Обожаю путешествовать со смыслом. Мое новое увлечение — выездные фестивали. На несколько дней взрослые состоявшиеся люди добровольно соглашаются «вернуться в детство» — жить в летнем лагере, соблюдать несложные правила, посещать семинары и тренинги. Идея простая: негламурная жизнь поближе к природе и «дегустация» новых веяний в самых различных областях жизни.
Еду на «Тавале». Как заявили на своем сайте организаторы: это — крупнейший в Восточной Европе международный фестиваль практической психологии и духовных практик. Оказывается, Кировоград на этом фестивале уже хорошо знают. Группа кировоградских психологов не первый год дает здесь свои мастер-классы. Происходит всё действо весной и осенью. Длится в среднем до 10 дней. Добраться несложно — из Кировограда на поезде до Харькова, а там маршруткой до бывшего детского лагеря, где проходит фестиваль. Маршрутка останавливается на шоссе у входа в лес. «Выходите, база “Ромашка”, — говорит водитель. Возле обветшалой вывески вываливаемся с сумками из машины. Успокаивает, что я не одна. «Отдыхающих» сразу видно по внушительным баулам. Радуюсь, что не брала лишнего. Желание наряжаться в полевых условиях выглядит довольно смешно.
Идти до базы пять минут. Я приехала в лагерь на день раньше официального старта, да еще и с собакой. Из десяти дней фестиваля позволила себе только четыре. Работа, работа… Условия здесь спартанские, но бывалым туристам не привыкать. Душ и туалет — на улице, в домиках только электричество. Кое- где еще попадается мебель, оставшаяся от времен, когда лагерь функционировал. Мобильная связь – на пригорке или по желанию вашего телефона. Кровати есть далеко не в каждой комнате. Надувные матрацы, карематы, одеяла и спальники — всё с собой. Жизнь в домиках немного похожа на лагерь беженцев. Поэтому внутренний тренинг терпимости начинается еще до начала общей программы. Вода — из родника. Еда — в столовых, обычной и вегетарианской. Но дешевле брать с собой, готовить на костре или выбираться за продуктами в город.
Каждый день разделен на блоки по два часа. В блоке – десяток «выступающих»: психологов, тренеров, эзотериков, психотерапевтов. Каждый приходит со своим методом. Заинтересовался НЛП (нейро-лингвистическое программирование. — Ред.)- идешь, например, в зеленый корпус, понравился мастер-класс по йоге — сбор на площадке. Хочешь — меняешь группу и ищешь то, что по душе. Между блоками – перерыв, представление тренеров или выступление коллективов из серии «кто во что горазд». Вечером — фаер-шоу или живые барабаны. Палатки, костры, шаманские танцы — по желанию. А вот употреблять алкоголь или любые другие вещества – категорически запрещено. Но не из этических соображений, а в целях психологической безопасности.
В первый день настроение боевое. Хочется максимально насытиться информацией, посетить как можно больше мастер-классов. Школьных отличниц, как я, видно сразу — с особенным прилежанием они штудируют программки, выискивают самых известных тренеров, советуются с соседями. Ко второму- третьему дню осознаешь нелепость этого подхода и начинаешь выбирать только то, к чему душа лежит, а не для галочки: «На теорию по гипнозу сходил, тренинг по гештальту прошел. Будет о чем дома рассказать».
Пошла на тренинг харьковчан «Запрещенные чувства». Кривлялись. Строили рожи. Гримасничали. Учились выражать то, что не позволяем себе в обычной жизни. Хорошие и милые участники превращались то в испуганных, то в хамовитых, то в безразличных. Со стороны выглядело дико, но очень весело. Узнала о себе много нового, как ни странно, устала, но осталась довольна.
Для тренеров участие в подобных фестивалях — это реклама, собственный пиар. После хорошо проведенного мастер-класса имя психолога становится узнаваемым, о нем говорят, приглашают в другие города, где этот же мастер-класс он может провести уже за хорошие деньги. А здесь — бесплатно. Точнее — вход на фестиваль все-таки платный. В среднем около шестисот гривен в зависимости от количества дней. Плюс питание и проживание. Для всех. Даже для тренеров. Зато ходить можно на все тренинги к любому психологу, астрологу, ароматерапевту или тренеру по тантре. Только успевай.
К концу третьего дня желание всё успеть окончательно испаряется. Приходит ощущение неспешности, спокойствия. Исчезает слово «надо». Появляется «хочу». Хочу — иду на очередной блок, хочу — валяюсь на траве и смотрю на тех, кто на соседних полянках занимается цигуном, рисует и выполняет задания по арт-терапии. Подходит женщина и протягивает мне пару монеток: «Спасибо, что вы есть, спасибо за вашу собаку. Это вам». «А вдруг “пороблено?”!» -думаю по привычке. Знаете, есть такие глупые приметы о деньгах. Все оказывается проще — это участница денежного тренинга, на котором учат без жадности и страха отдавать (а значит, и получать) деньги. Беру гривню с чистой совестью.
