От и до

Для каждого человека неделя начинается и заканчивается абсолютно разными днями. На Западе народ живет от понедельника до понедельника. Работать любят. А у нас же большинство старается жить от субботы до субботы. Тоже по понятным причинам. Футбольный болельщик живет от среды до среды, журналист “УЦ” — от четверга до четверга, а читатель этой самой “УЦ” — от пятницы до пятницы.

Так получилось, что текущая политическая неделя для меня и многих моих коллег началась с самоубийства (мнимого или настоящего) генерала Юрия Кравченко, а закончилась ликвидацией агентами ФСБ (или кем-то еще) главаря чеченских боевиков Аслана Масхадова. Писать я о них не хотел, но, наверное, надо.

По поводу смерти генерала Кравченко. Мы привыкли к тому, что высшие руководители государства употребляют фразу “дело чести” по отношению к убийству Георгия Гонгадзе. Мне бы очень хотелось как гражданину своей страны услышать то же самое по поводу смерти Георгия Кирпы и Юрия Кравченко. Если эти странные смерти не будут расследованы и обществу не будет дан четкий ответ о том, что же случилось с двумя видными деятелями режима Кучмы, доверия к новой власти не будет. Сейчас политикум и общество продолжают играть в “угадайку” “Застрелили — не застрелили”. Если слова об открытом обществе и открытой политике для Президента Ющенко и его команды не просто слова, мы должны услышать четкий вразумительный ответ.

Относительно Аслана Масхадова. Его смерть вызвала в украинском обществе неоднозначную реакцию. Достаточно ознакомиться с содержанием политических форумов в украинском Интернете, чтобы убедиться в том, что многие наши соотечественники считают Масхадова героем борьбы за независимость собственного народа, а не предводителем бандитов. Надо просто попытаться ответить на один вопрос: имеет ли право человек во имя самых высоких целей захватывать и убивать заложников? И еще один вопрос для размышления пламенным любителям борцов типа Масхадова: хотели бы вы жить рядом с таким человеком в одном доме, дворе, подъезде?..

В общем, ушли личности неоднозначные. Каждый из них, наверное, мог бы называться профессионалом своего дела. В большинстве своем они оставили после себя негативную память. Я ни в коем случае не хочу сравнивать две этих личности. Их сравнило то, что намного сильнее нас, — время и судьба.

Вернемся к нашей обычной — иногда грустной, иногда веселой, но чаще будничной — политической жизни. Несколько дней тому назад стало реальностью то, о чем говорили со дня победы Виктора Ющенко на президентских выборах. Виктор Андреевич и его окружение не удержались-таки от соблазна создать мегапартию по образцу путинской “Единой России”. Причем шагнули даже дальше коллег-россиян. В России все-таки президент не возглавляет партию имени себя. У нас в Украине Виктор Андреевич, ничтоже сумняшеся, стал почетным председателем партии под несколько громоздким названием «Народный союз “Наша Украина”». Шаг серьезный.

Виктор Андреевич не стал создавать путинского плюрализма любви. Это в России можно обожать Путина в разных партиях. Ющенко четко дал понять, где должны оказаться люди, поддерживающие Президента и его программу. Особенно ярко это было проиллюстрировано в той части его речи, которая была посвящена коллегам по избирательному блоку “Наша Украина”, решившим не вливаться в состав новой партии. Таких структур-отщепенцев оказалось три: Народный рух Украины, Народная партия Украины и партия… “Наша Украина” (бывшая “Реформы и порядок”). Так вот, вместо того, чтобы поблагодарить “побратимов” за участие в совместной борьбе и победу, Виктор Андреевич весьма жестко прошелся по позиции “еретиков”, оставив, правда, на закуску сладкую морковку возможности присоединения к избранным. Чем, говорят, в скором времени не преминут воспользоваться порядочные реформисты, часть из которых уже поменяла партбилеты и даже кооптирована в президиум.

