Подготовка к проведению концерта Михаила Пахманова «Возвращение», посвященного памяти гениального рокера Дио, вызвала неслабый ажиотаж не только в кировоградских музыкальных кругах. На приглашение приехать 13 мая на концерт откликнулись многие бывшие кировоградцы, кто помнит и Михаила Пахманова, и группы «Титаник», «Контакт», в которых он выступал. Естественно, с нетерпением возвращения Михаила в родной город ждут его кировоградские друзья… Некоторые из них поделились своими эмоциями и воспоминаниями с «УЦ».
Вспоминает народная артистка Украины Надежда Крутова-Шестак:
— Да, было время золотое, и мы — чистые, наивные, устремленные, талантливые, у каждого идей — «вагон и маленькая тележка»…
Появлялись новые музыкальные направления, инструменты, новые голосовые обработки, новые звуки. Каждый что-то такое — супермодное — открывал для себя, экспериментировал, демонстрировал на сессиях в институте им. Гнесиных в Москве. Таким вот НОВАТОРОМ запомнился мне Миша Пахманов — голосистый, экспрессивный, с черными вьющимися длинными волосами, весь в коже — такой себе мачо. Глаза горящие, и огромное желание петь, потрясая мир! Мы тогда все свято верили, что наши таланты ОЧЕНЬ нужны стране! Это потом, со временем, поняли, что не очень-то нас и ожидают: за все нужно бороться, или платить, или «прогибаться под изменчивый мир».
Помню, мы всегда с удовольствием Мишу «прослушивали», когда он репетировал. Могу с уважением отметить, что репертуар, мягко говоря, он выбирал «неудобненький» и с точки зрения вокальной партии (октавы две), и с содержательной — тексты сложные, философские. Это его и выделяло. Как все талантливые люди, Миша очень ранимый человек. Его задевали замечания, подсказки педагогов, да и на наши замечания реакция была такая же…
Миша, я благодарю тебя за совместно проведенные студенческие мгновения в Москве. Знаю, ты — талантливый человек! Уверена, что «порох» еще есть, и опыта ты поднабрался немало. Возвращаться туда, где тебя помнят и ждут, обязательно нужно и важно. Не сомневаюсь, что ты обязательно сможешь удивить даже тех, кто тебя знает много лет. Ты обречен на успех!
Заслуженный артист Украины Сергей Демин, Кировоград:
— Мы с Мишей познакомились, наверное, в районе 1978-79 года. А работать вместе начали в кировоградской филармонии в группе «Контакт» в начале 1980-х. Мы дружили тогда, поэтому, когда на гастролях музыкантам группы предоставлялись двухместные номера (а у «Контакта» было много гастролей по территории всего СССР), как правило, мы с Мишей жили в одном номере. С этим связано много смешных историй…
Артистам на гастролях денег не хватало практически никогда. Мы все тогда любили читать и много читали, поэтому в каждом новом городе первым делом из гостиницы шли по книжным магазинам, где тратили на книги все, что есть в кармане. А поскольку денег было не много, то случалось, что до новых суточных вообще не оставалось ни копейки. Один раз, это было где-то в Запорожской области, мы с Мишей наскребли по карманам кое-какую сумму, пошли в магазин и купили буханку хлеба и банку икры кабачковой. Возвращаемся в гостиницу и там обнаруживаем, что нет консервного ключа. Миша говорит: «Спокойно, сейчас открою». Ставит стеклянную банку — и как ударит локтем по крышке. (Он карате занимался.) Все содержимое банки разлетелось по стенам гостиничного номера. Мало того, что хлопотно было убрать комнату, у нас по-прежнему нечего было есть. Поэтому пожевали сухого хлеба, и все… Еще Миша недавно, когда мы переговаривались по «Скайпу», вспоминал, как мы голубей пытались ловить. Накрошили хлеба на широкий подоконник гостиничного номера, поставили петлю и хотели наловить птиц. Но при всем сильном чувстве голода у нас все-таки не хватило духу, чтобы поймать голубя…
«Контакт» играл разную музыку — и эстрадную, и рок, и что-то совсем тяжелое. Если в нашей концертной программе были песни гражданского звучания (Антонов, Челентано, эстрадная лирика и т.д.), то их отдавали мне. А все роковые композиции пели Миша, Саша Царюк. Они были «сделаны» из этой музыки. Песни Дио, конечно же, пел Миша. Чтобы их исполнять, нужны особые природные данные. Когда Миша уехал из Кировограда, было нелегко поддерживать контакты по телефону. Конечно же, если мы приезжали в Москву на гастроли или я приезжал туда уже как художественный руководитель филармонии, то, понятно, мы находились, встречались, общались…
Потом уже, много лет назад, Миша приезжал в Кировоград, и мы, естественно, встретились. А теперь, когда появились социальные сети, «Скайп», мы общаемся достаточно часто, будто бы и не было многих-многих лет разлуки. Конечно, я буду участвовать в концерте Миши. С годами для каждого из нас эти встречи все больше важны. Мы стараемся бережнее относиться и друг к другу, и к таким событиям.
