Крае-угольный конфликт

В Помошной зреет недовольство и даже бунт. Дошло до того, что люди грозились перекрыть железную дорогу! Работникам милиции и СБУ пришлось проводить активную работу, чтобы не допустить такого, встречаться с людьми, уговаривать. И все из-за причины, которую большинству жителей области, особенно в других городах, особо не понять. Ну разве что в Знаменке или Гайвороне…

Все знают, что Помошная — город железнодорожников. Тут их не просто большинство, а подавляющее большинство. В городе с населением в десять тысяч только пенсионеров магистрали более двух тысяч. Вот именно в их среде, в их семьях и кипят сегодня обида и гнев.

Сколько себя помнят потомственные железнодорожники, для пенсионеров от дороги всегда были разные льготы и помощь. От бесплатного проезда в поездах до обслуживания в ведомственных медучреждениях. Но для Помошной, возможно, главной была другая льгота. А именно — родная Одесская железная дорога всегда снабжала людей углем за 50% стоимости. Чтоб было понятно: в Помошной нет газа. Нет центрального отопления. То есть основная масса жилья — частный сектор, и большинство домов частного сектора отапливается углем.

Сегодня уголь среднего, приемлемого качества, стоит примерно 1600 гривен за тонну. Для того, чтобы отопить в холодный сезон среднестатистический дом площадью в 60 квадратных метров, нужно совсем по-скромному, по минимуму, две с половиной тонны. Это если зима не морозная. В общем, хочешь не хочешь, а 4 тысячи гривен за отопительный сезон выложи. Еще в прошлом году за счет льготы для пенсионеров железной дороги уголь выходил в районе двух тысяч, и даже меньше (это он в последнее время еще подорожал). А уже с 2011-го льготу сняли. Бюджет чуть не половины жителей города железнодорожников в одночасье «похудел» аж на 2 тысячи гривен. Теперь им надо за топливо платить по полной. И не забывайте, что большинство этих людей еще и покупает сжиженный газ в баллонах — на печке летом готовить не будешь! На год надо хотя бы три баллона. А один баллон стоит в среднем около 150 гривен…

Для города, где нет другой работы, кроме как на железной дороге, все вместе — уголь плюс газ — это очень существенные деньги. А уж для пенсионеров… Как-то так получилось, что люди, отработавшие в отрасли примерно одинаковое количество лет, могут получать существенно различающуюся пенсию. Вот, например, Иван Гуща, глава городской ветеранской организации, и Виктор Короткий, глава узловой организации ветеранов, отработали в отрасли по сорок лет. На сходных должностях. А пенсия у них отличается весьма основательно.

Легче всего тем, кто выходил на пенсию в последние годы, скажем так, «молодым пенсионерам». Законодательство изменилось, у них в среднем получается пенсия 2700-2800 гривен. В принципе можно и за свой счет тот же уголек купить. Но большинство пенсионеров железной дороги, ушедших на пенсию в восьмидесятых, девяностых годах, получают минималку! 764 гривни (это с повышением с 1 апреля) будь ты машинист, или обходчик в прошлом, или слесарь депо.

И вот семейный бюджет таких людей в одночасье «облегчили» на 2 тысячи. Для многих эта сумма просто критична.

Кто же так сделал?

Виновных в Кировограде и области нет. У Помошной вообще своя «столица» — это Одесса, где располагается все руководство железной дороги, решаются все вопросы и отдаются все приказы. А вот профсоюзный центр находится все же в Киеве. Дорпрофсож — каждому железнодорожнику хорошо знакомо это слово. Дорожный профсоюз железнодорожников.

В конце прошлого года Дорпрофсож при заключении нового отраслевого соглашения и коллективного договора ликвидировал «угольную» льготу своим пенсионерам. Взамен же абсолютно всем пенсионерам теперь выплачивается компенсация расходов на отопление жилья. В размере… 200 гривен в год. И те — «грязными», реально еще и подоходный налог взимается.

