Названия «Добруджа» и «Добрич» хорошо знакомы жителям Кировограда. Молодежи – потому, что так называются известное в областном центре кафе болгарской кухни, бывший магазин недалеко от площади Богдана Хмельницкого, а также реабилитационный центр для детей-инвалидов возле областной больницы. А людям старшего поколения эти имена собственные напоминают о том, что во времена Советского Союза Кировоградщина поддерживала тесные братские отношения с регионом Добруджа Народной Республики Болгария, центр которого – город Добрич (бывший Толбухин) – являлся единственным зарубежным городом-побратимом Кировограда.
Справка. Не только Кировоград являлся побратимом Добрича. Такие же тесные контакты Добрич имел с городами Саратов (Россия), Пинск (Беларусь), Новы-Сонч (Польша), Залаэгерсег (Венгрия), Кыркларели (Турция), Констанца (Румыния), Голмуд (Китай), Кавадарци (Республика Македония), Шаффхаузен (Швейцария).
Несколько лет назад наши корреспонденты связывались с муниципалитетом города Добрич, чтобы узнать, как сейчас живет наш побратим?
Нам тогда ответила представитель департамента «Международное сотрудничество и протокол» Валентина Димитрова: «Очень приятно получить письмо из города-побратима Добрича – Кировограда. Да, когда-то наши города поддерживали близкие дружеские связи, которые, к сожалению, затихли в связи с событиями, произошедшими в обеих наших странах после 1989 года. Предыдущий мэр города Добрича (сейчас городом управляет г-жа Детелина Николова, которая на выборах осенью 2007 года была избрана на этот пост повторно) не раз пытался связаться с руководством Кировограда с целью восстановить и продолжить сотрудничество. К сожалению, ответ так и не был получен.
Мы очень рады, что жители города Кировограда помнят о Добриче и даже желают узнать больше о нашем городе. Высылаю вам общую информацию о Добриче. <...> Благодарим за проявленный к нам интерес и надеемся, что контакт с вами станет новым началом для продолжения старой дружбы».
К сожалению, этой короткой перепиской дело и закончилось. Больше о Добриче мы долго ничего не слышали. Поэтому, когда узнали, что из центра когда-то братской Добруджи недавно вернулись специалисты торгового дома «Червона зирка», которые ездили в Добрич на выставку «Все для сельскохозяйственной техники– 2011», мы с удовольствием решили с ними пообщаться. О том, чем живет Добрич сегодня, рассказывает руководитель группы продаж по дальнему зарубежью Вячеслав Киверник.
– Добрич – типичный болгарский город с населением чуть больше 90 тысяч человек. Он чем-то похож на нашу Александрию или Черкассы. Исторического центра со старинной архитектурой, как в Кировограде, там нет. Центральная площадь – это открытая площадка, от которой расходятся тенистые аллеи, посаженные годах в шестидесятых-семидесятых. Дело в том, что расцвет Добрича пришелся на времена правления лидера социалистической Болгарии Тодора Живкова, который перенес туда свою резиденцию, – рассказывает Вячеслав Анатольевич. – Отсюда и внешний вид, и настроение города. Такое впечатление, что ты попал на Олимпиаду-80, которая проводится где-то в Черкассах в те времена. Все вроде бы хорошо, аккуратно, но так духом соцреализма веет! Но при всем при этом мне в Болгарии комфортно, душа к ней лежит. Может, потому, что с нашей страной много общего…
Этот момент немного поясним. Да, Болгария в 2007 году вступила в ЕС (обойдемся без нюансов геополитической дипломатии – вступила и вступила), но надо понимать, что Евросоюз Евросоюзу рознь. Уровень болгарской жизни не идет ни в какое сравнение с той же Венгрией, Чехией, не говоря уже о Германии.
Болгары, получив право «ходить» под флагом ЕС, сразу же эти флаги везде повывешивали, дороги за несколько лет скоренько отремонтировали (как говорит Вячеслав Анатольевич, «раньше это были не трассы, а направления движения»)… на этом дело и закончилось. Никакого другого европейского духа в виде развитой инфраструктуры, работающих предприятий, зарплат, позволяющих себя чувствовать обеспеченным человеком, и социальных гарантий здесь так и не появилось и, судя по всему, в скором времени не появится.
– Мне кажется, что жители Добрича живут хуже, чем кировоградцы, – говорит наш собеседник. – Представляете, там до сих пор даже в многоэтажках топят углем или дровами! Газа нет. Даже в таких крупных городах, как София и Пловдив, только половина квартир газифицированы.
