Украинки в Италии – сколько людей, столько судеб. Женщины, бросая дома, уезжали в эту гостеприимную для туристов и жестокую для эмигрантов южную страну сотнями. И гнала их туда далеко не жажда пожить за счет темпераментного красавца, хоть бывали и такие случаи, конечно, а нужда. Самая обычная нужда, когда не за что кормить, обувать, учить детей, когда твой диплом о высшем образовании можно использовать разве что в качестве туалетной бумаги, когда закрывались предприятия, а перспектива службы занятости или базара не рассматривалась как выход.
В 90-х годах поток украинцев хлынул в Европу. Почему многие наши соотечественники выбрали для эмиграции именно Италию, объяснить сложно. Поехала одна волна, а за ними – знакомые, знакомые знакомых, образовалась целая диаспора…
Некоторые пожили-пожили, поработали-поработали, да и вернулись домой. А некоторые закрепились там, ассимилировались, легализовались, пройдя трудный путь от уборщицы до бизнесмена средней руки. Нашей сегодняшней собеседнице Оксане Левченко повезло. Она за десять с лишком лет превратилась в настоящую итальянку, купила в Неаполе квартиру, работает коммерческим директором крупной туристической фирмы. В Кировоград приезжает часто – здесь живут дети, да и ностальгия, бывает, совсем, покоя не дает. На интервью согласилась сразу, потому что надоело читать всякие мифы об украинках за рубежом. Мол, гулящие они женщины, матери-«кукушки», которые уехали в поисках легкой жизни и только и делают, что занимаются проституцией.
– Обидно, что люди начитаются таких статей и потом думают всякие гадости, – говорит Оксана. И, чтобы развеять эти досужие мифы, рассказывает свою историю.
Life story
– Уехала я в 1999 году потому, что очень нужны были деньги. Материальное положение семьи пошатнулось, а сын только поступил в университет, дочка училась в школе. Здесь никакого просвета не было, туристическая фирма, владельцем которой я была, закрылась. Надо было решать, где зарабатывать деньги. Я знала, что многие уезжали в Италию. Вот и мы с подружкой собрались туда.
Ехала Оксана на абсолютно пустое место. В Италии не было знакомых, не было жилья, работы, она не знала язык. Она просто обратилась в фирму, которая за деньги пообещала на первых порах помочь.
– Если бы еще лет 5 назад мне сказали, что буду жить и работать за границей, я бы не поверила. Я так люблю Кировоград, Украину, здесь все родное, – улыбается превратностям судьбы наша собеседница. Но другого выхода она не видела. Собралась и уехала в Неаполь. – Дома меня поддержали. Они понимали, по-другому никак.
Первые впечатления от Италии были потрясающими: Везувий, море…
– Нам в этой фирме обещали одно, а получилось совсем иначе. Еще в автобусе нас предупредили, что эта организация – сомнительная, что они забирают паспорта, а самих женщин продают фактически в рабство… – Оксана с подругой наслушалась всех ужасов и решила обустраиваться на новом месте самостоятельно. – Мы просто вышли сами посреди Неаполя, стали на площади и стали думать, что делать дальше.
Добрые люди украинкам помогли. Подсказали, где снять на первые дни квартиру, и уже недели через две женщины нашли работу. «Домработниц, то есть мыть, убирать…» Оксана попала в квартиру метров 700 квадратных, так что работы ей хватало.
– Семья попалась хорошая: 4 детей и 4 взрослых. Ко мне они относились нормально. По сравнению с рассказами других, мне на самом деле повезло. А остальные… Как они страдают физически, как там тяжело морально! Ты – человек с высшим образованием, который сделал дома себе имя, классный специалист, – в один момент становишься человеком второго сорта. Я была инженером, потом руководила фирмой, а стала прислугой. Очень тяжело. Они садятся за стол, а ты должна подавать, это бьет по самолюбию, – Оксана говорит, что привыкнуть к новым условиям не могла в течение года.
