В минувшую субботу на сцене областной филармонии прошел спектакль «Двое с большой дороги». Полтора часа внимание зрителей удерживали всего двое актеров, по пьесе оба они квартирные мошенники, «родом из тюрьмы». В итоге героиня Марины Могилевской влюбляется в случайного знакомого, она готова подарить ему свое сердце, но в конце сталкивается с предательством, не выдерживает удара и убивает партнера.
Марина Могилевская родилась 6 августа 1970 года в Тюменской области. Окончила институт народного хозяйства в Киеве и Киевский театральный институт имени И.К.Карпенко-Карого. Работала в Киевском драматическом театре имени Леси Украинки, затем перешла на российское телевидение. В кино Могилевская дебютировала в 1989 году в фильме «Каменная душа», а известность ей принесли работы в сериалах «Русские амазонки», «Марш Турецкого», «Каменская», «Московские окна», «Лучший город Земли», «Пять минут до метро».
И хотя мы готовились сделать интервью с известной актрисой на биографическую тему, после всех этих страстей, пережитых за время спектакля, поговорить почему-то захотелось просто «за жизнь». «Так даже лучше», — улыбнулась Марина.
— Как вы считаете, предательство можно простить?
— Вы знаете, еще несколько лет назад сказала бы «нет». Но, поскольку сама это периодически делаю – то есть прощаю, – отвечу «да», к большому своему сожалению. Я так говорю, потому что где-то подсознательно понимаю, что если тебя предают, то надо сразу же уходить в сторону. Но иногда чувства оказываются сильнее. И ничего с этим сделать невозможно. Поэтому переступаешь через себя и прощаешь – иногда легко, потому что так хочется, иногда все бывает сложнее. Я вообще считаю, что все равно каждый в ответе за свои поступки, а не за чужие.
— А если человек не покаялся?
— Да дело не в этом. Прийти и покаяться каждый может. Но я глубоко убеждена, что люди вообще не меняются. Они могут просто запрещать себе делать какие-то поступки или, наоборот, заставлять себя их совершать. Но по сути человек, каким сформировался в 7-летнем возрасте, таким на всю жизнь остается. Это уже наукой доказано. И остальные действия – всего лишь проявления личности. И даже если человек пытается стать другим, то это только внешнее, напускное, суть остается прежней.
— То есть одиножды обманувший обманет еще?
— Безусловно.
— Что бы вы могли простить мужчинам и что – никогда?
— Я вам могу сказать – к сожалению, я прощаю мужчинам все. И не потому, что я такая добрая. А просто с некоторых пор я к ним отношусь снисходительно. Ну вот такие они… И если воспринимать их в соответствии с какими-то своими понятиями, то нужно жить одной, чего, как вы понимаете, не хочется. Поэтому приходится, так сказать, исходить из мужской сущности и воспринимать их такими, какие они есть. Они же абсолютно другие. Они по-другому устроены. Поэтому хотеть от них своего понимания жизни глупо.
— То есть вы мужчин понять даже не пытаетесь? Просто безоговорочно принимаете их правила игры?
— Ну зачем их понимать? На это нужно столько сил и времени. А у меня слишком много других дел и хлопот. И я не углубляюсь в их психологию, потому что это такой темный лес, что ну их на фиг!
— В спектакле вы первой признались мужчине в свих чувствах. Если женщина так поступает – это сила или слабость?
— Это абсолютная сила. Вообще я считаю, что человек, делающий поступок первым в отношениях, всегда сильнее – это касается и начала отношений, и конца. Никогда не надо стесняться своих чувств, если они возникают! Вы знаете, мы так редко друг другу об этом говорим и так много из-за этого теряем! Нам же все время кажется, что это нелепо, что есть кем-то придуманные законы, мол, мужчина должен первым… Глупости! Всегда нужно думать и говорить все то, что ты чувствуешь. Желательно вовремя. И чем честней по отношению к себе ты будешь себя вести, тем правильнее для тебя же самой. Чем бы все ни закончилось, ты будешь понимать: я была искренна и все успела…
— Даже если нет хеппи-энда?
— Да Бог с ним, со счастливым финалом! Главное же в отношениях процесс. А финал может быть любым.
— Все ваши роли – это женщина не идеальная, обычная, настоящая, такая, как мы все. Это специально выбранный образ — не пытаться казаться лучше, чем есть на самом деле? В жизни вы такая же?