Да, в пятиэтажных «хрущевках» – «живковках» Добрича (девятиэтажки там редкость) стоят домовые котельные, куда надо забрасывать твердое топливо. «Электричество – дорогое, не по карману среднестатистическим жителям, вот люди и выживают, как могут», – говорит Вячеслав Киверник.
Существенный плюс – это сравнительно недорогие автомобили, в 2-2,5 раза дешевле, чем в Украине. Дело в том, что, в отличие от многих других держав Евросоюза, в Болгарии нет «возрастного» ограничения на ввоз автомобилей. Если в Германию машину старше пяти лет ты не привезешь, то в Болгарии люди ездят и на пятнадцати– и даже двадцатилетних «Мерседесах». Стоят такие «старички», естественно, недорого, а бегают еще – ого-го!
– Люди передвигаются по Добричу на своих машинах и автобусах. Маршруток там нет – это типичное украинское «ноу-хау», – говорит Киверник.
В остальном цены не слишком отличаются от кировоградских, что на жилье (немцы и скандинавы, пользуясь такой умеренной ценовой политикой, постепенно выкупают земельные участки и начинают строить шикарные виллы), что на одежду, что на продукты.
Вячеслав Анатольевич говорит, что в Добриче, помимо традиционных супермаркетов, вынесенных за пределы города, сейчас открылось очень много мелких магазинчиков, торгующих парфюмерией, промтоварами, продуктами, одеждой. Представьте себе улицу Карла Маркса в центральной ее части – это и будет картинка из Добрича. Школы и детские садики тоже точь-в-точь наши. Только еще с заметным советским оттенком. Облезлые солнышки на воротах, детские площадки в бурьянах, плакаты, на которых изображены крестьяне и рабочие, без серпа и молота, правда, но их лица говорят о трудовом энтузиазме болгарского народа. Городские памятники тоже в духе соцреализма – самолет, колос пшеницы или танк.
Хотя есть в этом островке застоя с умеренным черноморским климатом и настоящие оазисы: парки с причудливыми экзотическими растениями, джунгли, наступающие на береговую линию…
Стихийной торговли, говорит Вячеслав Киверник, на улицах Добрича нет. Если это рынок – то рынок, на тротуарах одежды из Китая ты не увидишь. Но этот порядок не касается придорожной торговли. В конце лета и осенью так же, как и у нас, люди массово стоят на обочинах болгарских дорог с ведрами перца, персиков, винограда и продают свежие фрукты и овощи по вполне сносной цене.
– На мой взгляд, самая лучшая европейская кухня – это болгарская. Блюда сравнительно недорогие, вкусные и очень большие. Даже одного достаточно, чтобы наесться до отвала. И еще один нюанс: по болгарской традиции хлеб тебе приносят только к чаю, как десерт. Поэтому надо просить: «Хлеб дайте сразу!» – советует наш собеседник.
Что касается мест общественного питания, то нашего собеседника поразило количество кафе и ресторанов. Вячеслав Анатольевич заметил, что в любое время суток – что днем, что вечером – многочисленные кафе до отказа забиты людьми. «Такое впечатление, что никто вообще не работает», – говорит он.
Проблема безработицы в Добриче на самом деле стоит остро. Если ты не владелец малого бизнеса или не госслужащий, найти средства к существованию крайне сложно. Средние зарплаты в Добриче – ниже трехсот долларов. Ничего не напоминает? Правда, Добруджа, в отличие от Кировоградщины – чисто аграрный регион, там выращивают табак, пшеницу, кукурузу, фрукты. Промышленных же предприятий раз-два и обчелся. А вот символика региона чем-то напоминает нашу, кировоградскую…
Справка. Культурные символы Добруджи – стебли пшеницы, от которых веет свободной землей и теплым хлебом, белая ласточка, которая заставляет мечтать, и необъятные просторы, где основными являются два тона: синий – спокойствие неба и зеленый – цвет полей.
Описание красивое. Но на самом деле села в регионе крайне унылые. «Разруха, цыгане, бедность. Черепица на крышах проваливается, вместо окон клеенка, стены грязно-коричневые. Но зато на главной площади, где находится контора, стоит обязательный памятник воину-освободителю, а рядом развевается флаг Евросоюза», – говорит Вячеслав Анатольевич.
