“Я уселся возле того самого всем известного окна, в котором один из знаменитых гейдельбергских профессоров, кажется, это был Чижевский, однажды увидел дьявола”.
Милорад Павич, “Звездная мантия”.
Мало кому известно, что идея Новой Сербии и ее воплощение принадлежат не государственному мужу, а ученому-полиглоту, родоначальнику российской дипломатической терминологии Алексею Степановичу Волкову, по совместительству секретарю посольства в Вене с 1749 г. Цивилизованный островок Европы не состоялся — слишком много “мутных людей смутного времени” наводнило наш край. Даже род Хорватов, давший Венгрии знаменитых ученых — этика, творца национального эпоса “Арпад” Андрея Хорвата, юриста и министра юстиции Балтазара Хорвата, историка и министра просвещения Михаила Хорвата, в России выродился до казнокрадов и деспотов. В 1893 г. в наш край по приглашению Министерства земледелия России приехал известнейший зоолог Геза Хорват — спасать от саранчи…
По воле случая князь Потемкин в 1786 г. выменял белорусское поместье в Беловежской Пуще на Смилянский ключ возле Елисавета у князя Любомирского — большого любителя охоты. Потемкин же переименовал свое имение Гуляйполе в Златополь и переселил предыдущих жителей, изготовлявших порох и селитру во время Колиивщины, на юг — через 150 лет Н.Махно пришел назад экcпроприировать экспроприированное. Но параллельно в конце VIII в. закладываются основы хозяйственной и научной жизни нашего края.
Первые научные изыскания проводились в области землеведения. В 1777 г. в по приглашению однокашника и друга Г. Потемкина приехал М. И. Афонин — первый профессор натуральной истории и земледелия Московского университета. В 1766 г. он защитил под руководством Карла Линнея диссертацию De usu historiae naturalis in vita communi в Упсальском университете, но более известен как автор “Слова о пользе, значении, собирании и расположении чернозема, особливо в хлебопашестве” (1771). Афонин умер в Николаеве в 1810 г.
Профессор земледелия проектируемого Екатеринославского университета М. Ливанов в 1790 г. объехал с целью изучения весь наш край, заведовал в Николаеве земледельческим училищем, учрежденным при основании города. Сотрудником Ливанова в Екатеринославе был сын черниговского священника А. Прокопович-Антонский, впоследствии ректор Московского университета (1818-1824), читавший сельское хозяйство и минералогию. В 1785 г. они оба входили в канцелярию Потемкина. Ливанов изучал земледелие в Англии по протекции священника при русском посольстве в Лондоне и первого в России директора Практической школы земледелия А.Самборского (его внук И.Самборский был ректором Херсонской духовной семинарии). Ливанов — автор первых естественнонаучных книг: “Наставления к умозрительному и делопроизводному земледелию”, “О земледелии, скотоводстве и птицеводстве”. Последний труд — одна из первых книг, изданных в Николаеве, написана по поручению Потемкина для руководства хозяевам, оседавшим в Южной Украине. После паралича, постигшего Ливанова в 1791 г., Потемкин пообещал ему пенсию и деньги на лечение, однако сам скончался. Ливанов жил в Николаеве до смерти (1800) под покровительством адмирала Н.С.Мордвинова, которому посвятил “Руководство к разведению и поправлению скота”. Его сын был первым исследователем немецких колоний на Днепре и еврейских на Ингульце (1812).
С.С.Джунковский (1762-1839) родился в ближайшем к нам Лебедине, изучал агрономию в Англии, Франции, Голландии. В 1800 г. стал опекуном иностранных колонистов в России, в 1811-28 гг. — директором департамента государственного хозяйства и публичных зданий. Автор книги “Новая и полная система практического сельского домоводства” (1807).
Ф.К.Биберштейн (1768-1826) — ученик Кювье в Штутгартском университете, адъютант графа Каховского. Во время персидского похода 1796 г. впервые описал Закавказье, позднее занимал пост инспектора шелководства в Южной Украине. В библиотеке им. Салтыкова-Щедрина находится неопубликованная переписка Биберштейна с елисаветградским корреспондентом А.Бошняком, помогавшим в издании иконографии Centuria plantarum rariorum Rossiae.
Александр Карлович Бошняк (1786-1831) — ботаник, член Московского общества испытателей природы с 1820 г., более известен как человек, изменивший судьбу России в 1825 г.
