Еще в советские времена специальность «Международная экономика» считалась весьма элитной и редкой. Стать обладателем заветного диплома МГИМО, позволяющего сделать головокружительную карьеру международного масштаба, зачастую было исключительным правом честолюбивых отпрысков номенклатурных родителей. Теперь же овладеть специальностью, которая по- прежнему востребована и престижна, может любой неглупый ученик обычной кировоградской средней школы. Эта возможность стала доступной и у нас благодаря тому, что 5 лет назад в Кировоградском государственном (теперь национальном) техническом университете была создана кафедра международной экономики.
В этом году кафедра выпустила первых дипломников и в очередной раз подтвердила свое право готовить экономистов-международников. По случаю юбилея мы встретились с ее заведующим — доктором экономических наук, профессором, академиком АЭН Украины Иваном Мыценко, чтобы поговорить о достижениях и о перспективах кафедры.
— Иван Михайлович, какие обстоятельства способствовали созданию в периферийном вузе, тогда еще не имеющем статуса национального, кафедры международной экономики?
— Нужно сказать, в университете на тот момент уже существовал мощный экономический факультет, где велось преподавание соответствующих, востребованных рынком дисциплин. Это, в свою очередь, дало возможность основать уже нашу кафедру.
Мы создали качественную материальную базу и много внимания уделили кадровому обеспечению кафедры. Сейчас у нас работают 2 доктора наук, 12 кандидатов наук и высококвалифицированные преподаватели. Причем многие из них — финансисты, экономисты, преподаватели иностранных языков и других дисциплин — прошли стажировку за границей. Мы повышаем образовательный уровень и расширяем кругозор наших студентов и за счет таких интересных и нужных дисциплин, как экономика зарубежных стран, таможенное дело, компьютерные технологии в международном бизнесе, международный маркетинг и т. д. А еще, планируя учебный процесс, мы учитывали важность углубленного изучения нашими студентами сразу нескольких иностранных языков — начиная с первого курса все без исключения обязательно обучаются двум иностранным языкам: основному — английскому — и второму — французскому или немецкому — на выбор. Для этого были открыты 3 лингвистических класса и созданы специальные программы интенсивного обучения. В каждой подгруппе не более 7-8 человек. Приглашаем к себе с лекциями специалистов из Франции, Германии и Англии.
— Пригодится ли студентам и выпускникам вашей кафедры столь глубокое преподавание здесь иностранных языков? Откроются ли перед ними дополнительные перспективы?
— Дело в том, что уже сегодня между КНТУ и непосредственно кафедрой международной экономики и вузами других стран заключены договоры, позволяющие нашим студентам уже после II курса проходить стажировку во Франции и Германии.
За 5 лет примерно 80% наших студентов успели побывать за границей, а то и по нескольку раз — в Англии, Германии, Дании, Бельгии, Франции. Только в этом году 4 человека уехали в Англию, двое студентов после III курса сейчас стажируются в Оснабрюкском университете (Германия), а 20 уже буквально сидят на чемоданах, готовятся к отбытию во Францию.
Причем стажируются наши студенты совершенно бесплатно, мы стараемся находить для них такие возможности. Готовится к защите диплома (уже второго) в Лиможском университете (Франция) наша выпускница. А это означает, что мы можем давать своим студентам такие базовые знания, с которыми они реально могут продолжить свое обучение за границей.
— А насколько сегодня востребованы выпускаемые вами специалисты на отечественном рынке?
— Если взять, к примеру, наших сегодняшних выпускников, то практически все из них уже трудоустроены. Показательно и то, что они не сами искали себе применение, а были приглашены на работу еще до получения диплома. Двое, например, сейчас трудятся в столичных банках, есть наши кадры во Львовской области, в таможенной службе, некоторые остались здесь и работают на «Соноле», есть и такие, кто открыл собственные предприятия.
— Планируете ли вы открывать у себя на кафедре еще какие-то специальности?
— Сейчас только в нашей области работает более 180 совместных предприятий. А потому, учитывая большую потребность в специалистах-международниках, в этом году мы открыли у себя специальность «Менеджмент внешнеэкономической деятельности». Уже проводим на нее набор. Программа курса будет выстроена аналогично «Международной экономике». Точно так же кроме базовых, конкурентных дисциплин большое внимание на протяжении 5 лет будет уделяться изучению иностранных языков.
Как оказалось, наш визит на кафедру международной экономики совпал с приездом туда в качестве председателя Государственной аккредитационной комиссии (ГАК) доктора экономических наук, профессора Донецкого национального университета Юрия Макогона. Мы попросили Юрия Владимировича поделиться с нами результатами министерской проверки, а также своими личными впечатлениями о нескольких днях, проведенных в стенах КНТУ.
— Прежде всего сообщу, что кафедра международной экономики прошла аккредитацию и подтвердила свою готовность выпускать высококлассных специалистов такого плана. Сейчас практически на каждом более-менее серьезном предприятии возникает потребность в специалистах по международной экономике. И потому очень важно, что именно у вас в городе действует такая кафедра, а это может позволить себе далеко не каждый областной центр…
Студентка 4 курса экономического факультета по специальности «Международная экономика» Инна Фоменко недавно вернулась из очередной заграничной поездки — в течение месяца она проходила стажировку в Лиможском университете. И это не первое заграничное путешествие молодой кировоградки с целью повышения своего образовательного уровня. Два года назад она проходила полугодичную стажировку в университете немецкого города Оснабрюк.
— Когда мы приехали в Оснабрюк, нас зачислили в университет на шесть месяцев. Однако при желании там можно было остаться и на постоянное обучение — у них существует определенная договоренность с нашей кафедрой. Кстати, две мои тогдашние сокурсницы так и поступили, что дало им возможность бесплатно получить два диплома. Я же решила вернуться домой. Во многом из-за того, что хотелось побывать и в других странах, в университетах, с которыми наш вуз сотрудничает.
Учиться мне было легко и интересно, сначала, правда, были небольшие сложности с языком, но я их быстро преодолела. Зато у меня появилось много новых друзей, с которыми я часто переписываюсь и созваниваюсь, они постоянно зовут меня в гости. Кстати, студенты нашего университета выгодно отличаются от местных соискателей высшего образования — получив дома фундаментальные знания, они там очень хорошо учатся. Местных преподавателей это даже немного обескураживало. А вот сама система образования мне больше пришлась по душе заграничная — там студенты сами понимают, что им нужно получить высшее образование, и сами решают, какие предметы они для этого выберут. В Оснабрюке можно было ходить на лекции избирательно, главное в итоге — успешно сдать экзамен. Все рассчитано на взрослых людей, с которыми уже не «носятся» преподаватели. У нас на кафедре сейчас подобный подход тоже внедряется, а это значит, что она у нас самая современная…