Музыкант групп «Титаник», «Система-01» Виктор «Стриж» Стрижевский, Кировоград:
— «Титаник» организовали мой друг, ныне покойный, гитарист Данык (Сергей Андрейченко) и я. Потом мы приспосабливали под группу басиста, пробовали нескольких вокалистов, но они не понимали ту музыку, которую мы играли. Так по городу прошел слух, что группа ищет вокалиста. Кировоград же не Москва, все музыканты друг друга знают, мы слышали, как Миша пел. Сыграли пару раз вместе, и вот так соединились в группу.
Встретились мы не случайно. Могли же сыграть один раз и все, разойтись. Но мы все любили одинаковую музыку (хард-рок) и начали работать вместе — у нас были одинаковые мысли. Миша по душе и по мысли подходил под жанр группы. Только советская система нас не приняла, и группа не просуществовала долго. Видимо, название «Титаник» группу и погубило. Вообще мы хотели назвать группу «Альтер эго» (второе я), но нам тогда сказали: а где ваше первое я, на Западе? Мы не попали в филармоническую систему, выступали только в клубе АРЗ, в дендропарке. Играли немножко Блэкмора, немножко Дио и много своих песен. Где еще может выступать молодая начинающая команда? На танцах или в кабаках. Но в кабаках мы не выступали потому, что я не любил за 5 рублей играть польку-бабочку. Это не наш жанр, а мы хотели играть свою музыку.
Лучше Миши Пахманова, я считаю, вокалиста не было и не будет! Вообще он был одним из лучших рок-вокалистов в совдепе. Он был «советским Дио», я так считаю. Таких певцов очень мало. Жаль, что мы тогда с Мишей в составе группы не пробились «наверх», но время такое было. Рок запрещали, рок мало кому был интересен, только где-то и кому-то. Да и сейчас эта музыка не нужна. Видите, что показывают по телевизору? Ноги-груди. Серьезная рок-музыка остается за бортом.
Когда Миша Пахманов уехал в Москву, мы на время «потерялись». Потом мы с музыкантами группы «Система-01» приезжали к нему в Москву, хотели организовать рок-команду, но не получилось. Сделали пару записей, а потом поняли: чтобы пробиться, нужно провести в Москве лет пять, а для этого требовались большие деньги, и мы вернулись в Кировоград. С Мишей я последний раз общался по телефону лет десять назад, когда он приезжал в Кировоград. На концерт приду обязательно. Даже хотелось бы не только прийти, но и сыграть со сцены!
