Власть предержащие

Судя по новейшим биографическим справочникам серии “Хто є хто в Українi”, Кировоградщина — кузница кадров, причем всех ветвей власти. Между тем эта традиция имеет давние корни.

В законодательной ветви наши земляки представлены 240 лет. Депутатами Екатерининской комиссии для нового Уложения (1767) от дворян Новороссийской губернии были избраны: И.Алишевский (Желтый гусарский полк), Г.Булацель (Черный гусарский полк), В.Михальчи (Елисаветградский пикинерский полк). Депутатом от Желтого и Черного гусарских полков был И. Анастасьев.

На 27 заседании (24.09.1767) В.Михальчи впервые внес актуальное для Южной Украины предложение о предоставлении иностранному дворянству равных прав с русским. Его инициативу в 1768 г. поддержал А. И. Пловецкий, премьер-майор Желтого полка, позже кригс-палмейстер Новороссийской губернии, избранный депутатом в Екатерининскую комиссию от дворянства Новороссийской губернии.

На 36 заседании депутат от жителей Крепости Св. Елисаветы водочный олигарх Михаил Белезлый (“Артемиды” еще не было и в помине!) выступил с беспрецедентным предложением, своеобразным ультиматумом Елисаветграда военному ведомству. Речь шла об увольнении граждан от постоев и сбора на постройку казарм для полевых полков, об увольнении купечества от внутренних откупов и разных сборов (только для Елисаветградской провинции), о недозволении никому, кроме купцов, торговать, об отводе елисаветградскому купечеству военных земель для скота, а крестьянству — для хлебопашества. Стоит ли удивляться, что через год русская армия не слишком спешила защищать Елисавет от татарских войск, предоставив оборону самоуверенным горожанам? Елисаветград, по запискам А.Самойлова, в 1768 г. считался “военным запасом” края и имел всего 3 батальона, а шанцы Новомиргорода и Крылова составляли слабую линию. Очевидно, и турецкая разведка была в курсе, куда лучше направить главный удар. Впрочем, русская церковь обязана Елисавету введением военного капелланства — в 1769 г. в России оказалось 12626 священников, всем приходов не хватило, поэтому “лишние люди” ушли на турецкую войну.

Белезлый предлагал и вполне дельные мысли — об учреждении магистратов в городах, где отсутствуют суды, о выборе 12 кандидатов от всех граждан города для решения общих дел, о надзоре магистрата над сиротами, учреждении купеческих банков. Благо, прецеденты имелись — магдебургским правом пользовался наш Крылов.

Против отвода военных земель и запрещения торговли некупеческому сословию дружно выступили запорожские депутаты М.Скапа и П.Головатый вместе с представителем Елисаветградского пикинерского полка М.Моренцом, вышеупомянутым Анастасьевым и даже депутатом от поселян разных полков Елисаветградской провинции С.Морозом. Выражая коллективное мнение, координатор тогдашней оппозиции Мороз заявил, что “всех купцов и городских жителей — всего-то две тысячи голов” и они не могут диктовать свою волю большинству…

Наш земляк А.В.Флоровский — автор единственного в своем роде труда “Депутаты Войска Запорожского в законодательной комиссии 1767 года” (1912) — в прелюбопытнейшем “Обозрении российских владений за Кавказом, в статистическом, этнографическом и финансовом отношениях” (1836) описал Елисаветпольский округ, откуда происходят корни нашего нынешнего губернатора по отцовской линии. По Флоровскому, здешний климат “отменно вреден” и способствует развитию желчности. В 1829 г. под городом нашли золото, которое вообще-то всегда мыли по здешним логам. Второй приоритет в Гяндже (как и в Кировограде) — водопровод, построенный в ХVIII cт. во время турецкого владычества европейскими инженерами, но успешно запущенный русской администрацией, поэтому для профилактики желудочных болезней массово выращивали ревень.

Гянджийский руководящий триумвират состоял из трех лиц — мэра (калантари), начальника полиции (дарги) и налоговика (амир-маруфа), должности которых будут ключевыми и у нас. Наполнение казны города осуществлялось за счет окрестной мечети — места демографического паломничества, в которой в пятницу желающие иметь сына вешают лук, а дочь — кольцо. Главная достопримечательность — Шамхорский столб, построенный на крайнем северном рубеже А. Македонским, позже использовавшийся как обсерватория…

Возвращаясь к недавнему официальному визиту кировоградской делегации в Польшу, хотелось бы напомнить, что там есть города, что называется, кровно связанные с нашим краем. Новой Александрией были наречены Пулавы в Люблинской губернии на правобережье Вислы в 1850-х гг. в честь императрицы Александры, посетившей местный Институт благородных девиц, весьма напоминавший нашу женскую прогимназию. Пулавский дворец был конфискован за избиение русского гарнизона во время польского восстания (1831), за подавление которого князь Ф. В. Остен-Сакен был награжден фельдмаршальским жезлом. С 1869 г. тут действовал Институт сельского хозяйства и лесоводства, известный рассадник не чуждого и нашему краю марксизма. В этом институте преподавал известный экономист-неомарксист А. Скворцов. Писатель и земский деятель Харьковской губернии П.Стефанковский, получивший образование в Новой Александрии, — организатор первой российской сельскохозяйственной школы (вспомним нашу Аджамку).