– То, что наши женщины там испытывают, словами не передать. Тебя могут просто так через месяц вышвырнуть на улицу, хорошо, если зарплату дадут. Хотя найти новую не сложно, но все равно такие увольнения – это стресс, – делится воспоминаниями наша собеседница. – Кстати, итальянцы в этом плане беспечные. Они берут людей практически с улицы, без рекомендаций. Может быть, сейчас и по-другому, но, когда работала я, никаких документов предоставлять не надо было.
Так и потянулись бесконечные недели, месяцы. Оксана жила в хозяйском доме, много работала. Часто звонила домой из автомата, сильно скучала. Постепенно появлялся свой круг знакомых, «потом было много друзей, потом они отсеивались… И в итоге я общалась с 4-5 женщинами из Кировограда».
– Эта работа стОит всех лишений?
– Многие люди из Западной Украины, которые там работают, построили себе дома, мини-гостиницы. Но при условии, что во всем себе отказывали. Работали с экземой на руках. Ногти перестают расти. Вот я уже сколько у хозяйки не работаю, а они так и не стали крепкими. Поэтому сами делайте выводы…
Оксана на гостиницу не копила. Зарплаты домработницы хватало на то, чтобы помогать семье, нормально питаться и путешествовать…
Где-то через год, когда обжилась, разобралась в особенностях итальянской жизни, выучила язык, перешла с «дня и ночи» на почасовую работу. И тут ей сказочно повезло – она нашла вторую работу в местной неапольской туристической фирме.
– Я подумала, ну сколько можно прислуживать? Как-то иду – вижу, турагентство. Открыла дверь и сказала: «Я хочу у вас работать. У меня есть опыт». А они взяли и согласились: «После обеда можете выходить».
Жизнь изменилась: до обеда Оксана продолжала работать у хозяйки, а во второй половине дня приходила в турагентство. У нее появилась возможность снимать квартиру, появилось удовлетворение от того, чем она занимается.
– Постепенно я раскрутилась. Стала находить российские группы, работать с частными туристами. Их надо было встречать в аэропорту, селить в гостиницы, возить по экскурсиям… – работы прибавилось и службу в доме итальянцев Оксана оставила.
Чтобы была возможность делать карьеру, Оксане пришлось пойти в вечернюю школу. Это давало какой-никакой, а сертификат об итальянском образовании. Проучилась год, подтянула язык, сдала тесты и получила долгожданный документ. Италия стала открывать нашей собеседнице двери – она уже не казалась такой чужой и высокомерной.
5 лет Оксана проработала в этом агентстве, сама объездила всю Европу. Потом фирма закрылась, и нашей собеседнице тут же предложили должность коммерческого директора в туристическом комплексе в городке неподалеку от Неаполя, на берегу Ионического моря.
– Я легализовалась, у меня все документы в порядке, право на безлимитное проживание в странах Европы. Сейчас это сделать достаточно сложно, потому что надо сдавать язык. А тогда было проще…
– Что вам сказать? Конечно, очень тянет домой! – продолжает она. – Ностальгия замучила. Может быть, это возраст, а может быть, характер. Я там так и не прижилась. Сильно скучаю по нашим людям, по общению…
Мафия, паста и любовь
– Какие они, итальянцы?
– Фальшивые. Эмоциональные. Громко говорят, к этому надо привыкнуть. Крик постоянный. Например, ночь. Парень подъезжает на грохочущем мотоцикле и кричит во весь голос: «Мама! Выгляни в окно!» Она выглядывает, они орут друг другу что-то, все соседи в курсе семейных дел… А вообще, как итальянцев показывают в итальянских же фильмах – такие они и есть.
Женщины-итальянки, по крайней мере на юге, работать не хотят. Их кредо: сидеть дома, рожать детей и готовить еду. Она будет готовить макароны 3 раза в день, но мыть полы никогда не станет. Обеспечивать семью, в том числе домработницу, считает она, должен муж. И мужчины работают на 10 работах, но жена ни в чем не нуждается.
Сейчас, правда, говорит Оксана, молодежь попродвинутей стала, учиться идут. Но, когда им говоришь, что у нас практически каждый имеет высшее образование, а то и два, они разводят руками: «А чего вы тогда сюда приехали?»
Итальянская элита – врачи, учителя, адвокаты. Но что Оксану до сих пор поражает, это полное отсутствие в итальянцах бахвальства.
