Ровно двадцать лет назад, 11 марта 1985 года, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев. Что это было: начало конца, начало начал, конец концов? В тысячах версий, высказанных с той поры самыми разными людьми, звучат все перечисленные варианты. Так или иначе, этот человек изменил мир, во всяком случае, такую ответственность на него возлагают миллионы.
С его приходом началась перестройка… Закончилась ли она на сегодня?
История повторяется, это факт, но неужели так быстро? Как много схожего с тем моментом нашей биографии…
Точно так же бесконечно много речей со свежей, непривычной, ошеломляющей подчас риторикой! Невиданная смелость в выражениях, раскрытие страшных тайн недавнего прошлого, стирание белых пятен. Несть числа новым людям у руля, немерено новшеств в экономике, политике, общественной жизни. И при всем при этом так же болезненно актуален анекдот двадцатилетней давности. Чукчу спрашивают, что такое перестройка? «Перестройка — как тайга: наверху шумит, а внизу — тихо-тихо», — отвечает умудренный вековым опытом житель сурового северного края.
Нет, сейчас и внизу, конечно, погромче. Очарованный безнаказанностью народ валит митинговать или перекрывать улицы по любому поводу. Свет в доме отключили — вперед на баррикады! Лифт простаивает месяцами — открытое письмо Президенту получите!
Еще три месяца назад вылизывающие все места бывшему премьер-министру газеты стали пафосными и безудержно смелыми, как «Огонек» эпохи заката Советского Союза… Клеймят, разоблачают, призывают. Кстати, 20 лет назад вторым по популярности словом после «перестройка» было «гласность». Дежа вю…
Одного только недостает для полноты картины — безалкогольной кампании. Хотя походы правительства на каток (да здравствует здоровый образ жизни!), предложения Томенко запретить курение в общественных местах могут быть первыми звоночками.
Ту перестройку заболтали. А некогда великий Союз пал, как колосс на глиняных и слегка подмокших ногах. Если заболтают оранжевую революцию, Украина, конечно, не распадется на части. Хотя опять же, первые сепаратисты, федералисты и прочие «отделенцы» подняли голову и голос когда? Именно двадцать лет назад…
Мир до сих пор носит на руках Михаила Сергеевича. Кто-то сомневается, что с Виктором Андреевичем Запад будет носиться точно так же десятилетие спустя после окончания его президентства? Как же — сверг антидемократичный режим! И, как Горбачев, гарантировал себе место в истории. Только дай Бог, чтобы после этой нашей перестройки в памяти народной остались не только парочка символов типа разрушенной Берлинской стены или миллионного Майдана…