Новогеоргиевском был именован Модлин в Варшавской губернии, на слиянии Вислы и Буга (аналогично Днепру и Тясмину). Как и наш Новогеоргиевск, он был военной крепостью, заложенной Наполеоном, и считался основным артиллерийским складом. Аналогично нашим краям, пользовался популярностью у Николая I, посетившего этот населенный пункт 17 раз. Рядом с ним был расположен созвучный нашему Ивангород.

Коль речь зашла об исполнительной власти, то наиболее интересным моментом было открытие Вознесенской губернии (1795), состоявшееся в Новомиргороде. Ни до, ни после этого ни одна провинция не открывалась с такой помпезностью. Известный поэт В.Рубан посвятил этому событию редчайшее ныне издание — “Послание Российской музы к Овидию, об учреждении и открытии Вознесенской губернии” (1795). Не менее торжественной была речь на этом празднике митрополита Екатеринославского и Херсонского Гавриила. Даже академик Паллас посвятил “Краткое физическое и топографическое описание Таврической области” (1795), которое содержало и путешествие Гильденштадта по Елисаветградской провинции, Екатеринославскому, Вознесенскому и Таврическому генерал-губернатору П. А. Зубову.

Сохранилось немало письменных свидетельств функционирования бюрократии в наших краях: “Штат канцелярии Новороссийской губернии, в Сенат полученный 26.03.1765”, “Штат Екатеринославского наместничества, состоящего из 12 уездов, утвержденный 30.03.1783”, “Штат Вознесенской губернии, состоящей из 12 уездов, утвержденный 27. 01.1795”, “Установление сельского порядка в казенных Екатеринославского наместничества селениях” (1787).

Думаю, нынешним политикам будет интересен исторический опыт использования админресурса во время выборов. В 1886 г. херсонский губернатор предложил Александрийскому земскому собранию не признать полномочия гласных В. Дейнеки и И. Иващенко в связи с вероятными нарушениями на выборах, и сессия собрания удовлетворила это предложение. Аналогично в Елисавете не был утвержден И. Скаржинский.

Местное начальство активно вмешивалось в церковную жизнь. Елисаветградский военный интендант Е. фон Брадке, автор “Положения о хозяйственном управлении военными поселениями в Херсонской и Екатеринославской губернии”, лично патронировал архиерея Иннокентия. Потемкин поставил епископом Никифора Феотоки и сам …сместил его за отказ благословить пир в постный день. Князь покровительствовал раскольникам, хлопотал об особом епископе, провел указ о даровании старообрядцам Новороссии священников и права строить церкви, а также разрешения проводить богослужение по старым обрядам (1784). Потемкин издал предсмертный труд под многозначительным названием “Канон вопиющия во грехах души” (1791) — это единственная вещь, которую разыскивала в сундуке усопшего императрица Екатерина…

Став азовским губернатором (1776), елисаветградец В.Чертков забрал Павловским протопопом священника Севского полка Крепости Св. Елисаветы Ф.Писаревского. По словам Черткова, во время чумы 1771 г., “находясь в Крепости Св. Елисаветы, по умертвении бывших в оной двух священников, он не только справлял все их должности, но и подбадривал местных жителей”. Но главное, “он человек ученый, из оных его проповедей есть и тиснением изданные”. Когда и где напечатаны упоминаемые Чертковым проповеди, установить не удалось; возможно, в 1770 г., когда Печерская лавра прислала в Кременчуг наборщика А. Антонова. Ф. Писаревский, позже переведенный в Павлоград и обращавший на путь истинный корсиканских мафиози, поселенных там по указу от 19.04.1784 г., умер в 1786 г.

Мужской пансион в Кременчуге был основан губернатором Н.Д.Языковым. Губернатор на собственные деньги (!) тиражом 200 экземпляров издал “Речи и стихи на разных языках, говоренные в казенных новороссийских училищах при экзамене в Новороссийском губернском городе Кременчуге 3.01.1779 г.”. Правда, в том же году он “перехватил” сумму, предназначенную для строительства церкви в Елисаветграде, на кафедральный собор в Кременчуге…