Мария Аже — бабушка, воспитывавшая Александра и не чаявшая в нем души, “познакомила с студентом Московского университета Василием Жуковским, знаменитым нашим поэтом, и как Жуковский был беден, она щедростию привязала молодого юношу к себе, так что он почитал ее второй матерью, а Бошняка братом”. Именно Жуковский окрестил Александра “русским Бюффоном”.
В 1820 г., наделав долгов на 30 тыс. рублей, он уехал из родной Костромской губернии в Елисаветградский уезд (с.Бошняк Обозновской волости), чтобы спокойно заняться любимой ботаникой. Здесь его заметил и взял к себе на службу начальник Херсонского военного поселения граф Витте, известный продажей собственной жены Софии графу Потоцкому (создавшему парк Софиевка в Умани). В 1834 г. у своего друга графа Витте в Округе военных поселений побывал французский маршал Мармон, первым подробно описавший историю их возникновения в книге “Путешествие маршала Мармона, герцога Рагузского, в Венгрию, Трансильванию, Южную Россию” (1839).
Бошняк, вошедший в доверие к декабристам, в Елисаветграде осенью 1825 г. лично донес о заговоре императору Александру, в результате чего были арестованы Муравьев-Апостол и Пестель. После подавления восстания Бошняка вытребовали в Петербург “для большего раскрытия заговора” в суде, где снискал расположение нового монарха Николая I и для себя лично, и для Елисаветграда. В 1829 г. он уже вице-президент Молдаво-Валахского Дивана в Бухаресте. В 1831 г. во время восстания в Польше его нашли застреленным на большой дороге — “так заговорщики заплатили доброму Бошняку за раскрытие их умыслов”.
В 1832 г. брат Константин (паж Павла, позднее непосредственный начальник девицы-кавалериста Дуровой) по воле покойного передал в Московское общество испытателей природы ценнейшую ботаническую библиотеку, 70 ящиков коллекций насекомых и рукописный альбом с 335 растениями. Рисунки исполнялись крепостными Бошняка, специально обученными рисовать с натуры. Библиографической редкостью является его книга “Дневные записки путешествия в разные области западной и полуденной России”, с описанием посещенной в 1814 г. Херсонской губернии, изданная в Москве в 1820 г. К. А. Майер назвал именем Бошняка род паразитических растений Boschniakia. По мнению В. Говорухина, это название не случайно…
Племянник Александра Бошняка — капитан второго ранга и писатель Н. К. Бошняк. За открытие каменного угля на Сахалине и описание западного берега острова, а также за открытие р. Тыми его наградили орденом Св. Владимира 4-й ст., а в 1854 г. за описание Татарского пролива и открытие Императорской гавани получил орден Анны 3-й ст.
Первая научная работа ученика В. Докучаева академика Вернадского (1890-92) была выполнена по почвенному обследованию Кременчугского уезда, в т. ч. и по восточной окраине Кировоградщины. В 1910-1914 гг. Александрийское уездное земство финансировало первую в России полномасштабную почвенную съемку, проводившуюся другим учеником Докучаева, А. Набоких.
В XIX ст. наиболее известным естественнонаучным проектом, несомненно, была метеостанция. Ее деятельность получила одобрение на самом высоком академическом уровне, в частности, академика Г.Вильда и профессора А.Воейкова. Конференция Российской Академии наук утвердила в звании корреспондентов Главной физической обсерватории Р.Пржишиховского (1879) и Г.Близнина (1885). Елисаветградская станция принимала участие в системе одновременных наблюдений Северного полушария, координируемых Вашингтонской обсерваторией, и с 1883 г. была включена в Международный метеорологический бюллетень. Большую помощь станции оказывал любитель метеорологии Ф. Р. Остен-Сакен, директор департамента внутренних сношений МИД (1870-97). Кстати, граф в 1872 г. инициировал издание этнографической карты России, а позднее поддержал В.Ястребова.
Наиболее заметный вклад был внесен нашими земляками в историю медицины. Первым известным врачом был К.Ф.Рожалин, доктор медицины Лейденского университета (1765), в 1769-74 гг. врач Новороссийской губернии, в ранге главврача Елисаветградского госпиталя руководивший борьбой с чумой в 1771-75 гг. Рожалин переписывался с Гете, и неудивительно, что наш земляк М.Улезко впервые перевел “Фауста”.
