В начале прошлой осени мы рассказывали о весьма интересной инициативе отдела международных отношений Кировоградского национального технического университета — прохождении студентами КНТУ практики на сельскохозяйственных и машиностроительных предприятиях ФРГ. Накануне Нового года группа студентов вуза вернулась из Германии, отработав первую полуторамесячную трудовую «вахту» на птицекомбинате города Цербст.
Группа многочисленная — два десятка человек, все учатся в университете на технических специальностях. Поделиться с читателями «УЦ» впечатлениями от особенностей работы и свободного времяпровождения студента-практиканта в Германии были «делегированы» четверо студентов факультета автоматики и энергетики: Ирина Сорокина, Виталий Брошеван, Юрий Погорелый, Дмитрий Погорнюк.
Комбинат по переработке мяса птицы, на котором работали наши студенты, можно сказать, интернациональное предприятие. Половина из четырех сотен сотрудников предприятия — это временные работники, в основном — контрактники или студенты из разных стран. Среди двухсот постоянных сотрудников немало переселенцев (или их детей) из республик бывшего СССР, просто эмигрантов, поселившихся в ФРГ: греков, украинцев, русских. Естественно, основной «производственный» язык — немецкий, притом, что на комбинате существуют целые бригады иноязычных работников. Как правило, временщикам и иностранцам доверяют низкоквалифицированную работу, например, на упаковочном, сортировочном конвейерах. Обслуживанием и наладкой технологического оборудования (конечно же, полностью автоматизированного и поэтому дорогостоящего) занимаются «аборигены», так как данный вид деятельности требует специального образования и хорошего знания немецкого языка. Наши студенты-практиканты немецкий изучали на подготовительных курсах в университете. До поездки за границу успели освоить минимальный базовый уровень, необходимый для общения.
Право на труд
Рабочий день на комбинате стартует в 5 утра, когда технический персонал начинает налаживать производственные линии. Конвейер в рабочем режиме запускается в шесть, соответственно, без пяти шесть все должны стоять за своими рабочими местами, предварительно успев пройти санитарные процедуры и облачиться в одноразовую спецодежду (перчатки, маски, шапочки, фартуки, нарукавники меняются каждые три часа работы). За нарушение требований пунктуальности выносится предупреждение. Несколько подряд предупреждений — либо штрафные санкции, либо увольнение. Чтобы не опаздывать за конвейер в первую смену, нашим студентам приходилось просыпаться в четыре утра, чтобы еще оставалось время позавтракать до работы, хотя жили они в заводском общежитии, расположенном в десяти минутах ходьбы от предприятия.
Номинально смена продолжается восемь часов «грязного» времени с двумя пятнадцатиминутными перерывами. Фактически отсчет идет по объему выполненных работ. Ежесуточно комбинат отгружает минимум 100 тонн переработанного мяса птицы. Если по какой-то причине смена не вырабатывает свой объем (например, повторная упаковка забракованной партии), то рабочий день продолжается свыше положенных восьми часов, до выполнения плана. При этом каждый сверхурочный час оплачивается отдельно. Обычная тарифная ставка местных работников — 6,70 евро/час, студентов-практикантов — на полтора евро/час меньше. Но если у рабочих — граждан Германии из зарплаты вычитаются налоги, то практиканты от большинства налоговых выплат освобождены. Так что итоговая месячная зарплата иностранных рабочих получается не намного меньше, чем у местных. Несложно подсчитать, что при таких тарифных расценках минимальная зарплата местного работника птицекомбината (до вычета налогов) составит примерно 1200 евро. По меркам Европы — очень и очень немного. Город Цербст находится на территории бывшей ГДР, а в этих землях уровень жизни гораздо ниже, чем в Западной Германии.
«В своих бедах восточные немцы обвиняют Советский Союз, поэтому они негативно относятся к социалистической системе и ко всему, что с нею связано, — считает Юрий Погорелый. — Но к людям из стран бывшего Союза немцы относятся вполне доброжелательно. Мы работали в одной из наиболее бедных частей Германии, федеральной земле Саксония-Анхальт, но даже их степень “бедности” не идет ни в какое сравнение с Украиной. Например, если в Баварии, куда мы ездили на экскурсию, рабочие машины обычных немцев — “Ауди”, “Мерседес”, “БМВ”, то в Цербсте рабочие машины уже более дешевых марок: “Фольксваген”, “Опель”, “Рено”. Но все равно, живя в бедной земле, они могут себе позволить по две-три машины на семью: рабочую, для ежедневного использования, для поездок по праздникам и какую-нибудь вместительную для всей семьи».