Перед принятием такого решения его обсуждали на профсоюзных конференциях на каждой из шести украинских железных дорог. Обсуждали и в Одессе. Там тоже были не против такого решения. По вполне понятной причине. Большинство пенсионеров ОЖД живет в Одессе, Херсоне, Николаеве. А города эти газифицированные и с центральным отоплением. Там проблема с углем для подавляющего количества людей не стоит и даже непонятна. Вот на конференции и не проголосовали за льготный уголь.

И теперь Помошная бурлит. Виктор Короткий и Иван Гуща, основные активисты борьбы за свои права (они, отдавшие дороге по сорок лет, считают, что какие-то права имеют), направляют запросы, коллективные обращения, жалобы пенсионеров. В ответ приходят разные бумаги из Дорпрофсожа, администрации ОЖД и других мест, где описывается, как много делают эти организации, как заботятся о своих пенсионерах. Вот только о льготах на уголь, будут они или нет, ничего не говорят по делу. Глава профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Виктор Ткачев в письме начальнику ОЖД (есть такое в редакции. — Авт.) говорит, что да, для отдаленных населенных пунктов проблема стоит, и что надо что-то делать. В Одессе вроде бы тоже соглашаются, но ничего не делают…

Вообще, с точки зрения простых железнодорожников, их социальная защищенность в последнее время снижается. Вот забрали льготы на уголь. Еще есть такие моменты. Раньше склады ОЖД в Помошной охраняли железнодорожники, получившие инвалидность. Работа у большинства из них была нелегкая, плюс очень у многих проблемы с желудком — через день ездить в рейсы по 14 часов без нормального питания, и так на протяжении десятилетий, — это бесследно не проходит. Вот и пристраивали не старых еще инвалидов на какую-никакую работу возле дороги. А недавно всех уволили. Теперь склады охраняет частное охранное предприятие. В чем-то оно и правильно, потому что воровали многие и много. Но а как же с социальным аспектом?

Лично меня поражает во всем этом другое. Цена вопроса со льготным углем для пенсионеров для железной дороги, оперирующей многими миллиардами гривен, ну реально не такая уж неподъемная. В прошлом году, к примеру, для ОЖД она составила около 6 миллионов гривен, воспользовались льготой 7 с половиной тысяч человек на всем протяжении Одесской дороги от самой Одессы до Черкасс. Зато люди довольны и продолжают гордиться своей причастностью к железнодорожному транспорту.

Кстати, не одна Помошная не молчит. Снятие угольной льготы больно ударило и по Гайворону, оттуда до нас также доходят сведения о недовольстве пенсионеров.

Надеемся, в руководстве ОЖД увидят этот материал и задумаются о том, что можно было бы сделать для своих, своих людей, которые до сих пор гордо говорят: «Дорога — это государство в государстве, где все свои и говорят на своем языке».

Крае-угольный конфликт: 4 комментария

  1. Да в Помошной ОЖД всех своих сотрудников за рабов держит, людей, у которых температура за 39 зашкаливает, под угрозой увольнения выводят на работу, и за любую мелочь лишают зарплаты, не разбираясь, кто виновен… Это не слова, поговорите с людьми, они вам и не такое расскажут, что там творит Одесса

  2. Ну, не знаю что и посоветовать… Уголь дорогой…Смотрел я тему "Энергия из вакуума" о том, что в пустоте содержится неисчерпаемое количество энергии. Но разве мне одному под силу создать подобную установку ? ))) Тут нужны коллективные усилия многих ученых. А пока что можно посоветовать ветрогенераторы. Самая простая штуковина устроена примерно так : ветрогенератор перемешивает воду в баке, от трения она нагревается и дальше тепло по трубам идёт в дом — в радиаторы водяного отопления. Если это внедрить, то можно поучить значительную экономию угля.

  3. Марні сподівання. "УЦ" в Одесі не читають і не знають про її існування.
    А проблеми якоїсь там Кіровоградської області є для одеських керівників дрібязковими і не цікавими.

  4. Символическое фото: станция Голованевск, один тепловоз помошнянский, а второй — гайворонский.

Добавить комментарий