А.Ф.Лукьянович, служивший в Александрийском гусарском полку (1794-1809), стал самым известным симбирским губернатором (1821-1844). Но, конечно, пост губернатора в наших краях считался более престижным. Когда екатеринославского вице-губернатора И. Тебекина вознамерились перевести на аналогичную должность в Петербург, то он, “услыша о сем, со слезами бросился к Зубову, чтоб не переводить его из Екатеринослава. Там хочется быть ему губернатором, сверзя антагониста своего Каховского”. И таки добился оставления! Правда, в истории И.Тебекин более известен тем, что по случаю смерти Потемкина (sic!) составил “Краткое описание Екатеринославского наместничества” (1792). Потемкин первым ввел статистические отчеты о народном хозяйстве, которые составляли губернаторы от Исакова до Тутолмина (1778). В 1790 г. Потемкин поручил сербскому полковнику П.Штеричу по его проекту с английским ученым Гаскойном осмотреть залежи угля в деревне Штерича Белой (последний нашел в своем имении и железные руды). Штерич и Гаскойн совместно открыли основные в Донбассе копи в Лисичьем буераке. Работы по поискам прекратили со смертью Потемкина в 1791 г., но в 1794 г. с пришествием Хорвата Штерич с Гаскойном предложили проект литейного завода, который был учрежден, согласно указу от 14.11.1795 г. Другое месторождение каменного угля было обнаружено в имении основателя Славяносербии генерал-майора Шевича, который в 1828 г. подарил 100 десятин с углем в вечное владение Луганского горного ведомства. Почему-то именно эта деятельность сербских колонистов несправедливо замалчивается…

В сентябре 1792 г. Екатерина по почте получила письмо Екатеринославского протопопа с просьбой о даче ему креста митрополита. Реакция императрицы была бурной: “Какими людьми этот край наполнен! Это сброд проходимцев! Об этом не просят”. По мнению императрицы, руководство краем в большинстве своем “имело слабость определять к важным должностям негодных родственников”. Как в воду смотрела императрица!

Отдельного упоминания заслуживает соперничество Кировограда и Александрии, берущее начало два века назад. Усовка, основанная запорожским полковником И. Усом из Гарда, главной таможни Сечи (наши люди тоже возглавляли Таможенный комитет в независимой Украине), была антагонистом Крепости Св. Елисаветы, основанной военной администрацией. Позже противостояли два сербских клана, ставшие предводителями дворянства в 1784 г. — Хорваты в Елисаветграде и Чорбы в Александрии, за которыми скрывались более могущественные люди (новомиргородские предводители Ларии след в истории не оставили). А. Суворов, по свидетельству Державина, не переносил Потемкина, его зять граф Н. Зубов (1763-1805) до конца покровительствовал Хорватам.

Удаленный Хорватом из Новой Сербии полковник Чигиринского полка Ф.Чорба подавлял Колиивщину в Умани, в чине генерал-майора по приказу Екатерины усмирял восстание Пугачева (1774). В 1784 г. уже будучи генерал-поручиком стал александрийским предводителем дворянства не в последнюю очередь потому, что здесь находились имения Потемкина и его друзей. Князь выслал И.Хорвата в Воронеж (1779), откуда тот вернулся со смертью последнего “птенца гнезда Потемкина”, екатеринославского губернатора М.Каховского (1794). Каховский в бытность таврическим губернатором (1783) приложил руку к развитию Елисаветградского сада, присылая экзотические подарки Потемкину. С именем Каховского связано возникновение первого зоопарка в Елисавете, правда, не с предвыборной целью — в 1788 г. трех крымских верблюдов подарили для развлечения.

Перед назначением на пост екатеринославского губернатора на Хорвата “надет орден Св. Анны за Екатеринославский винный откуп” (водка шла через таможни Новомиргорода и Сентова с 1778 г., вино разрешено возить в Новомиргород, Елисавет и Александрию с 1793 г.), что, в сущности, и объясняет возвышение. 7 февраля 1795 г. И.Хорват с помощью графа Зубова забрал имя Александрия у города и перенес центр в Крылов, но в 1797г. попался на коррупции. Александрийский уезд, уничтоженный в 1802 г., был возобновлен 16 марта 1806 г. П.Ф.Чорба, ставший в 1803 г. первым предводителем дворянства Херсонской губернии, сумел найти общий язык с назначенным в 1805 г. военным генерал-губернатором герцогом Ришелье так быстро, что в письме от 20. 06.1805 губернатор предлагает “…Елисаветградский уезд разделить на два, учредив один в казенном селении Усовке …наименовав Усовку по-прежнему Александрией”. 21 августа 1806 г. был издан указ Александра I об основании уездного города Александрии. Херсонский предводитель дворянства Чорба прославился во время войны 1812 г. как создатель добровольческого эскадрона под командованием Скаржинского (по манифесту от 18.07.1812 г. Новороссия была освобождена от военной повинности), что еще более укрепило позиции клана.

6 декабря 1828 г. Елисавет передан в ведомство военных поселений, а часть его уезда отошла к Александрии. Трения между городами возобновились во время Крымской войны, когда в Александрию эвакуировали гражданскую власть Херсонской губернии, а Елисаветград стал военным центром. После революции существовали два равноправных округа, Елисаветградский и Александрийский, но с ликвидацией последнего и передачей части территории Елисаветградщине паритет закончился…

Власть предержащие: 1 комментарий

  1. Уважаемые господа!
    Прошу Вас помочь мне связаться с Иринеем Петровым, автором статьи "Власть предержащие", поскольку я разыскиваю информацию об И. Алишевском (Желтый гусарский полк), упомянутом в статье.
    Мой п/я: starshina_zp@mail.ru
    Благодарю, с уважением, О. Алишевский

Добавить комментарий