Студентам-практикантам зарплату платили поэтапно: раз в неделю аванс по 50 евро, остальную сумму — по завершении контракта. Правда, из зарплаты вычли стоимость проживания в общежитии — 100 евро с человека в месяц. Но в эту сумму входили вполне комфортные бытовые условия: кухня с посудомоечной машиной, две душевые с горячей водой, три стиральных машины, пылесос, холодильник в каждой комнате…
Право на вынос
Извечная проблема предприятий пищепрома — вынос продукции за территорию завода. В нашем случае, на птицекомбинате города Цербст, вопрос решен с применением теории вероятности. На проходной установлен автоматический турникет. Каждый сотрудник, покидающий стены комбината, при выходе нажимает на кнопочку. Если в ответ загорается зеленый сигнал — идешь дальше, и никто тебя не трогает, если красный — переходишь в каморку охраны для личного досмотра. Вероятность выпадения «счастливого» сигнала определяет беспристрастная компьютерная программа (впрочем, по аналогии с известным анекдотом о блондинке и динозавре, вероятность попасть под досмотр составляет ровно 50%). По мнению наших собеседников, никто из рабочих предприятия даже не будет пытаться пронести что-либо через проходную (или протащить через обыкновенный сеточный забор). Во-первых, нет смысла рисковать работой. Во-вторых, практически все, с кем общались ребята… не употребляют в пищу мясо, перерабатываемое на комбинате!
Право на питание
Не едят, скорее, потому, что знают, как это мясо выращивалось, — по интенсивным технологиям роста с применением пищевых добавок. На переработку поступает мясо птицы, доставляемое в замороженном виде из Польши, Бразилии, Аргентины. Запакованные полуфабрикаты комбинат поставляет в магазины Германии, Польши, Франции, Италии, других стран Старого Света. Видимо, бизнес переработки мяса птицы все-таки выгодный, поскольку предприятие, на котором проходили практику студенты КНТУ, динамично расширяется. За те полтора месяца, что ребята работали в Цербсте, рядом с существующим комбинатом построили еще один аналогичный заводик.
Возвращаемся к «съедобной» теме. Представьте себе, на мясоперерабатывающем комбинате нет собственной столовой. В зале, отведенном под прием пищи, установлены стенды с горячей и холодной водой. Обед рабочего сводится к «перекусу» принесенного из дому бутерброда под стакан чая. Основательно подкрепиться получалось уже в общежитии. Обеды-ужины студенты готовили сами. Чтобы сэкономить на питании, большую часть продуктов ребята привезли с собой: сало, масло подсолнечное, чай, крупы (к слову, гречку, даже если бы захотели, в Германии все равно бы не купили, там ее в магазинах нет, поскольку местные гречневую кашу не едят). Когда лень было что-то готовить, предпочитали питаться магазинными полуфабрикатами. Большая, диаметром 40 см, замороженная пицца в супермаркете стоит 1 евро. Сравните: такая же в Украине — примерно 20-24 грн. Вообще цена большинства продуктов питания в Германии намного ниже, чем в Украине, особенно если брать по соотношению цена/размер зарплаты. Хотя, по идее, должно быть наоборот, с учетом доли оплаты труда в себестоимости продукции. Килограмм свинины продается по 4 евро, килограмм куриного филе (другие части этой птицы в пищу не употребляются) — 6-9 евро, килограмм индюшиного филе — 9 евро.
А вот питаться в ресторанах — дорого, не для студенческого кармана. По неопытности студенты решили отметить первую зарплату в местной пиццерии. Заказанная пицца обошлась в 14 евро штука, а бутылка пива — 1,5 евро (в супермаркете примерно вполовину дешевле). Впрочем, все познается в сравнении. Бригадир одного из участков комбината — грек по национальности — как-то был в Украине и потом с восторгом рассказывал студентам, как они с супругой в одном из местных придорожных кафе пообедали, купили сигареты и заправили автомобиль топливом всего на 25 евро! Он же не знал, что по нашим меркам 250 гривен — не такая и маленькая сумма. К слову, сигареты в Германии стоят 5-8 евро пачка. Неудивительно, что там в продаже предостаточно экспортированных из Украины сигарет.
