И протрубил первый ангел — и повелел отстранить от должности директора предприятия КАТП-1128. И протрубил второй ангел — и сказал коллектив КАТП-1128: «Будем бастовать!» И протрубил третий ангел — и исчезли с улиц Кировограда мусороуборочные машины. Четвертый ангел протрубил — и побрели кировоградцы по улицам в мусорных отходах по пояс. И пятый ангел протрубил — и полезли из мусорных куч звери страшные о хвостах крысиных, моровые болезни разносящие. А когда шестому ангелу настал час протрубить, то некому было уже его услышать.
А на самом деле все намного прозаичнее, а потому — еще страшнее.
Из частного сектора в Кировском районе Кировограда мусор (бытовые отходы) не вывозится с 1 мая. Из КАТП-1128 уходят водители, не желающие работать за нищенскую зарплату. Мусорная свалка в районе Завадовки вопиет о настоящем хозяине. И даже если седьмой ангел протрубит отбой забастовки на КАТП-1128, это окажется только отсрочкой!
На самом деле мусорный апокалипсис в столице Кировоградщины уже начался.
Проза конфликта
Ах, какая замечательная кампания, широко поддержанная прессой, развернулась в Кировограде весной прошлого года! Самые жесткие указания отдавал лично мэр. Тогдашний начальник специнспекции подполковник Иванов (только-только снявший погоны) во всеуслышание объявил «священную войну» творцам самовольных свалок. Админкомиссия выписывала штрафы прямо на «месте преступления». Работа закипела. Кировоград на глазах становился чище. А потом… Потом и товарищ Иванов, как он сам объяснил журналистам на прощальной пресс-конференции, оказался не ко двору для исполнительной власти. (Слишком широко замахнулся, видимо. Не учел, что сваливать мусор, который был вывезен самовольно в непредназначенное для этого место, к воротам отдельных граждан — это одно, а начинать требовать порядок со всех одинаково — это другое. На тех, кто близок к городской власти, ненароком нарваться можно. К неудовольствию последней.)
Поэтому нынешней весной объявленный месячник чистоты был, как говорится, и трубой пониже, и дымом пожиже. Но, тем не менее, попытка найти крайнего в очередной раз имела место. Цитируем текст информсообщения:
«Городской голова Николай Чигрин дал поручение управлению собственности и приватизации коммунального имущества направить в адрес правления КАТП-1128 письмо с ходатайством об отстранении от должности нынешнего директора предприятия Владимира Орехова.
Как отметил на совещании с руководителями исполнительных органов горсовета городской голова, несвоевременный вывоз мусора с контейнерных площадок Кировограда стал причиной большого количества нареканий начальников КРЭПов на руководителя КАТП- 1128.
По словам городского головы, руководители КРЭПов готовы обратиться в судебные органы с жалобами на неисполнение транспортным предприятием своих договорных обязательств, несмотря на то, что большая часть ремонтно-эксплуатационных предприятий не имеет задолженности за вывоз мусора.
Городской голова поручил коммунальному предприятию по содержанию дорог в срочном порядке задействовать имеющуюся технику на обслуживание КРЭПов».
Итак, новая кампания «за чистоту» началась. Виновный «назначен». Сама же цитата равносильна тому, что одной из сторон конфликта предоставлено слово. Очередь за другой стороной.
Конфликт в конфликте
Коммунальное автотранспортное предприятие КАТП-1128 — «официальный» монополист по вывозу мусора в Кировограде. И если, судя по приведенной цитате, оно же является и «официальным» виновником, то, с точки зрения коллектива предприятия, все как раз наоборот. Слово председателю профкома Валентине Пономаревой:
— С 26 апреля коллектив предприятия вступил в трудовой спор с директором и сейчас находится в предзабастовочном состоянии. Основное требование — повышение зарплаты до уровня, предусмотренного тарифным соглашением работников транспорта, и своевременная ее выплата. Подразумевается и погашение долгов по зарплате. Если городская власть не сделает встречных шагов до 30 мая, то 6-7 июня мы вправе начать забастовку.
