Испокон веков именно храмы становились центрами духовного спасения, образования, развития общества. Восстановление разрушенных, строительство новых церквей – прочное основание возрождения. Этот процесс мощно идет в нашей стране. За последние годы построены и восстановлены сотни храмов. Строятся они и на Гайворонщине – в поселке городского типа Завалье, в селе Хащеватое. Планируется строительство церкви у наших соседей – в Ульяновке, Голованевске.
Будет построен новый храм и в селе Соломия.
Это уютное село, расположенное на живописных берегах Южного Буга, было лишено своего храма в далеком 1938-м году. К истории тех драматических и удивительных событий мы ещё обязательно вернемся. А сейчас о новом храме.
Благословение епископа Кировоградского и Новомиргородского Иоасафа на строительство храма в селе Соломия получили отец и сын – Виктор Михайлович и Вадим Викторович Романенко.
Показательной была реакция жителей Соломии на известие о строительстве храма. Сначала – безусловная радость. И сразу же вопрос – храм будет православным? (Видимо, утомили уже всех новомодные иноземные «церкви».) Получив утвердительный ответ, люди несколько успокаивались, но место радости занимали сомнения – получится ли? Ведь для того, чтобы построить храм, нужны не только деньги и материалы. Нужно решить невероятное количество организационных вопросов, а уж как в нашей стране умеют усложнить любое дело, рассказывать никому не надо.
И в такой ситуации на стороне устроителей храма выступили власти. Глава районной государственной администрации Иван Михайлович Архипенко встретился с инициаторами строительства, ознакомился с планами, пообещал всестороннюю поддержку. И, конечно, очень рад инициативе устроителей храма глава Соломиевского сельсовета Александр Иванович Кондратюк. Он как никто знает потребность земляков в собственной церкви, понимает её значение для дальнейшего развития села.
Огромное внимание этому, казалось бы, небольшому проекту уделяет епископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф. Он благословил строительство, утвердил архитектурное решение будущего храма, а во время посещения Гайворонского района лично осмотрел и одобрил участок для строительства.
Устроители храма собирались начать его возведение своими силами, но уже сейчас есть люди, готовые помочь техникой, материалами. Есть и желающие потрудиться на строительстве. В то же время инициаторы уверены – когда люди увидят первые результаты, когда поверят, что столь большое и нелегкое дело становится реальностью, к строительству присоединятся многие односельчане. Ведь во все времена храм строился соборно – всем народом. И речь тут прежде всего не о деньгах – помогать можно разными способами…
Соломия – необыкновенно красивое село. Конечно же, главной архитектурной изюминкой села на зависть всей округе является удивительная водяная мельница конца XIX века. Её каменное здание задает тон строениям в округе. Да и вообще – камень многое определяет в наших местах. Учтя все это и получив благословение Владыки Иоасафа, устроители приняли решение о возведении храма с отделкой из родного соломиевского гранита.
На том можно было бы и окончить рассказ о благом деле, которое затеяли в селе Соломия, но мы говорим о храме, а значит, без чуда здесь обойтись не может. И оно случилось.
По делу, никак не относящемуся к строительству храма, устроители встретились с Федором Карповичем Науменко. Он рассказал удивительную историю, но ещё более удивительным стал её финал.
В далеком 1938-м году Фёдор Карпович был восьмилетним соломиевским мальчишкой. В семье росло семеро детей, родители Феди были глубоко верующими, православными людьми. Времена были тяжелыми – только-только люди отошли от Голодомора, в воздухе витал дух будущей войны. Ко всему этому у села появилась и своя беда – большевики решили разрушить церковь. Никто из местных не соглашался на это черное дело, и до того, как власти привезли безбожников из других мест, храм стоял открытым – доживал последние дни. И здание, и все содержимое храма должно было быть уничтожено. И тогда Федя с братом проникли в пустующую церковь через выбитые двери и вынесли напрестольный крест. В этот момент им показалось, что их заметил кто-то из активистов-безбожников, и они бросились бежать. Поначалу дети побоялись принести крест домой – закопали его в саду. Но уже через несколько дней отдали родителям. Те, невзирая на возможность стать врагами безбожной власти, не стали прятать святыню, а повесили крест между образами.
Вскоре храм разрушили. Отец Феди был фельдшером, к нему за помощью приходили и односельчане, и жители всей округи. И никогда, ни в какие богоборческие времена родители Феди крест не прятали.
В детскую память глубоко врезались воспоминания – вся семья, встав перед образами и спасенным крестом, молится. С этой молитвой и идет Федор Карпович по жизни. Крест оберегал: Фёдор Карпович – участник боевых действий, воевал в Корее, получил боевые награды. Крест вдохновлял: за свой труд Фёдор Карпович награжден орденом Трудового Красного Знамени. В это трудно поверить, но стараниями этого удивительно скромного человека, Божьим промыслом крест сохранился до наших дней.
Сегодня Федор Карпович Науменко и его жена Лидия Ефимовна живут в селе Солгутово. Они очень обрадовались новости о возведении храма и сразу же предложили вернуть крест на его законное место – в церковь.
Федор Карпович уже передал святыню на сохранение устроителям храма. Торжественное же возвращение креста церкви состоится во время совершения чина освящения участка и закладки первого камня.
Дорогие земляки, братья и сестры! Просим всех, кто располагает информацией о разрушенной церкви в селе Соломия, о церковных предметах, которые, возможно, чудесным образом уцелели, сообщить об этом по телефону 096-220-83-84. Будем очень рады вашему участию.
Ведь, как говорил святитель Феофан Затворник: «Постройка и украшение храмов настолько возвышается над всеми благодеяниями человека, насколько бессмертная душа дороже бренного тела, насколько жизнь вечная ценнее жизни временной, земной».
Православна Христова Віра це звичайно непогано, і для відновлення духовного багатства нашого народу діло необхідне. Але чомусь ніхто не згадує про те, як вона ця релігія нав"язувалася нашому народові, і скільки крові через неї пролилося. І ніхто не пише про релігію ПРИРОДИ, якій поклонялися наші предки, і це була віра не рабів як християнство, а поклоніння силам природи.
Не забувайте, люди, ми по природі своїй язичники, і ними залишимося.