Право на отдых
Цербст — городок небольшой, населением тысяч двадцать пять душ, и с туристической точки зрения интересен разве что наличием музея уроженки Цербста Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской, вошедшей в историю под именем императрицы Екатерины II Великой. Больше там туристу смотреть не на что, поэтому по выходным студенты-практиканты ездили в Магдебург, Лейпциг, Берлин. В ФРГ система железнодорожных перевозок весьма способствует экскурсиям. Покупаешь территориальный билет на поезд и целый день свободно перемещаешься в пределах одной федеральной земли. Выгодно и удобно. Осматривать достопримечательности ребята и девушки ездили сами, без экскурсовода, на свой страх и риск. За все время к группе иностранцев количеством два десятка человек хоть бы один полицейский подошел проверить документы…
Право на общение
Поговорить с родственниками в Украине — нет никаких проблем. Покупаешь сим-карточку местного сотового оператора — и, пожалуйста, звони в любую точку мира. Что занятно, сотовый телефонный номер необходимо регистрировать у оператора — сообщить ему свои имя-фамилию. Можно без предъявления документов, в телефонном режиме. То есть принцип персонализации номера построен на доверии. Что там говорить, наивные немцы люди…
Позвонить в Украину с сотового телефона обходилось: 15 евроцентов соединение и 19 центов минута разговора, если звонить на мобильный; 9 центов минута, если звонить на стационарный. Со стационарного на стационарный — 3 цента/минута.
Необычным оказалось отсутствие в Цербсте заведений наподобие наших интернет-кафе. Едва ли не единственная общественная точка доступа к Сети находилась в городской публичной библиотеке. Правда, платная — 2 евро в час. В заводском общежитии Интернет не предусматривался, skype скачать, как мы дома привыкли, негде… И что делать, когда возникла необходимость прибегнуть к безграничным коммуникативным возможностям мировой паутины? Например, можно зайти в любой магазин компьютерной или цифровой техники, подойти к стендам, где в рекламных целях демонстрируются новые продукты с беспроводным доступом в сеть, и свободно просмотреть почту, почитать новости и так далее… Главное — абсолютно бесплатно.
Право на праздник
Пребывание наших студентов на практике в Германии совпало с предрождественской суетой местного населения. С точки зрения туриста, эти приготовления выглядят очень красочно. «Улицы украшены праздничной иллюминацией, — рассказывает Ирина Сорокина. — Люди развешивают на своих домах гирлянды, ставят зажженные свечи на подоконники. Всюду играет веселая праздничная музыка. В магазинах скидки на все товары 30-40%, начиная от продуктов и заканчивая бытовой техникой, а не так, как у нас, когда перед праздниками все дорожает».
Комбинат, где работали наши студенты, рождественский корпоратив отметил еще за две недели до наступления праздника. В Цербсте много трудовых коллективов, желающих заказать вечер в развлекательном заведении, очередь большая, к тому же, чем ближе к 24-му декабря, тем сложнее и дороже и арендовать помещение. Праздничная программа вполне обычная: шведский стол, бар, боулинг, конкурсы, дискотека. Говорят, было очень весело…
да тем студентам все равно что кушать, где жить… представляю как они в германии на все и всех смотрели, особенно на продукты:)…. а сигареты нужно было из дому прихватить….
Ув. прохожий, скорее всего, греконемцы подразумевали относительную дешевизну (по сравнению с цивилизованной Европой) как раз ресторанного питания, стоимость сигарет и автомобильного топлива.
Или студентам показалось, что в Германии продукты дешевле чем у нас — или грекам показалось, что у нас дешевле чем у них… Где правда, Зин?
Проходил военную службу в г.Цербст(уентр города).Знаю город, много друзей. Хотелось побывать в городе и посмотнреть, что произошло с 1977 г.
а что тут комментировать и так все ясно…:)