Казалось бы, в обществе, массово обманутом трастовыми компаниями образца середины 90-х годов, прекрасно еще помнящем знаменитую рекламу о «халявщиках и партнерах» с Леней Голубковым и «просто Марией» в главных ролях, в котором название «МММ» давно уже стало нарицательным, повторение истории с финансовыми пирамидами в принципе невозможно. Плавали, знаем… Но жизнь в который раз доказала обратное — учиться люди предпочитают исключительно на своих собственных ошибках…
Финансовой пирамидой местного разлива оказался кредитный союз «КОКС» (Кiровоградська кредитно-ощадна спiлка). Справедливости ради нужно сказать, что на данный момент достоверно неизвестно, собрались ли изначально инициаторы создания союза идти по стопам Мавроди или «КОКС» организовывался как обыкновенное добропорядочное кредитное общество. Спросить не у кого. Глава правления кредитного союза Надежда З. и ее сообщник Евгений К. сейчас находятся в бегах (и, стало быть, в розыске), а у других лиц, так или иначе причастных к делу, сложилось по этому вопросу неоднозначное мнение.
Следователь городской прокуратуры считает, что гражданка З. и не собиралась возвращать деньги вкладчикам, в то время как некоторые знакомые бывшего руководителя союза уверены — «КОКС» не «лопнул» бы, если бы Надежда в свое время не поддалась то ли влиянию, то ли обаянию Евгения…
Так или иначе, должностным лицам кредитного союза «КОКС» выдвинуто обвинение в присвоении и растрате денежных средств членов союза на сумму 2 млн. 290 тыс. грн. По официальным данным. По неофициальной же информации, сбежавшее руководство «КОКСа» могло прикарманить свыше 3,5 млн. гривен.
Период нормальной работы кредитного союза «КОКСа» продолжался пять лет — до января 2005 года. Все это время претензий к кредитному союзу ни у вкладчиков, ни у государства не было. Маховик финансово-кредитного бизнеса раскрутился быстро: многообещающие проценты по депозитным вкладам (от 36 до 60 % годовых) более выгодные по сравнению с банковскими условия кредитования, реклама в прессе и транспорте сделали свое дело — недостатка в клиентах «КОКС» не испытывал. На момент краха союза их собралось 135 человек.
Первое время руководство «КОКСа» — как и любой другой финансовой пирамиды — положенные проценты выплачивало исправно. Когда же в январе и феврале 2005-го проценты по вкладам впервые не заплатили, вкладчики подняли тревогу и потребовали у Надежды З. и Евгения К. отчет о кредитной деятельности союза. 21 февраля состоялось едва ли не первое за пять лет общее собрание членов союза, на котором тогдашнему руководству «КОКСа» было высказано недоверие. На том же собрании председателем наблюдательного совета союза выбрали Владимира Б.
Владимир Б. — один из числа первых вкладчиков «КОКСа». В этот кредитный союз его привела случайная встреча с Надеждой — бывшей сотрудницей жены Владимира (она работала в кредитно-экономическом отделе банка). Владимир с женой сняли с банковского счета все свои сбережения (около 32 тыс. грн.) и вложили их в «КОКС» под 3% в месяц. С декабря 2001 по декабрь 2004 года они регулярно получали проценты, а потом…
Когда новоизбранный председатель наблюдательного совета принялся разбирать бухгалтерские бумаги союза, оказалось, что вся документация, связанная с кредитованием, загадочным образом исчезла во время переезда центрального офиса «КОКСа». Затем последовали обращение в прокуратуру, еще одно собрание членов союза, во время которого Надежда З. и Евгений К. демонстративно встали и вышли из зала. Причем, по словам свидетелей, вели они себя нагло, хладнокровно, как будто, были уверены в своей безнаказанности.
Бежать из-под стражи Надежде З. удалось, когда ее перевели из СИЗО в областную больницу для обследования…
Что же ждет кредитный союз «КОКС» в дальнейшем? Честно говоря, хорошего мало. Будущего у союза, по мнению специалистов, практически нет. Сейчас идет кропотливая работа по восстановлению утерянной (или уничтоженной?) документации. Возможно, союзу удастся вернуть ряд выданных и непогашенных кредитов. Возможно, в актив «КОКСа» поступит конфискованное по решению суда имущество Надежды З. (как минимум, четыре квартиры в Кировограде и домик в пригороде). Возможно, в чем уверен следователь прокуратуры, на след похищенных средств выведут сами злоумышленники (когда их арестуют). Тогда хотя бы часть обманутых вкладчиков — а это представители разных слоев общества: предприниматели, пенсионеры, военнослужащие — получит свои деньги назад. Причем в большинстве случаев деньги-то немалые! Среди членов кредитного союза десятка полтора человек имели вклады свыше 100 тыс. грн., а два вклада и вовсе уникальны — 180 и 240 тыс. грн., соответственно!
Кроме главы правления кредитного союза «КОКС» и ее сообщника по делу также проходят служебные лица МП «Инициатива», которым прокуратура выдвинула обвинение по ст. 191 часть 5 (злоупотребление служебным положением, присвоение, растрата имущества в особо крупных размерах). На эту фирму выписывались кредиты, исчисляемые сотнями тысяч гривен, и у следствия есть данные, что в большинстве случаев эти кредиты — лишь способ внешне легально отмыть деньги из «КОКСа».
Хороший повод задуматься клиентам других "коксов"(В Кировограде их еще как минимум парочку есть). Пока не поздно…