Известный кировоградский музыкант Сергей Коваленко-«Мотыль», Кировоград:
— Михаила Пахманова я помню еще по Дворцу пионеров (сам там занимался музыкой), еще в то время, когда он не пел, а играл на барабанах. Миша был неплохой барабанщик, но его всегда тянуло к пению. Потом мы с ним и Тарасом Плащевским играли банкеты, свадьбы. Миша очень красиво пел рок-н-ролл! Песню на музыку «Дом восходящего солнца» и на слова народной песни «Стоит верба высокая» Миша пел во всех тональностях, которые только существуют! Я ему тогда сразу сказал: «Миша, тебе в Кировограде мало места, тебе нужно пробивать дорогу выше!» Но он никогда не был карьеристом, может, цены себе не знал, не рвался наверх…
Раньше на свадьбах была востребована серьезная музыка: и «Битлз», и «Криденс» и рок-н-ролл, и джаз, и романсы. Это сейчас в ходу «Мурка», а тогда тяжело было работать, поскольку публика была требовательная. Раньше ведь было очень много интеллигентной публики, понимающей музыку, знающей публики. Конечно, мы серьезно работали над каждым выступлением, готовили обширный репертуар, много работали над собой, равнялись на старших музыкантов, слушали, почитали их. А сейчас молодежь я даже не знаю, на кого равняется. Так вот, с Мишей всегда интересно было работать, потому что он многоплановый певец был. Мы поражались его пению. Мишка как споет рок-н-ролл, никто так не споет! В любых тональностях, не было для него никаких преград. Представьте, мы работали на свадьбе где-то семь часов. В час звучало примерно десять песен по 4 минуты. В общей сложности за выступление получалось 70-80 песен. Миша пел без устали, выкладываясь в каждой песне. Мы все тогда очень добросовестно работали, выступления играли вживую. Тогда даже не знали, что это такое — «фанера», не было в обиходе музыкантов такого слова. Мы учились, репетировали, и работали только вживую. Это очень большой труд. А мы тогда молодые были, могли работать и работать: днем свадьбу отыграть, а ночью где-то в селе — проводы в армию. Наш труд приносил радость, потому что музыканты к чему-то стремились, работали-репетировали и жизнь в интерес шла. Мы с Мишей тогда дружили, общались каждый день. Помню, как Мишка первый раз пошил себе брюки из такой ткани под джинсовую, а мы все ему завидовали…
Последний раз я с ним виделся лет тридцать назад. Я тогда служил в армии, играл в военном оркестре, мы приехали выступать в город Амурск на Дальнем Востоке, а Миша там оказался на гастролях с оркестром Кировоградской областной филармонии. Вот так мы с ним и встретились, за 10 тысяч км от Кировограда…
Году где-то в 1987-м еду я в машине, включаю приемник на волну радио «Маяк» и слышу, диктор передает: сейчас будет петь вокалист школы Иосифа Кобзона Михаил Пахманов. Я даже остановил машину и слушал с большущим удовольствием. Потому что он действительно тот человек, кто должен был петь на московской сцене. И вот мы недавно снова встретились в Интернете, с большим интересом переписываемся, делимся воспоминаниями. На концерт обязательно приду. Вы что! Я его жду с нетерпением. Думаю, на этом концерте соберется много единомышленников.
Музыкант группы «Новый Дирижабль» Владимир Олейник, Кировоград:
— С Мишей мы познакомились, когда занимались в духовом оркестре Дворца пионеров, которым руководил Станислав Макарович Степаненко. Потом вместе играли на различных официальных мероприятиях в школах. А потом, самое основное, духовой оркестр перестал нас устраивать, поэтому параллельно был создан эстрадный оркестр, а после – почти рок-группа (где уже не было всяких дудок). Во Дворец пионеров ходила разная публика, иногда между ребятами конфликты возникали, Миша хоть и маленький был, всегда мог за себя постоять. Потом пути разошлись, он поступил в музыкальное училище, я в КИСМ. После этого на сцене мы встретились только однажды, когда Миша, Костя Пилипюк и я играли на «халтуре» — новогоднем вечере в 30-й школе.
Сейчас мы с ним общаемся в «Скайпе» почти каждый день. Если три дня кто-то из нас не выходит на связь — это уже трагедия. Вспоминаем былые годы, Миша рассказывает об успехах своих детей (старший сын тоже поет, сочиняет музыку, младший — учится играть на гитаре). Надеюсь, на концерте Миши Пахманова соберется немало наших друзей-музыкантов, и мы устроим джем-сейшн!