Новая партия без сомнения может называться монстром. И не надо в этом слове искать что-то зловещее. В конце концов, может быть и добрый монстр. Например, Шрек, которого так любят украинские дети. Перед партией Ющенко стоит задача, чтобы ее полюбили украинские взрослые. Полюбили так сильно, что отдали бы самое дорогое — голоса на парламентских выборах 2006 года. Поэтому и лепили монстра на скорую руку, хотя и не без изящества. Его в президиуме олицетворяла министресса культуры Оксана Билозир. Для контраста по типу “красавица и чудовище” рядышком с ней приютился мэр Киева Александр Омельченко. Который, наверное, на самом деле и является главным героем оранжевой революции. Порадовало также трогательное единение больших начальников нашего государства. Зинченко, Бессмертный, Порошенко, Третьяков в периодически возникающих на съезде паузах (а что вы хотели? А посчитать голоса шести с половиной тысяч делегатов, даже если практически все они за?), наверное, рассказывали друг другу анекдоты. Потому что очень часто смеялись, не проникнувшись, вероятно, всей важностью момента. Вот Виктор Андреевич почти не смеялся.

Вообще зрелище поражало своим размахом. Вышеописанные шесть с половиной тысяч делегатов плюс всевозможнейшие гости и наш брат — журналист заполонили собой отнюдь не маленький киевский Дворец спорта. Новизна события видна была с самого входа. Уже в момент проникновения во Дворец соратников Ющенко встречали рамки металлоискателей и многочисленная, но вежливая русскоязычная охрана. Тот факт, что украинских патриотов обыскивают “iншомовнi” сотрудники безопасности, вызвал немало нареканий среди делегатов. В фойе участники и гости съезда сразу понимали, что с рыночного пути Украина при Ющенко не свернет, — симпатичные девочки предлагали по весьма сходным ценам разнообразную символику и атрибутику “Нашей Украины”. Журналистов ждал весьма толково подготовленный пресс-центр с кофейком и Интернетом. Вообще все было организовано на “отлично”. Все знали, куда идти, когда хлопать, как голосовать.

Стоп. Не подумайте плохого о новосозданной партии. Ну просто решения о ее создании и о почетном руководстве Виктором Андреевичем и не могли быть проголосованы никак, кроме “единогласно”. Но зато когда дошло дело до утверждения списка политсовета (который тоже достоин попадания в “Книгу рекордов Гиннесса” — 151 человек), начались недюжинные демократические страсти. Особо свирепствовала донецкая делегация, которая пыталась воздействовать на президиум силой голосовых связок и заменить печально известного в узких политических кругах Антона Клименко на героического редактора газеты “Остров” Евгения Талышева. Но официальный тамада мероприятия Юрий Ехануров балаган не приветствовал и возмущенных донетчан дезавуировал.

Вообще надо сказать, что рудименты Майдана вроде выкриков с мест и скандирования “Ганьба!” партийных бонз откровенно раздражали. Хотя весь внешний антураж предвыборной кампании перекочевал и на этот постпобедный съезд. Тем не менее, ветераны оранжевой революции могут потихоньку расслабляться, — как пел Валерий Меладзе, “принцев мало, и на всех их не хватает”.

Вот и речь Президента поначалу ничем не отличалась от его кандидатских спичей образца эдак июня-июля. Те же тезисы, те же построения. За небольшим, правда, исключением. Как всегда, отдав должное проблеме единой Украинской Православной Церкви или, скажем, примирению ветеранов Красной Армии и УПА, Виктор Андреевич как-то непроизвольно проехал мимо языкового вопроса, который в предвыборной кампании фигурировал всегда и однозначно. После победы говорить о русском языке (как, впрочем, и украинском) стало для Ющенко закрытой темой. Что подозрительно напоминает первые шаги блистательного второго президента Украины. Леонида Даниловича Кучмы, если кто забыл. Тоже большого охранителя и ревнителя прав нацменьшинств (тьфу, слово какое мерзкое!).