Еще в 1766 г. киевский губернатор И.Глебов внес предложение об открытии медицинского факультета в Киево-Могилянской академии, но его не поддержали. Проектировавшийся Потемкиным медицинский факультет Екатеринославского университета тоже не воплотился в жизнь, и первая медико-хирургическая академия была открыта у нас. За десять лет существования было подготовлено 250 врачей, каждый восьмой отечественный врач XVIII ст. учился именно здесь. Первым руководителем был штабс-капитан Шарте, его преемником — доктор медицины Шотландского университета Cв. Андрея (1779) Е.Ф.Зверяка, сын священника из Переволочной, преподававший химию и практическую медицину. Среди преподавателей академии были В.Доминиус, П.Колб, Я.Манес, А.Стае.
Доктор медицины Геттингенского университета М.Х.Пеккен в 1795 г. избрал своим адъюнктом Е.О.Мухина, до этого адъюнкт-профессора патологии и терапии Елисаветградской хирургической школы. При помощи Мухина Пеккен учредил 10.02.1797 г. “постоянную клиническую палату” в Московском госпитале — первую терапевтическую клинику в России, учрежденную по западному образцу. Впоследствии Мухин стал профессором Московской греко-славяно-латинской академии (1802), Московского университета (1817-1835) и основателем “судебной медицины и медицинской полиции” (1833). К слову, племянник Пеккена, Карл Пеккен, первый комендант Азова, служил в нашем крае — в 1758 г. в Желтом гусарском, в 1758-65 гг. — в Молдавском полку.
В 1789-91 гг. в Елисаветграде учился С.А.Немиров, впоследствии профессор Московского университета, автор первого учебника по патологии (1804). Отлично владея иностранными языками, перевел много произведений, и не относящихся к медицине, например, “О женщинах” Сегюра, “Письма, мысли и избранные произведения” де Лилля.
Выпускник Петербургской медико-хирургической академии О.П.Войцеховский (1793-1850) в 1819-32 гг. работал врачом русской миссии в Пекине. За излечение наследника престола императорский двор поставил ему памятник во дворе нашей миссии. Его внучатый племянник Л.И.Войцеховский — врач с 1856г., автор “Эпидемии дифтерита в Херсонской губернии” (1878).
Стоит сказать, что много ученых-медиков дала военная медицина. В 1852 г. в Златополе умер организатор русской госпитальной полевой службы И.Баранович, племянник ректора КМА Ф.Слонецкого, врач Елисаветградского и Новомиргородского полков (1837-51). У нас работал К.А.Бочковский — выпускник Киевского университета, автор “Эпидемии скорбута в Новоархангельском госпитале” (1850). Е.В.Львов — врач Бобринецкого уланского полка (1861), автор “О судьбе синильной кислоты в трупах” (1876). А.В.Милейко, врач госпиталя 8-го округа военных поселений в 1853-55 гг., столоначальник головного военно-медицинского управления (1874), написал “Хронический ревматизм” (1879). Военным врачом — доктором медицины был племянник Федора Достоевского елисаветградец А.А.Достоевский, автор “О литроскопическом строении мозгового придатка” (1884).
Однако первенство, несомненно, принадлежит Александрии. Наверное, потому, что эпидемия чумы в 1784 г. началась с Александрии — ее разнесли разъехавшиеся после торжественного открытия уезда секретари и столоначальник. И.Р.Гриневич, врач Александрийского гусарского полка (1824-30 гг.), известен как автор “О лихорадках в Полтавской губернии” (1826). Ф.В.Раевский, врач Александрийского (1855) и Новопражского (1856-57) военных госпиталей, написал “Счастливый исход ранения мозга ножом” (1868). В.У.Кушелевский защитил докторскую диссертацию “Об остром воспалении молочных желез” (1867). В 1836г. в Александрии родился Ф.Н.Бублиев — выпускник Харьковского университета, военный врач Киевского госпиталя, автор трактатов “Два случая теплового удара” (1882), “Случай острого язвенного эндокардита” (1882). Научной деятельностью занимался и земский врач Александрии (1870-77) В.О.Якубовский, написавший «Разбор брошюры доктора Бланка “О холере”» (1875), “Земская медицина в Александрийском уезде” (1876), “Случай эхинококка легких” (1882). Первые в Южной Украине “Материалы по истории земской медицины” были составлены для Александрийского уезда (1890).
Известный елисаветградский врач А.Михалевич, с отличием окончивший Киевский университет (1873), написал “Новый способ наложения шва при расщеплении небной занавески” (1875).
