Интервью с откровенным собеседником
О том, как работают, точнее — зарабатывают на жизнь работники Государственной автомобильной инспекции, на пост-советском пространстве сложено немало легенд и «правдивых» историй, но больше всего — анекдотов. Очень уж сильна народная «любовь» к труженикам свистка и жезла. Но о том, как обстоят дела на самом деле в их по-настоящему непростой повседневной жизни, как ГАИшниками становятся и как делают карьеру на поприще контроля за соблюдением правил ПДД, рядовому гражданину известно не слишком много. Как-то не слишком любят работники автоинспекции допускать посторонних в закулисье собственной службы. Наверное, впервые журналисту «УЦ» удалось вызвать одного из них на достаточно откровенный разговор «без купюр». Точнее, не совсем «без» — собственную фамилию и некоторые факты, по которым знающие нашего собеседника люди могли бы понять, что речь идет именно о нем, он очень просил опустить. Во избежание…
Алексей К., сегодня — обычный капитан кировоградской ГАИ предпенсионного возраста, живет в одном из ставших в последние годы престижными «коттеджных» районов на окраине Кировограда в добротном трехэтажном доме, имеет собственный, достаточно неплохой джип «Субару», недавно купил жене малолитражку «Ниссан». Его сын пошел по стопам отца — учится сейчас в филиале одесского юридического, чем Алексей Н***ч очень гордится. В прошлом году семья впервые побывала на курорте в Турции, после чего герой нашей публикации решил серьезно заняться дайвингом — говорит, непередаваемое ощущение…
А родился он почти полвека назад в одном из глухих сел Кировоградщины. Уже тогда в родной А***ке явственно ощущались общий упадок села, практически полное отсутствие карьерных перспектив, да и вообще — какой-либо перспективы. По собственному признанию нашего собеседника, для него, обычного сельского пацана, местный участковый — в красивой форме, с блестящей кобурой, разъезжающий на мотоцикле с коляской, — был тогда каким-то высшим существом, венцом всех возможных жизненных устремлений. Однако годы шли, и уже в старших классах школы Алексей начал понимать, что, кроме привлекательной внешней стороны — формы, пистолета на боку и т.п., — есть еще необходимость как-то зарабатывать на жизнь, а в селе много не заработаешь. Но, в отличие от большинства своих сверстников, от своей детской мечты он не отказался — она просто трансформировалась, повзрослела вместе с ним. Парень, как и многие другие, сначала отправился в армию, а затем — в областной центр. Но, в отличие от других, он точно знал, чего и для чего хотел. Он хотел стать милиционером и сделать успешную карьеру. И не хотел возвращаться в село.
— Первые несколько лет были очень трудными — один в чужом городе, без денег, родители, понятное дело, помогали чем могли. Уже тогда я понял, что нормально заработать в милиции можно только в ГАИ — понятно, не о зарплате речь. Ведь уже в середине 80-х, даже получив кировоградскую прописку, своей очереди на жилье дождаться было нереально, надо было как-то начинать крутиться — не всю жизнь ведь по общагам мыкаться. Тем более, я уже собирался жениться. Тогда, кстати, начиналась горбачевская перестройка, мы стали узнавать о том, как люди живут за границей, и нам тоже хотелось пожить по-людски, — рассказывает Алексей. Однако попасть в ГАИ без блата, по его словам, уже тогда было сложно.
— Знаете анекдот: молодой в милицию поступил работать, а за зарплатой не приходит. У него спрашивают: «Чего не получаешь зарплату?» А он: «Ну я думал — дали пистолет, дубинку, и все, сам как-то крутись». Так вот в ГАИ примерно так и есть, только чтоб тебе дали жезл и пустили на дорогу, надо самому «занести» вышестоящему лицу. Это система, она годами складывалась, и чтобы в ней удержаться, надо не высовываться и соблюдать правила. Мне в свое время повезло — в ГАИшном начальстве подвернулся мой земляк, из соседнего села мужичок, лет на пять старше меня, ну и помог, как земляку, пробиться в люди. Я тогда поступил заочно в Одессу, в институт, филиал которого у нас в Кировограде потом открыли, параллельно учился и работал — обычным постовым. Главное — я ж говорю, не высовываться, не спешить, уважать начальство, ну и о себе не забывать, конечно, — вот, сейчас уже я такими, как сам тогда был, командую, многим путевку в жизнь дал…
В ответ на прямой вопрос вашего корреспондента, хочет ли он сказать, что для того, чтобы допустили брать взятки у водителей, нужно самому дать взятку, Алексей Н***ч посмотрел на меня почти с состраданием и ответил:
— Я ж тебе говорю: это система, у нас по-другому не бывает, вроде сам не понимаешь — и в правительстве так, и в Раде, да везде. К тому же я бы не говорил «взятки». Мы людям помогаем, а они помогают нам — это взаимовыручка, скорее. То есть, если человек, допустим, нарушил — ему нужна вся эта волокита с протоколами, судами, отниманием прав? Да к тому же сейчас знаешь какие штрафы? Дед на каком-нибудь «Москвиче» может за неправильно выполненный поворот полпенсии лишиться — это справедливо, по-твоему? С другой стороны, если мы не будем останавливать, все вообще будут ездить как попало, будет беспредел на дорогах. Поэтому сама собой система сложилась: если нарушение не слишком серьезное, мы как бы и нарушителя наказываем — чтоб неповадно было, но не по всей строгости, без судебных последствий для него и на меньшую сумму, чем он бы официально заплатил. Все довольны, и все выполняют свои функции — люди осторожнее ездят, чтоб на деньги не попадать, мы — обеспечиваем порядок на дорогах, так сказать, гуманными методами. Я вам скажу, что если все строго по правилам будут работать, как в Америке, то водители наши завоют просто через месяцок-другой и станут просить: «Верните нам старшину Петренко, которому можно дать “в зубы” и ехать дальше…»
— Но ведь если ничего человек не нарушил, а его останавливают и начинают «штормить»: мол, что в аптечке, какой системы огнетушитель, штрафплощадкой пугать и так далее — это уже не взаимовыручка получается, а вымогательство?