Порадовал Виктор Андреевич и неожиданным выводом о том, что сделать украинца богатым, свободным европейцем может только, конечно же, вы догадались с одного раза, новая партия. В чем в чем, а в логике Президенту не откажешь. Тут же на сцене Дворца спорта Виктору Андреевичу удалось разрубить главный гордиев узел украинской политики последних двух месяцев. Долгий спор на тему, что лучше: мегапартия или избирательный мегаблок, Ющенко прервал в чем-то сенсационным заявлением, что его партия на выборы 2006 года пойдет единым списком с единомышленниками — Юлией Тимошенко и ее партиями, а также с народными аграриями Владимира Литвина. Эвона как все у нас будет консолидированно. А то еще и Рухи сменят гнев на милость (а народ — большой и малый — тикает из них в новую партию со скоростью света). И глядишь, левый реванш в Украине обеспечен. Потому что гражданин, желающий голосовать за Ющенко, может как-то побрезговать Литвином или там, скажем, бессмертным, как Дункан Маклауд, Сан Санычем Омельченко. Конечно же, Виктор Андреевич обладает потрясающей консолидирующей энергией, но в желании объять необъятное может произойти то, что частенько происходит с ведущими тенорами на верхнем до.

Кстати, о левых. Как и ожидалось, “iншого” Сан Саныча, который Мороз, в новую партию никто не звал. И в новый блок никто не звал. И даже никто не вспомнил. Мол, живи, Сан Саныч, как хочешь. Мороз тоже приветственных телеграмм в адрес форума демократических сил не слал. Такое полное хладнокровие в отношениях между бывшими партнерами, если честно, немножко удивляет. Хотя, в общем-то, все ясно. В данный момент Мороз активно борется на рынке депутатской недвижимости с “Нашей Украиной”, БЮТом и Литвином, прикупая по дешевке оставшиеся после Кучмы руины фракции большинства.

Не было на съезде и Юлии Тимошенко. Будто бы она куда-то уезжала, но куда — непонятно. Информации об этом нет. Я думаю, Юлия Владимировна в этот день уехала в себя и отлично провела время. Несмотря на уверения высоких блокирующихся сторон о вечной нерушимой дружбе, нет-нет да и закрадется какое-то подозрение. Как правило, в Украине очень легко рождаются спонтанные блоки и практически никогда не выживают заранее проанонсированные политические союзы. И пусть нас уверяют, что Юлия Владимировна на десять лет забыла, где лежит ее маршальский жезл. Поживем — увидим.

Но, если представить себе ситуацию, которую обрисовал нам Виктор Андреевич, получается достаточно интересная картинка. Вряд ли демократические, а ныне провластные силы смогут перепрыгнуть планку, поставленную Ющенко на президентских выборах. Скорее всего, они до нее и не дотянутся, беря во внимание уж очень стремительно развившуюся любовь к Литвину и другим кучмотоварищам, а также некую плавность движений и холеность рук. Получается, на другой стороне весов не менее, а то и более пятидесяти процентов избирателей. Из чего им выбирать? Из еще недоразвитой оппозиции в лице Януковича, который после поражения ни разу не сподобился на внятные слова к своим избирателям? Или из переспелой оппозиции в лице СДПУ(о), которая, похоже, в полном составе обороняет в Печерском суде акции “Динамо”(Киев)?

И тут, как в рекламе, приходит кариес. С человеческим лицом Мороза и Симоненко. Это мы с вами, господа, чирикаем на уровне парламента, а на местных и тоже пропорциональных выборах в двух третях областей левые могут просто взять власть. А если усилия нового руководства по наведению порядка и процветания в Украине останутся такими же решительными и продуманными, как сейчас, то победа левых будет шокирующе громкой.

