Во время предвыборных баталий политики настолько запутали наших избирателей, что реально оценить нынешнее состояние экономики Украины, основываясь не только на ценах хлеба и кефира, могут немногие. Между тем, по данным Госкомстата, в 2009 году объемы производства украинского машиностроения упали на 46%. И это никак не вяжется с заявлениями бывшего премьера о том, что кризис в стране героически преодолен. Что же реально происходило и происходит с промышленностью Украины, комментирует председатель Наблюдательного совета ЗАО «Гидросила ГРУП» Павел Штутман.
— Падение машиностроения в Украине на 46% — это катастрофа для всей украинской экономики. Например, в Европе или США снижение показателей ВВП в пределах одного или чуть больше процентов считается серьезным спадом производства. А ведь Украина традиционно считалась государством машиностроительным, и страшно наблюдать, как шаг за шагом мы теряем наши позиции, на мой взгляд, по субъективным причинам.
— Что же спровоцировало такую ситуацию в отрасли?
— Во-первых, проблемы экономического характера. Когда наступил финансово-экономический кризис, мы все испытали определенный шок. На складах предприятий скопилось много нереализованной продукции, и большинство из них стали практически неплатежеспособными. Все развитые страны в этой ситуации пошли по пути увеличения доступности финансовых ресурсов, то есть снижения их стоимости, чтобы поддержать промышленность. Украина же почему-то пошла противоположным путем. Если Федеральная резервная система США сегодня установила ставку рефинансирования 0,25%, Европа – 1%, то Нацбанк Украины установил 10,25%. Вместо того, чтобы удешевить финансовые ресурсы для производителей, их сделали дорогими и редкими. Ставка по кредитам в гривне в коммерческих банках сегодня составляет 25-30%. В долларах — около 17%, притом, что денег в реальности нет. Экономика осталась обескровленной.
Во-вторых, огромный удар по экономике нанесла девальвация национальной валюты, ее удешевление на 60%. С одной стороны, девальвация имела объективный характер, с другой, судя по сообщениям в прессе, была связана с серьезными злоупотреблениями власть имущих. В кризис, в условиях падения продаж и высокой конкуренции, когда повышать цены на продукцию было бы губительно для компаний, они получали убытки и теряли реальные оборотные средства. В тяжелейшей финансовой ситуации оказались компании, которые осуществляли заимствование средств в евро и долларах.
Третий фактор — инфляция, которая достигла 12%. В условиях падения производства – это нонсенс. В Европе, Америке в подобных ситуациях мы наблюдали, наоборот, дефляционные процессы. Компании ввиду перепроизводства, как правило, снижают цены. И если бы политика правительства и Нацбанка Украины была правильной и так называемые антикризисные инструменты соответствовали обычным в таких случаях – удешевлению кредитных средств, повышению их доступности, стабильности национальной валюты, на сегодняшний день мы имели бы падение отрасли гораздо меньше. Инфляция в Украине, очевидно, – следствие внутренних процессов.
Есть еще ряд факторов, которые способствовали снижению объемов производства в Украине. Это отношение государства к экспорту. При таком несистемном, хаотичном и коррумпированном возврате НДС экспорт для малого и среднего бизнеса практически невозможен. Только крупный бизнес каким-то образом в состоянии лоббировать возврат НДС, поэтому экспортная составляющая Украины весьма ограничена.
Следующий вопрос – инвестиционная политика. Один кризис сменяется другим, и сегодня абсолютно не секрет, что наши технологии в машиностроении отстают от ведущих зарубежных производителей. Чтобы удержать Украину как машиностроительную державу, необходимо стимулировать инвестиции в закупку промышленного оборудования, технологий, разработку конкурентоспособных видов продукции. А государство обязано стимулировать инвестиционную деятельность компаний. Но если судить по налоговой и тарифной политике, то Украина не заинтересована в модернизации и повышении конкурентоспособности своей продукции. Вот один из примеров – при импорте промышленного оборудования надо заплатить 20% НДС. Механизм его возврата достаточно проблематичный. Фактически происходит удорожание инвестиций. В то время как в период кризиса, чтобы конкурировать с мировыми производителями, которые ищут новые рынки сбыта, в том числе и в Украине, закупка нового оборудования нам просто необходима.
Огромное недоумение, несмотря на вступление в ВТО, вызывает такой дестимулирующий фактор, как пошлина на целый ряд ввозимого в Украину промышленного оборудования, которая в большинстве случаев доходит до 5% – на современные металлорежущие обрабатывающие центры, покрасочные комплексы, машины для лазерного раскроя металла и т.д. Фактически это пошлина на ввозимые новые технологии, пошлина на инвестиции. Возникает вопрос: зачем нужна эта пошлина? Притом, что готовая техника для сельского хозяйства в основном не облагается такой пошлиной, облагаются только технологии. Неужели мы осознанно хотим затормозить развитие отечественного машиностроения и отдать наши рынки компаниям из тех стран, правительства которых умеют лоббировать интересы своих производителей?
Я глубоко убежден, что уровень развития машиностроения определяет уровень развития экономики государства в целом. Поэтому если пошлина — это политическое решение, то, видимо, можно говорить о том, что машиностроение в Украине уничтожается целенаправленно. Или же люди, которые управляют экономикой, не понимают, что они делают? Я все же склоняюсь к той мысли, что это не международный заговор, а попытка ручного управления экономикой в сверхкраткосрочном периоде. Но экономика – это не рулетка в казино. Люди, попадающие в зависимость, в том числе от игры в экономику, могут опустошить любую казну. Поэтому мы и имеем сегодня падение ВВП — 15%, машиностроения – 46%, реальные доходы населения сократились на 10%. И для того, чтобы вернуться на прежний уровень, нам, возможно, потребуется 3-5 лет.
Надеемся, что промахи ставшего статистикой 2009 года будут учтены новым правительством и уже в 2010-м году будут созданы нормальные условия для развития отечественного машиностроения, появления новых рабочих мест, повышения жизненного уровня граждан Украины.
"Надежды юношей питают, отраду старцам подают…"
А давайте зададимся вопросом, до какого состояния довели сахарную отрасль? Прошлый Кабмин сидел и думал сколько завести в Украину тростника, и совсем не думал как простимулировать сахарные заводы!!! Сегодня был на Долинском сахзаводе, его пиляют и пиляют, и долго еще будут пилятъ, т.к. это огромнейший сахзавод, причем один из самых больших в Украине! Витя Пасичник что не знал с Юлей об этом? А нам расказывали, что все так хорошо. Можно назвать разные сферы, о которых молчат, но без которых нельзя. Дожились, что к нам уже лук и картошку завозят с Африки, не можем побороть колорадского жука, так завизут еще какого-то африканского жука… Может хоть новая власть не допустит такого беспредела.