– Видишь человека на улице – и сложно сказать, богатый он или бедный. Все одеты очень просто, машины – не больше, чем средство передвижения. Кстати, я объездила весь мир, но нигде не видела столько джипов на одном квадратом метре, сколько в Киеве или в нашем Кировограде.
От внимания темпераментных итальянцев голова может пойти кругом. На тебя сразу же обрушивается куча комплиментов, простых по сути, но все равно приятно. Хотя Оксана признается, слушать все эти Bella!!! уже не может. Тебя бурно приглашают на кофе, но ничего абсолютно это приглашение не значит. Просто знак внимания.
– Мужчина может иметь сколько угодно любовниц, но семья – жена и дети – на первом месте всегда, – говорит Оксана.
Тем не менее, многие наши женщины, прожив несколько лет в Италии, находят себе пары. Живут гражданским браком.
– Гражданские браки – явление очень распространенное, они могут длится от 3 лет до 10 или даже больше. Ты можешь родить ребенка, будучи официально не замужем – женщина в Италии в любом случае социально защищена. Если вы разводитесь, что бывает редко, никто не делит ложки, вилки. В случае развода или расставания закон на стороне женщины, она может заблокировать все счета мужчины, и будет права, – говорит Оксана.
Детей в южной Италии рожают традиционно много. Раньше в нормальной семье было и по 7, и по 10 ребятишек, сейчас – поменьше: 4-5. Аборты у католиков запрещены.
– Итальянцы религиозны?
– Да, но это во многом дань традиции. Они идут в церковь, исповедуются, а через час, случается, грабят, убивают…
Неаполитанская мафия – такая же сильная, как и сицилийская. Вечером, если у вас нет транспорта, вы не выйдете на улицу. Наркотики продают открыто, и полицейские знают, кто и где. Убивают регулярно. У нас был период, когда между кланами была война: возле домов стояли военные машины. Я была свидетелем происшествия: проезжает машина, из окна высовывается автомат, в упор расстреливают человека и едут дальше. Все точно так же, как показывают в кино: каждый клан «держит» свой район, «крышуют» бизнес…
СМИ об этих убийствах почти не говорят. Вообще информационная политика Италии очень закрытая. Оксана говорит, что показывают и пишут только «о своих», других стран и событий в мире просто не существует.
– Они закрывают свою культуру, они ее оберегают. Артистов других для них тоже нет. Я вот только пару раз видела в Неаполе афиши Мариинского театра. Знаю еще, что Сердючка приезжала, Оксана Билозир.
По телевизору десятилетиями идут одни и те же сериалы, перемежающиеся ток-шоу. Новости по неделе мусолят одно и то же событие. Несмотря на то, что Италия – традиционно «капиталистическая» страна, образование здесь в государственных школах и вузах – бесплатное. А если хорошо учишься, будешь получать стипендию. Если ты решил поступить на платную основу, все равно обойдется дешевле, чем в Украине, – полторы тысячи евро в год, вполне по карману студенту. Но Оксана отмечает, что качество высшего образования у нас намного лучше, оно – разностороннее. Там же учишь только экономику или право, строго в рамках узкой специальности.
Да и наши школы, по сравнению с итальянскими, – рай для детей. «У нас куда ни зайдешь: занавесочки, цветочки. А там школы – казарма казармой». Но, если даже ребенок нелегал, они его выучат.
А вот работу найти даже после вуза сложновато, если только ты не представитель династии семейного бизнеса.
– Есть у них понятие «блат»?
– Да. Чтобы попасть на высокооплачиваемую службу, даже государственную с хорошим социальным пакетом, надо заплатить.
Медицина в Италии тоже абсолютно бесплатна, и не важно, есть у тебя страховка или нет.
– Даже если находишься в Италии нелегально и вызвал «скорую», никто с тебя денег не возьмет. При необходимости и операцию бесплатно сделают. Рожают все тоже, естественно, бесплатно. Ни копейки не берут что с итальянских девочек, что с наших, – рассказывает Оксана. – Кстати, по рецепту лекарства в аптеке стоят намного дешевле. Например, купил ты самостоятельно препарат за 10 евро, потом тебе врач задним числом выписал рецепт, ты его показываешь, и тебе 8 евро возвращают. Бомжей с улицы они свозят пролечиться. Даже алкоголиков наших лечат.