У оранжевой власти есть три варианта. Первый. За год сделать чудо и реально повысить благосостояние народа. Наверное, мало реально, хотя и не совсем в области фантастики. Второе. Инициировать, скажем, запрет Коммунистической партии или вообще подвергнуть левых гонениям. Тоже очень вряд ли. Товарищам Морозу и Симоненко, как говорили классики, палец в рот не клади. Ну и, наконец, третье. Взять на вооружение фирменные кучмовские фальсификации. Это, правда, как-то вообще стыдно. После разговоров о моральности власти и примера для всего мира. Выходит, тупик? Да нет, наверное, комбинация из первого предложенного мной варианта и образцовой организационной работы, которую так блестяще умеет делать глава новой партии Роман Бессмертный, может дать партии «Народный союз “Наша Украина”» необходимый перевес на выборах. Кстати, вы еще не забыли, что с первого сентября нынешнего года мы будем жить в парламентско-президентской республике? Что-то об этом вспоминать стало не модно…

Каждый человек измеряет свою жизнь неделями, месяцами и годами. И только политики живут циклами. От выборов до выборов, от стресса до стресса. У нас было два зимних месяца для того, чтобы попытаться выдохнуть и прийти в себя после сумасшедшей президентской гонки, закончившейся революцией. Но все начинается заново. И кто же так решил в небесной канцелярии, что у нас весь народ — политики? Впереди у нас новый, к счастью, очень короткий (всего один год) политический цикл. И нам придется прожить его по полной программе. От и до.

От и до: 8 комментариев

  1. Все, что Вы пишите, в принципе верно, но не имеет отношения к нашему маленькому спору.
    Я ответил Вам по поводу своего отношения к личности Масхадова. По поводу проблем взаимоотношений России и чеченского народа написана гора книг и статей . Увеличивать эту гору — желания, признаться, нет. Любая война рождает сотни точек зрения.
    Так что считаю наш обмен мнениями на эту тему закрытым.

  2. Уважаемый Юрий!
    В свое время срочную службу в СА мне довелось проходить в г.Грозном и исход этой войны я абсолютно точно предсказал еще в 1994г. в отличие от кремлевских аналитиков и "специалистов по межэтническим проблемам" которые втянули Ельцина в эту авантюру, даже не попытавшись решить все мирным путем. Впрочем, когда это русских интересовали проблемы других народов тем более каких-то "чурок"? Можно было хотя-бы попробовать понять обычаи и психологию этих людей , а не навязывать им свой образ жизни огнем и мечом в течении 300 лет истребляя их, высылать в Казахстан и строить из надмогильных плит чеченцев свинарники.

  3. Клоуны, мдя.

    Если враг не сдается — его уничтожают.

  4. Уважаемый Виталий!
    1. Масхадов не протягивал руку мира России.
    2. Российское государство далеко не идеал. Но какую реакцию Вы ожидали на Беслан и Норд-Ост?
    3.Масхадов играл роль доброго следователя при злом Басаеве. Один проводил теракты. другой тут же осуждал террор.
    4.Масхадову неоднократно предлагали сдаться и гарантировали справедливый суд.
    5.Вспомните, Виталий, какие события привели к первой чеченской войне.
    6.Справтесь где-нибудь, сколько русских, украинцев жило в Грозном до первой войны. Вы догадываетесь, в каком из миров они сейчас?

  5. И еще пару слов для автора:
    Аслан Масхадов был настоящий воин и настоящий мужчина-воевал честно и к терроризму отношения не имел, всегда осуждал его. Почему Вы, Юрий, не считаете терроризмом уничтожение за 10 лет войны в Чечне на своей земле сотен тысяч чеченцев, в том числе мирных жителей-женщин, стариков и детей?

  6. Убийство президента Аслана Масхадова в тот момент когда он протянул руку мира России-гнусное преступление. Отравления, политические убийства, дезинформация-их почерк. Много они выиграли от убийства Джохара Дудаева?

  7. По поводу Масхадова , думаю, это ещё одна серьёзная ошибка Путина. Не знаю уже, какая политическая "Виагра" ему нужна, чтобы его рейтинг (в России и мире) перестал падать.
    А что касается родной страны, то, как говорится, "обнять и плакать".

Добавить комментарий