МЧС и горные спасатели с медиками? Абсолютная чушь. Отработали профессионально. Когда я в прошлый раз поднимался, тут вообще в помине не было никакой из этих служб! Несмотря на то, что с оппозиционным политиком Ющенко в 2003-м шло около пяти тысяч человек. Тогда власти глядели на все происходящее с неприкрытым неудовольствием или вообще игнорировали. Ну а в этот раз людей было тысяч шестнадцать.
Итоги
Первое. В течение ближайших 10 лет таких массовых восхождений уже не будет. Власти Ивано-Франковщины уже сделали заявление. Но в любом случае надо продумать систему предотвращения подобного в будущем — все равно тысячи туристов будут здесь каждое лето и без Президента. Кто-то ругал организаторов штурма горы. А как это организовать? Кто вообще может организовывать сложные горные подъемы? Были медики, спасатели, трасса обозначена, да это и не нужно — там один путь, одна тропа. Что должна была сделать власть для организации восхождения? Канатную дорогу проложить? Тучи не разогнали, разве что…
Второе. Все разговоры о катастрофическом падении уровня доверия к Ющенко очень далеки от истины. Ради какого Януковича или Шуфрича по своей воле съедется вся Украина, лишь бы побыть рядом с лидером? Тысячи людей не пожалели времени и средств, чтобы показать единение с Президентом и человеком. И здесь были не только члены «Нашей Украины», множество людей было из «Батьківщини», НРУ и УНП, десятка других партий и еще большее число таких, как я, беспартийных.
Третье. На футбольных матчах в Украине за год умирает больше десятка людей. Не винить же в этом федерацию футбола. Поэтому только отвращение вызвали у меня циничные и кощунственные комментарии некоторых нынешних оппозиционеров и их рупоров — каналов и газет. Чувство меры утеряно, ребята! Сюда же в тему. Громкие разговоры о непоправимом ущербе, якобы наносимом природе, абсолютно лишены основания. Вы бы сходили на гору посмотреть хоть раз после подобного восхождения, господа критиканы. «Тонны мусора, вытоптанные редкие растения…» Да не мусорят там, нормальные все люди! Да и сложно это — кругом множество людей, попробуй выкинуть какую-то дрянь — заставят поднять. На самом деле любой уголок Крыма за летний сезон страдает в десятки раз сильнее, чем Говерла при одном массовом восхождении в год.
И четвертое, последнее. Ложка дегтя, по журналистской традиции. Нас по-прежнему делят на людей разного сорта. Простые украинцы идут лишние десятки километров, зато навороченные хозяева навороченных машин с максимальным комфортом, спокойно минуя посты, подъезжают к подножию общей для всех нас горы. Может, за это природа и наказывает?.. Одни чиновники сменили других, но многие из новых моментально переняли худшее от предшественников: ощущение себя хозяевами жизни, VIP-персонами даже в горах, в глуши. Все украинцы равны, но есть украинцы, которые равнее других? Может, в этом и есть главный урок событий на Говерле — стала ли уже не оппозиция, а новая власть (говорю не о Ющенко, разумеется) ближе к народу?..
Внесу ложку дьогтю в бочку меду. Закрадається підозра, що автор був далекувато від Говерли. Від бази "Заросляк" до вершини максимум кілометрів чотири, дороги на вершину — дві, правда, одна дуже крута, її переважно використовують для спуску. А з вершини гори Говерла можна побачити максимум Закарпатську область, і аж ніяк не Словаччину чи Румунію. І ще одне, від Говерляни до Говерли — метрів триста. Правда, коли виходиш туди, кожен метр за пять.
Судя по всему, свыше поступило указание реабилитировать и ра-отпиарить Говерлу 🙂
http://www.podrobnosti.ua/podrobnosti/2005/07/24/229366.html
Мне приходилось бывать в горах разной сложности и хочу отметить, что без кропотливой подготовки каждого участника, осознания мощи дикой природы, изучения правил безопасности, проигрывания всевозможных ситуаций, которые могут возникнуть на пути… на горы нужно смотреть только при помощи подзорной трубы! Подобное же мероприятие сближает и сдруживает людей, это своеобразная экстремальная ситуация, которая в этом году вышла за рамки нашего представления. Само мероприятие отменное, однако, Законы Выживания показывают, что ВСЕ МЫ ЛЮДИ!!!
Согласен с Тарасом. Туризм (вряд ли Восхождение на Говерлу можно назвать альпинизмом) — в советское время считался не особо сложным видом спорта. Даже не всегда его вообще считали спортом (так и говорили: отдых и туризм), а скорее способом отдыха. Но на самом деле, для занятия туризмом необходимо как специальная подготовка, так и специальные знания. Ведь не зря все-таки маршруты всегда делили по уровням сложности. Особено ярко это видно в водном туризме. Но о нем больше может рассказать Юрий Смирнов. Так что к таким походам стои готовиться. Но почему-то организаторы восхождений на Говерлу редко об этом предупреждают:(
Говерла как гора — она, по сравнению с горами Кавказа, конечно, так себе, посредственна. Однако в плохую погоду Карпаты действительно опасны, и не стоит смотреть на то, что по ваысоте их вершины — просто "пупыри". В этом смысле они обманчивы. Особенно опасны зимой. Я вообще не сторонник столь массовых "говерлиад" (как когда-то практиковались "эльбрусиады" — народ со всего могучего Союза толпами ломился на Эльбрус). Особенно если идут люди не подготовленные к горам. Горы мышц и опыт в других видах спорта в расчёт вообще не идут — ни к выносливости, ни к навыкам передвижения в горной местности они отношения не имеют. Тут нужно не столько тренированное тело, сколько очень тренированные сердце и лёгкие.