— Это такое глубокое заблуждение, что актер в жизни играет! Я, наоборот, в реальности притворяться совершенно не умею. И считаю это своим достоинством – что я всегда такая, какая есть. Меня можно за это уважать, можно не любить. Но мне приятно жить так, как я себя чувствую. Хотя иногда это неправильно, и лучше было бы и в жизни поактерствовать.
— Живете не по расчету?
— (Смеется. – Авт.) К сожалению, мне это не удается!!!
— Марина, вы как-то сказали, что в жизни ничего нельзя планировать, так как произойдет все совсем иначе. Богу о своих планах не сообщаете?
— Да, я считаю, что свои мечты нужно держать при себе. Озвучивать надо то, что уже случилось. Это же так здорово, так прекрасно, когда у тебя есть своя маленькая тайна и ты понимаешь, что это только твое! Зачем о ней кому-то говорить?
— И надеяться, что все, что ни делается, все к лучшему?
— У нас просто нет другого выхода. Мы вынуждены так считать. Если думать иначе, то жить очень грустно. Могу сказать одну вещь по этому поводу: я с течением времени поняла, что все сложности в моей жизни, которых много накопилось, были очень вовремя. Из каждой трудной жизненной ситуации я выношу уроки, и, может быть, если бы не было этих уроков, я была бы другой. И потом не сумела бы правильно оценить следующую ситуацию. Поэтому в любом случае нужно в проблемах искать пользу для себя. И она действительно всегда есть. И надо концентрироваться не на том, что ах, как плохо, а на том, зачем тебе эта ситуация дана и что ты из нее сможешь вынести на будущее.
— Но говорят, что наш человек на грабли может наступать неоднократно…
— Ну мы же живем в XXI веке, по этому поводу уже и большое количество литературы есть. Я все время что-то читаю, вот и сейчас с собой книжка одна есть, где написано, как жить правильно.
— Какая?
— Вот, пожалуйста (достает из сумочки. – Авт.), посмотрите, и вам рекомендую почитать. «Руководство к жизни» Джо Витали. Это совершенно гениальный человек, который просто рассказывает, как идти по жизни, с какими эмоциями и с какими мыслями… (наш разговор перебивает телефонный звонок. Марина быстро сообщает какому-то Жене, что она не может долго говорить и они обязательно встретятся, как только она вернется в Москву. А еще актриса шутя просит, чтобы он не вредничал и не был бессовестным. На прощание говорит «целую». – Авт.)
— Друг? В дружбу между мужчиной и женщиной верите?
— Да, у меня очень много мужчин-друзей. И, как правило, это мужчины, с которыми у меня когда-то не сложилось. Я умею оставлять мужчин, которым отказала по разным причинам (или другой человек появлялся, или я просто понимала, что он не мой), и переводить отношения на дружеские рельсы. Сразу же! Они потом становятся самыми верными друзьями! Вот вам, пожалуйста, пример (показывает на телефон. – Авт.). Вот скажи, зачем мужчину отталкивать, если он к тебе испытывает какие-то чувства? Ему ж хорошо…
— А как лучше расставаться: медленно, отрезая кошке хвост кусочками, или одним махом?
— Если мы были такими умными! По-разному бывает. Расставаться надо тогда, когда ты чувствуешь, что это необходимо делать. И не обманывать себя, и иллюзий не питать. Надо сесть трезво, взять листок бумаги и написать справа все «за», а слева все «против». Вот тупо так сделать. И себе честно сказать, отложив эмоции в сторону, с этим человеком ты можешь идти дальше или нет. А время… Сколько нужно на это времени, столько и нужно. Быстрее не сделаешь. Просто надо быть с собой честной. А это так трудно, вы знаете… Иногда же так хочется жить в иллюзиях!
— Если бы вам предложили в жизни что-то поменять, что бы вы отыграли назад?
— Практически все (глаза сразу становятся очень грустными. – Авт.) У меня столько ошибок… Сейчас я понимаю, что мне было такое количество ситуаций, шансов на счастье дано, которые я просто пропустила. К сожалению, переиначить все невозможно, но, если бы случилось чудо, я бы жила заново абсолютно по-другому. И мне так обидно за то, что я в жизни потеряла просто из-за своего характера дурацкого.
— Но в то время поступать именно так, а не иначе, вас что-то же заставляло, были же мотивы?
— Да были. Моя собственная глупость!