«Мудрость политика в том, чтобы правильно понять, кого хочет народ»

Олег Рафальский не относится к числу «модных», «раскрученных» политтехнологов и политологов, которых чуть ли не ежедневно показывают по ТВ, к которым обращаются за комментариями по любому поводу. Но знающие люди в курсе, сколько за плечами у Олега Алексеевича успешных избирательных кампаний, скольких очень известных людей он сделал депутатами. Сведущие товарищи знают, что по сути именно Рафальский стоял за тем знаменитым референдумом в апреле 2000 года. В 1999-м на выборах Рафальский был доверенным лицом Леонида Кучмы в Центризбиркоме. А несколько последних лет наш земляк, в прошлом декан иняза Кировоградского пединститута, руководил Главным управлением внутренней политики Администрации Президента. Всем, кто что-то понимает в скрытых пружинах работы механизма украинской политики, не нужно разъяснять, насколько это было серьезно.

Сейчас Олег Рафальский вновь пошел в публичную политику. Теперь он — заместитель председателя Республиканской партии Украины Юрия Бойко. Презентовать свою политическую силу он и приехал в родной Кировоград несколько дней тому назад.

— Чем Республиканская партия отличается от сотни конкурентов?

— Сущность республиканской идеи — максимальное народовластие, выборность всех уровней власти. Мы считаем, что необходимо избирать губернаторов, начальников местных муниципальных милиций. Любые значимые для страны вопросы нужно выносить на референдум, спрашивать мнение народа. И мы за парламентскую республику, где роль президента существенно ограничена, а правительство возглавляет премьер.

— У вас партия массовая или профессиональная, по принципу: лучше меньше членов, но качественных, так сказать?

— Главная цель любой партии, которая создается по-серьезному, — приход во власть. И мы к этому тоже стремимся, и не только в Верховную Раду, но и во все уровни.

В Украине насчитывается 33 тысячи избирательных участков. Закон о выборах дает право делегировать в каждую комиссию одного члена, одного наблюдателя, и нужен хотя бы один агитатор, а то смысл работы теряется. Итого, как минимум, необходимо, чтобы просто выйти на старт избирательной кампании, 99 тысяч людей. Мы наращиваем ряды, приятно, что к нам идут люди, очень много представителей среднего класса, идут те, кто на президентских выборах поддерживал нынешнюю власть (это говорит, что там не все в порядке). Идут успешные в разных сферах люди. Партия сейчас на этапе организационного становления. И мы станем влиятельным игроком на политической сцене, с нами будут считаться. Символом партии является дуб, который символизирует добро, долговечность, силу и мощь. Близкое украинцу дерево. Мы будем в силе, будем крепкими.

— Кто из известных кировоградцев и украинцев проникся республиканскими идеями?

— В Кировограде мы будем делать ставку прежде всего на рядовых кировоградцев. Причем у нас (скажу полукрамольную мысль) партия в первую очередь не чисто идеологическая, она больше лидерская, объединяет успешных, состоявшихся людей. Еще услышите известные имена. Роль личности в политике очень высока, партия, серьезно претендующая на власть, должна быть не только в Верховной Раде, но и дойти до каждого сельсовета.

Насчет первой пятерки… Уверен, что мне там не место, несмотря на то, что я заместитель председателя. Я не считаю себя харизматическим политиком, всегда был больше политологом и технологом. Должны быть и будут знаковые люди, которые усилят идентификацию партии, ее узнаваемость. А вторую половину первой десятки надо отдать лидерам из регионов. Революции проходят на Крещатике, а вот выборы делают в областях.

— Будет ли Республиканская партия участвовать в выборах городского головы Кировограда, есть ли уже наметки по кандидатуре?

— Так, как в Кировограде, кажется, за пост городского головы нигде не сражаются! Слишком заполитизированной эта должность оказалась. Не хочется, чтобы в очередной раз борьба за кресло превратила город в политическое Палермо или Хиросиму. Не хочется, чтобы ввели прямое президентское правление, как некоторые призывают по аналогии с Сумами. Не тот это город, не та ситуация. Кировоградцы — мудрые люди и способны сами определиться с достойным человеком. А мудрость политика и партии в том, чтобы правильно понять, кого хочет народ, и помочь этому человеку стать мэром. Навязывать никого не будем, кировоградцы должны сами все решить, и в этот раз, мне кажется, есть основания считать, что так наконец-то и будет. К тому же до выборов еще десять месяцев, еще многое изменится, кто-то поднимется, кто-то наоборот…

— Вы возглавляли Главное управление внутренней политики Администрации Президента. Наверняка знали о многих некрасивых вещах, которые творились в ходе избирательной кампании. Как вы на них реагировали, что делали?

— Я очень счастлив, что не участвовал в президентских выборах 2004 года, ни на одной стороне, это правда… Конечно, я знал, что происходит. Но вы должны четко себе представлять статус начальника управления в администрации, должны понимать сложности прохождения сигнала в этой структуре… Несведущий человек никогда не поймет, на что я мог реально влиять, а на что — нет.

Есть система прохождения сигнала внутри власти. Есть приемники, передатчики, ретрансляторы разной мощности и радиуса действия. Я не буду говорить, каким было мое место, но приемником, передатчиком я не был.

Главная проблема украинской власти (она и нынешней, как мне кажется, присуща) — это то, что сигнал, информация снизу доходят наверх в сильно искаженном виде. А сигнал, идущий в обратном направлении, сверху вниз, зачастую вообще не воспринимается, кажется, что идет на других частотах. Власть и народ просто не слышат друг друга. А в итоге звучит SOS, и люди выходят на Майдан. Это был системный процесс.

— Но при всей сложности структуры… Знаете, почему так страшно не любили администрацию бывшие оппозиционеры, ныне власть? Потому что она могла сделать очень многое. А если бы была никакой, оппозиция бы ее и не замечала…

— Вот потому я и по сию пору горжусь, что работал в АП. Это была сильная структура. Многое из того, что сейчас делается в переименованном секретариате, мне не по душе, что-то там не то… Не стоило так ломать ту систему организации работы, и я уверен, что к той системе еще вернутся.

На самом деле у меня не было реальных рычагов и полномочий для воздействия на ситуацию. Я только отслеживал процесс, но решения принимались не мной. Я уже накануне первого тура знал, что все более чем сложно и просто так не закончится.

Люди, которые вели избирательную кампанию кандидата от власти, неправильно расставили акценты, мягко говоря. Могу сказать на примере воспитания детей. Мы никогда не учим их говорить гадости, но они их делают иногда; учим доброму, а они все равно… У меня же сложилось впечатление, что людей, которые занимались выборами, учили не тому, как набирать голоса, а учили гадостям…

«Мудрость политика в том, чтобы правильно понять, кого хочет народ»: 4 комментария

  1. Хм, точно не помню в каком году. Середина 90-х точно.

  2. О, это уже интересно! Когда это было?

  3. 2 Тутанхамон:
    Не помню деканом или и.о. декана , но был. Я при нем учился на ин.язе.

  4. Борис, ты не прав! Рафальский никогда не был деканом иняза, деканом истфака может быть. Он и английского-то не знает:)
    А вообще-то он человек полностью продажный, зачем вы ему рекламу делаете? Он сам вас попросил? Не удивлюсь, если это так.
    Вот, интереса ради почитайте:

    http://ord.com.ua/forum/thread/327/

Добавить комментарий