— Ну такого, скажу я тебе, не бывает. Во-первых, если хорошо проверить, то нарушение всегда найдется. Ну не научились пока наши люди как следует к правилам относиться. Не вымогаем мы у них, а воспитываем понемногу. А во-вторых, только ты это не пиши, у нас есть планы по нарушениям — хоть тресни, а выполни, есть, опять же, семьи, которые кормить надо, есть начальство, с которым делиться надо. Это система, еще раз тебе говорю. Вся страна так живет, и ты тоже — я на 100% уверен. Сейчас, конечно, все сложней стало, чем раньше, — постоянно что-то новое пытаются придумать, все по несколько раз в год меняется, то «Визиры», то фотоаппараты, то еще что-то нам «впаривают». Да и народ умный больно стал, законы читает, мол, не имеете права, мол, не так надо — вроде непонятно, что так себе дороже, зачем высовываться? А сейчас вот нового начальника МВД поставили, так он сразу начал с чего: говорит, мол, сотрудники органов внутренних дел не должны заниматься бизнесом, те, кто пришел в милицию заниматься бизнесом, должны из милиции уйти, кто не хочет, того выгоним, и т.д. Только вот вспомнишь мои слова: через годик, а то и меньше, все снова будет спокойно, и будем мы работать так же, как и раньше, как и всегда — на «голую» зарплату и когда я начинал, особо не прожить было, а сейчас тем более…
Ну, раз система… Тоді мають бути три кроки:
1) Звільнити поголовно всіх, хто хоч колись працював у цій системі
2) Набрати нових, хто ніколи не працював у МВС і ДАІ, платити їм достойну зарплату, щоб за неї можна було прожити
3) Скасувати систему планів, натомість ввести солідні премії за відсутність або малу кількість ДТП у ввіреному районі. І реєструвати ДТП повинні страхові агенти, а не даішники.
Але, на жаль, це найближчим часом буде лише мрією. Адже нашим керманичам простіше призначити достойну зарплату тому. хто сидить у теплому кабінеті, а не тому, хто мерзне на дорозі. От і викручуйся, як можеш.
to ляг: В смысле что, участковым нельзя было лук кушать полвека назад?
to Слай: А прикинь, монета-то на самом деле чистехонькая.
И вообще — менталитет не пропьешь 🙂 И статья злободневная, правдивая и точная.И волны падали вниз стремительным домкратом (с)И и П
Мне ,прослужившему в ГАИ 32 года,стыдно за такое положение сложившееся в обществе,стыдно это читать.Чем бохвалится заробiтчанин,чему радуется?
50 лет назад за ведро лука участкового увольняли из органов.
там воообще нет ГАИ на дороге никого нет только патрули изредка ездят
Понятно, что данная статья — это первоапрельская шутка. Потому как если все сказанное принять за чистую монету, то можно сделать вывод, что ГАИ — это гнилая контора, где все держится на коррупции.
oleg не прав конечно!
Народ нужно учить соблюдать и знать Закон!
Америка ведь не сразу по правилам зажила.
Особенно понравилось "Я вам скажу, что если все строго по правилам будут работать, как в Америке, то водители наши завоют просто через месяцок-другой и станут просить: «Верните нам старшину Петренко, которому можно дать “в зубы” и ехать дальше…»
Вот это и есть разгадка : народ не привык строго соблюдать и знать законы. 🙂 Или я не прав ?
Вроде и статья первоапрельская, но очень уж на правду смахивает!!!