Да-да, мужчины из постсоветского пространства, в отличие от женщин, в Италии не выдерживают ритма жизни, своего нового статуса и массово спиваются. После того как их пролечат в больницах, они могут попасть в монастыри, где лечение продолжается. Им абсолютно бесплатно дают препараты, снимающие интоксикацию, кормят, одевают.
У Оксаны был случай. Она сопровождала украинских наркоманов и алкоголиков, которых Италия выдворяла из страны. Так вот, религиозное общество им выдало с собой по 400 евро каждому для обустройства в Украине, купило билеты, кому надо – подарило инвалидное кресло, медикаменты, шприцы, и не по десятку, а по сто. Лишь бы уехали из Италии…
Свой среди чужих
– У нас есть свое общество помощи украинским женщинам, которое работает бесплатно. Мы помогаем им выйти из психологического кризиса, депрессии, безысходности. Очень много женщин себя в Италии теряют – и без посторонней помощи просто не выкарабкаются, – рассказывает Оксана. – Только те, кто сам прошел все лишения, кто ночевал на скамейках, когда нет работы, кто мыл посуду до 3 часов ночи каждый день, потом добирался домой пешком, потому что нет денег на такси, поймет и поможет своим соотечественницам. Не верьте, когда говорят, что все наши в Италии только и делают, что гуляют. Никому не верьте, когда рассказывают: «Да они там все проститутки!»
Да, везде есть исключения. Как-то к нашей собеседнице подошла девушка: «Ой, а вы давно здесь? Помогите мне найти мужчину, чтоб не работать». Но это, говорит Оксана, очень единичные случаи.
– А вообще я так нашими женщинами горжусь! Они тяжело работают, прислуживают, но в выходной – воскресенье – выходишь на улицу и видишь красивых, ухоженных барышень, с макияжем, на каблуках. Это все наши – красавицы!
И вот эти работящие красавицы крепко помогают друг другу. Хотя держатся компаниями по географическому признаку: женщины из Восточной Украины, русскоязычные, отдельно, из западной – отдельно. А вот россиянок, Оксана говорит, в Италии мало.
Оксана рассказала, что она состоит в клубе женщин Неаполя «Радуга». Они друг другу помогают – все это бесплатно. Есть специальные приемные дни, где эмигрантки «со стажем» оказывают «новичкам» психологическую помощь. А еще тут украинки встречаются с подругами. Иногда просто поговорить «за жизнь», иногда обсудить свои проблемы. Женщины – эмигрантки «со стажем» – даже книгу издали, где рассказали, как им жилось и живется в Италии. Кто-то писал с болью, кто-то – с юмором. Но все они, как одна, хотели этими историями сказать: «Мы живем так, как нас вынудила жизнь».
И когда я спросила Оксану, не жалеет ли она, что уехала, женщина искренне ответила:
– Если бы у меня в Украине была работа, я бы, не задумываясь, вернулась домой…
Ну что за статья?Автор совершенно не представляет о чем пишет.Вы представляете ск.стоит квартира в Неаполе?Сколько нужно работать,чтобы ее купить?И почему местный народ их снимает?Не смешите.Вот пресса,что ни слово-фальш.БИЗНЕС-ЛЕДИ,ОПЯТЬ ОБМАН.ЗНАЮ,что говорю.
Після кількох років которжної праці на чужинi нарешті розумієш, що ти вже не дружина-бо чоловік не тільки розкішно жив за твої гроші,а ще й триндикав їх на молодих шлюх і ти його лишила,не мама-бо діти виросли,вивчились,одружились, усе за твої гроші, але без тебе,не бабуся- бо внуки народились і ростуть iз твоєю свахою і вона одна для них бабуся.Якщо хочеш стати зовсім одинокою, можеш повторити мою історію.Мусиш бути готовою твоєї жертви ніхто не поцінує.Я вже звикла до такого життя переплакала,працюю,подорожую,пишу вірші- живу.