Музыкант и композитор Игорь Шепетило, Киев:
— Я учился на теоретическом, Пахманов — на духовом отделении музучилища. Иногда он посещал наши лекции (у покойного моего педагога Кима Шутенко). Мы знали друг друга ещё со Дворца пионеров. Я играл в ансамбле баянистов и пел у Николая Макоды — сначала в хоре мальчиков, а потом — в хоре «Соловушка», а Миша — у Станислава Степаненко играл в духовом. А подросли — встретились на эстраде. Голос у него был с большим диапазоном ещё в юношеские годы. «Обряды» с ним я играл пару раз (я клавишник и вокалист).
Юность — прекрасная пора! Вспомнить есть что, но не для прессы. Что касается концерта 13 мая: будет приглашение — постараюсь быть.
Несколько слов о себе — музучилище, музпед, ВПШ (Ленинград). Музыкой занимаюсь не только эстрадной, но и инструментальной, хоровой. Я выпустил 2 компакт-диска со своими песнями, второй недавно привёз в Кировоград (в магазин на К.Маркса — чуть выше почтамта). Сейчас по работе — чиновник, но отвечающий за культуру и спорт.
Певица Ольга Ларина, Москва:
— С удовольствием вспоминаю наше знакомство с Мишей Пахмановым. Мы познакомились в институте имени Гнесиных, на эстрадном отделении. Я услышала, как он поёт, и обалдела от его голоса, подачи, диапазона и экспрессии. Настолько свежо и ярко он звучал для меня тогда. Я сразу для себя его причислила к Мастерам и немного побаивалась даже спрашивать что-нибудь. Сейчас жалею, что упустила, видимо, многое, так мало общавшись с Мишей. Позже, когда мы ближе уже познакомились, я поняла, что Миша открыт для общения и готов помочь всегда советом и морально. Считаю, что это один из немногих лучших голосов на нашей (и не нашей уже) рок-сцене.
Вокалист группы «Контакт» Леонид Омельяненко, Польша:
— Познакомились мы с Мишей в 75-м году. Я тогда играл и пел на танцах — летом в Парке Ленина, а зимой в клубе Компанийца. Миша пришёл, спел пару песен, кажется, Can live. Сразу было ясно, что парнишка одарённый, но очень скромный. В то время скромность была большим минусом у одарённых людей, тем более — провинциальных людей. Позже наши пути разошлись, но я слышал, что Миша как вокалист набирает обороты.
На концерт я, конечно, буду стараться приехать. Хочется увидеть ребят-музыкантов, которые не смогли приехать на мой концерт, ну и Мишу тоже, хотя мы живём в 300 км друг от друга, но в разных странах. Планирую спеть в концерте 13 мая две песни с группой «Внутри звука». Прошу передать от меня, через вашу газету, всем огромный привет и приглашение на концерт, думаю, будет очень интересно.
Популярная телеведущая Алла Крутая, Москва:
— Миша всегда отличался свободолюбием и явной нелюбовью к «совку» и совковой музыке. Ему было тесно в рамках классической программы советского музыкального училища. Внешне, я бы сказала, он тоже отличался стремлением к «фирме» настолько, насколько позволяли ресурсы и возможность купить что-то особенное у фирмачей. У ресторана « Весна», в маленьком скверике, собирались все музыканты города, и называлось это место «биржа». Это было мужское место. Там обсуждались модные веяния музыки, приобретались музыкальные диски, обменивались прослушанной музыкой, подыскивали халтуру и т.д. Миша был ярким представителем этой тусовки! Не уверена точно, но мне кажется, что он был первым счастливым обладателем диска Демиса Русоса с популярной тогда песней «Сувенир» и пригласил меня и кого-то еще однажды на прослушивание. Это было круто! Парень он был модный и вообще, тогда к музыкантам относились с большей симпатией, чем сейчас…
Он, безусловно, был и остается талантливым музыкантом. Дай Бог, чтобы его концерт удался.
You watch their faces
Youll see the traces
Of the things they want to be
But only we can see
They come for killing
They leave and still it seems
The cloud thats left behind
Oh, can penetrate your mind
But sail on, sing a song, carry on
Cause We Rock, We Rock, We Rock, We Rock