Автор первого санитарно-гигиенического отчета по Елисаветградскому уезду (1887) П.Диатропов известен как первый глава Одесской бактериологической станции (1892-1907) и составитель первых русских учебников по гигиене для медицинских школ. Вместе с тем он принимал активнейшее участие в деятельности Петербургского благотворительного общества общеполезных и дешевых книг, основанного Н. Федоровским.
Бобринецкий земский врач (1871-82) И.А.Ястржембский, заслуженно окруженный всеобщим почитанием, — автор “Обзора санитарного состояния Херсонской губернии в 1883 и 1884 годах” и сотрудник “Медицинского вестника”.
С нашим краем связаны имена двух крупных ориенталистов. Возле Ульяновки жил Вацлав Ржевусский (1785-1831), под влиянием дяди Яна Потоцкого заинтересовавшийся ориенталистикой. В 1817-20 гг. находился в Турции и Аравии под именем эмира Тадж-аль-Фехр, финансировал одно из крупнейших ориенталистических издательств Les Mines d’Orient (1808-1818). Вацлав — сын польского графа С.Ржевусского, одного из инициаторов присоединения Польши к России. Мало известно, что в 1767 г. именно за противодействие России Северин был арестован в Варшаве нашим земляком-украинофобом С. Пищевичем. Но не менее интересно и то, что его потомок С. Г. Пищевич, многолетний глава земской управы Александрии, стал первым старостой Херсонской губернии независимой Украины в 1918 г.
Среди заслуженных, но мало известных читателю инженеров, стоит упомянуть А. А. Абрагамсона — редактора первого технического журнала “Инженер” (1881), основателя Киевского политехнического института. Он принимал участие в прокладке электрического трамвая в Елисаветграде.
Трагична судьба математика из Новоукраинки автора формулы Артеменко-Геронимуса А.П.Артеменко, еще в студенческие годы установившего общий вид линейного функционала в пространстве функций ограниченной вариации. Артеменко пропал без вести в 1944 г., а диссертация была опубликована только в 1984 г.
Известнейший математик и аэродинамик С.Бродетский, родившийся в 1888 г. в Ольвиополе — профессор математики Лидского университета, с 1928 г. — Иерусалимского. На его имя было наложено негласное табу в связи с сионистскими взглядами. Интересно, что Западная Украина, давшая миру трех евреев — лауреатов Нобелевской премии, открыто гордится ими. А у нас, если они не советские, почему-то не получается, хотя первая небезызвестная “Записка по еврейскому вопросу” (1881) принадлежит нашему К.Базили…
Елисаветградский уезд вошел также в историю астрономии. В поместье Скаржинских Мигея 6 июня 1889 г. упал знаменитый “мигейский” метеорит. Он был передан херсонским губернатором А.Эрдели петербургскому профессору Семашко, а позже продан во Францию за 15 тыс. франков.
Самый оригинальный научный труд тоже связан с Францией. В.Ястребов, ставший с помощью Ф.Вовка сотрудником парижского журнала Revue des traditions populaires, предоставил этнографическую статью Pains de noces en Ukraine вместе с елисаветградским караваем, свадебными шишками, пасхальными писанками и рисунком “Молода за столом”, чем вызвал настоящий фурор. Елисаветградские караваи дарят не только премьерам… Ястребову принадлежит и пальма смелости в научном мире — именно он раскритиковал работу всесильного графа Бобринского “Курганы местечка Смела” (1896)…
Мои предки происходя из села Торговица Новоархангельского района Кировоградской области буду .Буду благодарен за любую информацию обэтом населенном пункте и людях ,его населявших
Прошу сообщить как сложилась судьба Семена Григорьевича Пищевича,когда и где он умер?Что известно о его детях Григория и Веры.Известно,что либо о его доме-являющейся сегодня архитектурным памятником и визитной картой г.Александрии.Заранее благодарен.
К сожалению, в статье "Рыцари научной истины" содержится ряд ошибок — в Елисаветграде служил не племянник Ф.М. Достоевского Александр Андреевич, а его младший брат — Андрей Михайлович. А статья Александра Достоевсокго называется не "литроскопическое строение", а "микроскопическое строение". С наилучшими пожеланиями, Н.Б.
Уважаемый господин Иреней Петров! Не знаете ли Вы, как сложилась судьба Семена Григорьевича Пищевича? Когда и где он умер? Известно ли Вам о судьбе его жены и детей — Григория и Веры? С наилучшими пожеланиями и надеждой получить ответы на вопросы. Прошу ответить по адресу: abn_mbox@mail.ru
10 марта 2006 г.