В Киеве пытается родиться оппозиция, на отсутствие которой так жаловался глава СБУ Александр Турчинов. Роды происходят рядом с Домом правительства, в палаточном городке. Главный «роженик» — экс-премьер Виктор Янукович — походил возле палаток, огляделся по сторонам, разворачиваясь, как башня от танка, и привычно пригрозил новой украинской власти акциями оппозиции. На этот раз не сказал, какими.
Раньше Янукович обещал вместе со всей оппозицией заблокировать работу транспорта, на что премьер Юлия Тимошенко ему ласково ответила: «Хотите лечь на рельсы — это ваше право»…
Янукович вышагивал по Мариинскому парку и палаточному городку под голубыми знаменами «Выбор — 2004». Они рассказывали об оппозиции фрейдистскую правду: ее политическая ориентация слишком альтернативна, а цели устарели как прошлогодний снег.
Голубой городок напоминает, кто в стране политический лидер, когда выкрикивает под стенами Кабмина: «Ти-мо-шен-ко, выйди к нам!» Но приходят к ним одни только отверженные депутаты. Один из них, Нестор Шуфрич, развесил на палатках городка таблички «собственность народного депутата». Это охранные грамоты. По идее, палатки не могут быть снесены, потому что имущество парламентариев неприкосновенно. Практику «отабличивания» использовала и сама Тимошенко — когда была лидером оппозиции и строила городки на Крещатике. Их, кстати, свернули по распоряжению властей, невзирая на собственность депутатов.
Памятуя об этом, Шуфрич проводит переговоры с милицией. Она стянула к парку грузовики с циничной надписью «люди». Правоохранители клянутся, что не станут сносить городок, хотя соответствующий намек киевского мэра уже получен: палатки в парке признаны незарегистрированными «малыми архитектурными формами», которые запрещены в столице и подлежат сносу.
Рядом с городком, в том же Мариинском парке, разбили палатки болельщики киевского «Динамо». Они протестуют против ареста акций клуба и гонений на его хозяев, братьев Суркисов. Футбольные фаны стучат в барабаны, дудят в дудки и свистят в свистульки в ритме известной речевки «“Динамо” с Днепра, Киев, Киев, ура!».
Палатки Шуфрича и динамовцев сливаются воедино — все они голубые. В первом случае это цвет партии «Регионы Украины» экс-премьера Януковича. Во втором — фирменный колор футбольного клуба «Динамо».
Организаторы городка обещали, что в нем будет 100 армейских палаток, но еле нашли 47 туристических одноместных. В них никто не ночует — иначе можно не только поголубеть, но и посинеть (от холода). Возле палаток крутятся три десятка киевлян, здесь не слышно донбасского говора сторонников Януковича, здесь изъясняются «на мове». Как говорит активистка городка Лариса Александрова, люди из Харькова, Донецка и Луганска не могут сюда стянуться, потому что им не продают билеты на поезда (во время оранжевой революции так же поступали со сторонниками нынешнего Президента Виктора Ющенко).
В голубом городке установился матриархат. Активистка Партии регионов Ольга Ивелева натягивает вокруг палаток голубую ленту и говорит, что через нее не пройдет ни один протестующий «даже с запахом алкоголя». Выпивших в лагерь не пускают. Ольга не впускала бы и курящих, но тогда ей пришлось бы одной символизировать всю мощь Донбасса.
В большинстве палаточные горожане не знают, чего ради в парке стоят, но уверяют, что денег им не платят (они — на партийной работе). Они также мало знают об арестованном главе Донецкого облсовета Борисе Колесникове, ради освобождения которого их десантировали в парк. Горожане осведомлены о нерешенных государственных проблемах («мясо опять подорожало, где дешевая свинина?») и своих личных («когда нам зарплаты повысят?»).
Есть, правда, размышления о высоком: «Начались политические гонения. Уже арестовано среднее звено прошлой власти (Колесников), скоро доберутся до высшего (Януковича) и низшего (до нас)». Об этом рассказывают три подружки в голубых жилетах «Партии регионов», подобранные, как группа «ВИАгра» — черненькая, светленькая, рыженькая. Дамам, правда, за сорок. Они утверждают, что их — 12 миллионов.
Редкий молодой человек в лагере — магистр социологии Алексей. Раньше он ходил в оранжевых шарфиках, теперь — в голубой косынке. Цвет и политическая актуальность движения его не смущают. «Я раньше участвовал в “Украине без Кучмы”, теперь — в “Украине без Ющенко”. Обе власти действуют похоже, акции протеста схожи. Есть чем заняться…»
Парковая зона возле правительства оказалась под большой угрозой: в городок доставили полевые кухни, сердобольные киевляне приносят протестующим торты, пиво и молоко. Но био-туалеты в городок так и не завезли. Может, потому что их, окрашенные в голубые цвета, «оранжисты» прозвали «домами Януковича». Возле Дома правительства начинается «разруха», она обещает выплеснуться на улицы и доказать: у «голубой» революции есть начало, но нет финала.