С 1992 года КАТП-1128 является арендным предприятием, должность директора на нем — выборная. Но, по словам Валентины Федотовны, трудовой спор и предзабастовочное состояние — это на самом деле акция в защиту директора, а не против него:
— Многие водители проработали с Владимиром Ореховым по 20 лет, ему доверяют, понимают, что проблема не в нем, а в городской власти, а потому на переизбрание не пойдут.
По словам самого Владимира Орехова, нарастание проблем началось с июня прошлого года — после скачка цен на горючее, автозапчасти и т. д. Частным автоперевозчикам городская власть пошла навстречу, повысив стоимость проезда в городском транспорте. Для КАТП-1128 она же утвердила было новые тарифы на вывоз мусора, которые дали бы возможность повысить зарплату на предприятии и вовремя выплачивать налоги, но… тут же и приостановила их действие. Итог — только налоговые долги составляют уже около 200 тысяч. Долг по зарплате — 2 месяца. О том, какая это зарплата, говорит Валентина Пономарева:
— Ставки были рассчитаны, исходя из минимальной заработной платы 118 гривен. Для водителей первого класса, например, со всеми начислениями ставка составляет 298 гривен — ниже, чем минимальная пенсия. Пятеро водителей уже уволились — и мы потеряли возможность обслуживать частный сектор Кировского района. Свободные мусоровозы простаивают, а найти на них водителей невозможно. Люди приходят по объявлениям или с биржи труда, узнают, какую зарплату им предлагают, и тут же уходят. Ежемесячные убытки по вывозу бытовых отходов из частного сектора составляют 3-3,5 тысячи. С контейнерных площадок ЖЭКов — 30 тысяч, то есть каждый второй контейнер мусора мы вывозим без оплаты. Насколько я знаю, мэр был готов пойти на выделение дотаций ЖЭКам на вывоз мусора, чтобы они могли рассчитываться с нами, но почему-то пока это предложение так и осталось нереализованным…
Итак, Кировоград действительно на грани мусорного апокалипсиса. И три или четыре мусоровоза, которые, по имеющейся информации, сможет задействовать предприятие по содержанию дорог, положения никак не спасут. Для справки: в КАТП-1128 — 23 мусоровоза (5 из них, напомним, без водителей), а по санитарной норме, как уточняет В. Пономарева, для обслуживания областного центра необходимо более 50 мусоровозов — по 20 на 100 тысяч населения.
Ангелы уже трубят
Чтобы убедиться в этом, достаточно проехаться в Лесопарковую зону Кировограда, к Соколовскому карьеру, на Завадовку и Злодейскую балку, в Рощу Десантников и к Солдатским ставкам… Рядом с последними в прошлом году мусор убрали, а в этом — только иногда появляется какой-то бульдозер, отгребающий мусор в сторону от дороги. Но летучий мусор при этом никуда не исчезает и при малейшем ветре летит обратно. Словом, практически все выезды из Кировограда можно уже считать одной большой несанкционированной свалкой.
Владимир Орехов говорит, что уже предлагал городской власти так называемый «луцкий вариант». Все предприятия — существующие и вновь создаваемые — попадают в единую электронную базу данных, и город взимает с каждого из них его долю за вывоз мусора и этими деньгами расплачивается с предприятиями, вывозящими мусор. Но идея не пришлась в Кировограде ко двору…
То, что КАТП-1128 в сложившихся обстоятельствах не справляется с вывозом мусора даже из жилых микрорайонов, включая центр города (!), видно невооруженным глазом. Мусоровозы, опорожняя контейнеры, ставят их на тот же мусор, который кучами лежит вокруг. В лучшем случае после этого появляются дворники и лопатами забрасывают эти кучи в контейнеры. Но жильцам, идущим следом, только и остается, что опорожнять свои ведра в уже переполненные контейнеры — то есть фактически на асфальт. И если у городской власти нет рецепта выхода из возникшей ситуации, то мусорный апокалипсис нам всем гарантирован.