В чем Добрудже не откажешь, так это в чудесном ландшафте: куда ни глянь, везде горы-полонины и море. В тридцати шести километрах от Добрича находится знаменитый курорт Албена. «Лет пять назад это был замечательный пляж. Тракторы по утрам равняли песок, все было чистенько, красиво. Сейчас же болгарские пляжи напоминают крымские. Наши соотечественники и гости из Румынии постарались», – рассказывает Вячеслав. Вообще в Болгарии цыган не меньше, чем в Румынии. Присутствие шумных кочевников накладывает свой отпечаток, явно не украшая и без того не совсем презентабельную картинку.
Где, кроме пляжей, отдыхает молодежь Добрича? Если хотят пообщаться, то идут в кафе, рестораны. По крайней мере, по улицам, как в Кировограде, по вечерам не бродят и на заборах не сидят. Вячеслав Киверник заметил, что массового желания сменить провинцию на столицу у поколения next нет. Ребята предпочитают учиться дома: в самом Добриче есть один университет сельскохозяйственного направления и множество всяких колледжей и техникумов (медицинский, юридический, аграрный)..
Старшее поколение болгар свободно говорит на русском языке. Даже в общении с крестьянами, образование которых составляет хорошо, если десятилетку, трудностей не возникает. Люди от 30 до 40 лет тоже русский знают, но говорят с трудом. А вот с молодежью могут возникнуть проблемы. Хотя проблемой языковой барьер в данном случае назвать сложно.
– Болгарский язык простой. По моим подсчетам, 45% слов украинских, 40% – русских, 10% турецких и где-то 5% исконно болгарских, – говорит Вячеслав Киверник. – Для болгар Украина, Россия и Белоруссия до сих пор – единое целое. Они называет нас одним словом «русиш», и объяснить им что-то иное очень сложно.
Разницы в менталитете Вячеслав Анатольевич не заменил. «Болгары к нам относятся не то чтобы дружелюбно, а как-то по-свойски, по-братски. В выходцах из бывшего Советского Союза они чувствуют равных, в отличие о тех же немцев или поляков. Европейцы высокомерно смотрят на этот народ, считают его на порядок ниже по уровню, и это не может не чувствоваться. Та же Румыния, которая всегда отставала по всем параметрам от Болгарии, сейчас по уровню жизни ее обгоняет – болгары вынуждены туда на заработки ездить».
Вячеслав Киверник обратил внимание на один момент. О товарах, которые выпускают «русиш», болгары отзываются очень положительно. По их мнению, наша продукция «надежная, крепкая, пусть даже внешне и некрасивая», не в пример турецкой.
Еще один языковой нюанс. При такой исторической, лингвистической и ментальной схожести очевидно, что болгарские имена очень похожи на наши. «Николай», «Валентина», «Димитрий», «Владимир» – одни из самых распространенных. Также довольно популярны имена «Вася» и «Петя». Только они не мужские… а женские.
– Как-то сидели в гостях и хозяин говорит: «Сейчас придет мой школьный друг Петя и принесет пирожные». Приходит женщина с корзинкой. «А где же Петя?!» – спрашиваем мы. «Так это она и есть», – отвечает хозяин.
И еще несколько примеров традиционных женских имен: Ждана, Досада, Лебедь, Малуша, Несмеяна, Береза, Щука…
– Жители Добрича что-то слышали о Кировограде? – поинтересовались мы у Вячеслава. Сразу же поспешим развеять миф – универмага «Кировоград» в болгарском городе-побратиме нет.
– Когда мы были на выставке, к нам подошли мэр Добрича и губернатор Добруджи. Они знают о Кировограде, помнят, что мы были побратимами. Мы общались с людьми старшего поколения, которые в свое время учились в высшей партийной школе. Они, когда узнавали, откуда мы приехали, сразу же спрашивали о бывшем главе обладминистрации Михаиле Громовом и его коллегах…
Кстати, ради интереса зашли мы на Интернет-сайт города Добрич. Он точь-в-точь напоминает сайт нашей ОГА: инвестиционные проекты, новости, культура. Еще роднят наши города-побратимы, к сожалению, бюрократия и коррупция.
«В Добриче хорошо жить, а не работать», – считает Вячеслав Киверник. Наш собеседник любит сюда приезжать, этот город ему свой по духу, в Добрудже у него живет много партнеров, ставших друзьями, приятелей. А такие, личные, связи, уверены, намного крепче когда-то навязанных партией свыше и разрушенных потом при ее крушении…
В годы когда наши города были побратимами мне приходилось каждый раз по приезду делегации из Толбухина встречаться с ними как правило делегацию возглавлял Константин Станев у меня остались самые тёплые воспоминания об этих встречах С удовольствием хотел бы узнать как сложилась жизнь участников тех встреч