Как правило, собеседники, приехавшие в Украину из-за рубежа, начинают расхваливать свою Родину, и мы невольно чувствуем себя не в своей тарелке — все-то у них лучше: и зарплаты выше, и возможностей больше, и порядка. Может быть, не все так и гладко в Европе, если пожить там долго, но нам представляют определенную картинку, и мы начинаем потихоньку завидовать.
Иоланта Убовска, заместитель директора Дольношленской публичной библиотеки им. Тадеуша Микульского во Вроцлаве, рассказывала о родной Польше критично. Точнее, говорила правду, не пытаясь приукрасить, по крайней мере, сферу жизни, ей знакомую. Финансируется культура хорошо, но дети не читают. Зарплаты высокие, но уровень образования стремительно падает…
Пани Иоланта приехала в Кировоград на международную научно-практическую конференцию «Миротворческое значение библиотеки в формировании толерантности общества» вместе со своим коллегой Ежи Кумиега, чтобы поделиться опытом. В перерывах между заседаниями и докладами мы поговорили с гостьей из ближнего зарубежья — не только о книгах.
— В Польше люди сейчас ходят в библиотеки?
— Ходят школьники, студенты, потому что они вынуждены это делать. К нам приходят также совсем маленькие дети с родителями, у нас есть такая популярная программа, когда они играют в залах, а мамы могут отдохнуть с книжкой. Маленькие дети-то приходят, но самая большая проблема с молодежью от 15 до 18 лет.
— Тинейджеры предпочитают Интернет?
— Практически каждый имеет дома компьютер, подключенный к Интернету, поэтому дети на самом деле неохотно берутся за книги. Любую информацию, которая им понадобится, они могут получить из Интернета. Они действительно мало читают.
Я уверена, что уровень образования в Польше сейчас на самом деле падает. Причина не в самом Интернете, а в системе образования. Требования к знаниям в школах значительно снизились. Мой муж — учитель истории. И он в прошлом году провел эксперимент — дал ученикам контрольную работу десятилетней давности. И что получилось: все дети, 100% (!), получили негативную оценку. Представляете, что происходит?
— Польским детям много задают читать по программе?
— В нашей Дольношленской библиотеке есть большой отдел аудиокниг, изначально он был предназначен для слепых и слабовидящих. Но сейчас туда активно ходят обычные дети. Большинство пользователей — это школьники и студенты, которым лень читать, а проще послушать.
По своей дочери — ей 17 лет — я знаю, что молодежь вынуждена читать, но они просматривают только краткое содержание книги, критику или отрывки в хрестоматии. Но точно не первоисточник.
— В Польше книги издаются? Как много вы получаете новинок в свою библиотеку?
— Да. У нас фонды постоянно обновляются, каждый год мы закупаем по 12 тысяч новых томов. Много, но Вроцлав — большой город, промышленный и научный центр, наша библиотека универсальная, самая большая, поэтому такой объем новых экземпляров — это нормально.
В то же время производится селекция, старые книги изымаются из фондов. Наши читатели хотят пользоваться только новыми изданиями, чтобы была новая современная полиграфия, твердые обложки.
— За последнее время появилось много новых польских авторов? Они популярны?
— Да, очень-очень. Их любят, они известны. Очень часто даже у нас в библиотеках проводятся вечера встреч с писателями, поэтами. Эти дискуссионные круглые столы ведут вначале библиотекари, а потом люди сами общаются со своими кумирами.
— И много туда приходит народа?
— Вначале, когда такие вечера только начинались, приходило всего 5-10 человек. А сейчас очень много, не все желающие даже могут попасть. Эта программа финансируется по программе министерства культуры.
— Профессия библиотекаря в Польше престижна?
— Нет. Потому что еще остались стереотипы, что библиотекарь — это женщина, очень образованная, ходит в очках, в какой-то непонятной юбочке, старомодной кофточке. Такой «синий чулок». Но на самом деле в польских библиотеках работает много молодежи. Очень быстро меняются кадры. Бывает такое, что люди приходят, пару лет учатся профессии, а потом уходят на более престижное место. Потом приходят другие, показывают себя с самой хорошей стороны и в молодом возрасте становятся начальниками отделов.
— Сами помещения библиотек выглядят прилично?
— Да, идет хорошее финансирование по линии министерства культуры и национального наследия и по программе Билла Гейтса.
— То есть не по остаточному принципу?
— Нет, у нас не так, инфраструктура библиотек развивается, средства из государственного бюджета легко можно получить. За последние 5 и даже 10 лет польские библиотеки очень изменились, они стали современными центрами культуры и науки. Это не только собрание книг, как было раньше.
— Что предпочитают читать поляки? На примере абонемента скажите, какие книги «зачитанные»?
— Конечно, мировые бестселлеры. Если появляется что-то «раскрученное», это сразу же берут. Детективы, легкое чтиво, романы просят девушки и люди пенсионного возраста. Произведений с политической окраской ищут меньше, в основном люди образованные, среднего возраста.
Я сама, например, в Украину взяла книгу шведского автора, который пишет в криминальном жанре.
— Часто книгу берут, а потом не возвращают?
— Мы стараемся всех запоминать, работаем со специальной электронной системой. Но, если человек все-таки книгу не вернул, мы наказываем. Его читательский билет блокируется, и взимается штраф.
— Штраф серьезный?
— В переводе на гривни — 30 копеек за каждый день (смеется. — Авт.).
— А книги у вас дорогие? У нас — очень…
— В Польше еще дороже. Хорошая книга по истории в глянце польского автора стоит 700 гривен, например. Но у нас и зарплаты выше.
— История Польши в изложении современных авторов сильно отличается от истории, написанной в период социализма?
— У нас нет антагонизма. Потому что мы хорошо знаем, что раньше история была переврана, а сейчас дается то, что было на самом деле, а не какая-то пропаганда.
— Какие у вас впечатления от Украины, Кировограда?
— Я еще толком ничего не поняла, но могу сказать, что у вас очень милые, приветливые люди. Вчера я была в центральной детской библиотеке в Киеве. Я поражена ее уровнем. С вашей библиотекой (ОУНБ им. Чижевского. — Авт.) мы сотрудничаем на постоянной основе. Я считаю, она соответствует хорошему европейскому уровню.
А с Польши сколько всего привезли, oleg?
Польша, Польша…Сколько инструмента туда вывезли наши украинские "патриоты", просто нет слов ! Сколько метчиков, свёрл, фрез, резцов, пил и пр. инструмента…