Знакомый рассказал, что в один день с ним познакомились несколько девушек. Сначала он, конечно, решил, что это у него привлекательность резко повысилась. Потом узнал — на тренинге общения девушкам дали задание заговорить с десятью людьми из лагеря: «Пусть и так, зато выбрали они для этого меня. Приятно!»
Жаль, что не попала на мастер-класс к нашим кировоградским тренерам Елене Бойко и Марине Пустомитенко. Говорили о женских штучках и секретах женственности. Зато побыла наедине с собой.
Случайно забрела на тренинг к известному тренеру. Здесь — кричат. Сначала страшно. Трудно разрешить себе не говорить громко, не ругаться по делу, а просто кричать! Стоим на сцене. Нас шестеро. Что есть силы орем на тех, кто сидит в зале. Они, в свою очередь, оценивают, насколько страшно им было. «Не кричите из горла, пусть голос рождается из живота, из самой середины!» — командует тренер. И снова кричим. Теперь зрителям немного «страшнее»…
Еще обещали хождение по стеклу. Не получилось. Дошли слухи, что авторы забыли привезти стекло, а в лагере, в связи с сухим законом, не смогли найти ни одной стеклянной бутылки. Смешно и глупо. А вот по углям — ходили. Я, признаться, не рискнула. Хотя тренер повторял: «Товарищи! Это физика. Угли сами по себе не обжигают так, как обжигает страх!» Согласна. Но все равно страшно! Решила посмотреть на храбрых. Подготовка основательная — технический инструктаж и тому подобное. Ближе к ночи почти весь лагерь — у огромного костра. Минута медитации. «Найдите любую веточку, травинку. Подержите в руках и выбросьте в общий костер. Вместе с веточкой отправьте в костер то, что вам мешает, то качество или привычку, от которой хотите избавиться»,- командует тренер. Все затихли. Напитывают свои щепочки плохими привычками и старыми мыслями. Зрелище завораживающее — несколько десятков человек маршируют вокруг костра, хлопают в ладоши и скандируют, как один: «Я уверен в себе, я уверен в себе». По спине бегут мурашки. Когда уровень уверенности достигает предела, смельчаков тренеры выпускают на угли. То, что происходит с людьми после этого, некоторые называют перерождением, некоторые просто невероятным выбросом адреналина. Когда-нибудь я тоже на это решусь… но не сегодня. То, что в первые дни удивляло и настораживало, — начинает радовать: вокруг оказывается много странных людей. Вот путешественник Гарунц Зарей (на фото слева). Удивительный седоволосый мужчина неясного возраста с семьей. Каждый раз, когда он выходит на сцену и представляет свою мастерскую спонтанного творчества, зал взрывается аплодисментами. «Я хочу сказать вам, что пришла весна. Я хочу, чтобы вы порадовались ей вместе со мной»,- говорит он. И по залу вспыхивают улыбки от этих простых слов. После Зарея еще много тренеров будет представлять свои мастер-классы. Но неясное ощущение радости от него остается надолго.
В последний день подхожу к яркой женщине. На фестиваль она привезла индийские танцы. Разговорились. Оказалось, это Надежда Шабинская — участница двух сезонов проекта «Україна має талант».
— Почему вы здесь? А как же телевидение? — спрашиваю ее.
— Я танцую с детства. Пять лет училась классическому храмовому танцу в Индии, но, когда вернулась, оказалось, что меня здесь не понимают. Влад Яма меня точно не понял, — смеётся Надежда. — Зато свого зрителя я нашла именно здесь. Уже два года я приезжаю на фестиваль. На телепроектах все-таки смотрят на хореографию, на комплекцию. А здесь смотрят на талант. На душу…
Жалею, что приходится уезжать раньше. После такого «отдыха» — жутко устала, но это хорошая усталость. Главное — как можно дольше сохранить это ощущение встречи с собой, потому что никакой фестиваль, никакой психолог, астролог или эзотерик не откроет ваши чакры за вас, не изменит за вас вашу жизнь и не сделает вас счастливыми без вашого решения жить с удовольствием и полной ответственностью за собственное счастье.
P.S. Собака спит без задних ног до самого Кировограда.
не знала что у нас вообще есть психологи в городе, а они еще и ездят куда то! где найти информацыю?
Не думаю что эта газета для узкого круга читателей, хорошо, что здесь можно найти статьи разного содержания, а если вас, «Читатель», интересует лишь политика, работа нашей «власти» и расписание мероприятий филармонии — я вам сочувствую. Хорошо, когда люди развиваются за рамками своей работы и делятся опытом.
Если будете продолжать печатать, чтоб занять полосы в газете, то я перестану быть вашим читателем! Стыдно!