Кировоградщина: полет длиной в столетие

НА КРЫЛЬЯХ — БОЕВЫЕ ЗВЕЗДЫ

Третья часть проекта «УЦ», посвященного истории «воздухоплавания» нашего родного края, расскажет об авиации военной. Как и прежде, публикация подготовлена на основе материалов книги «В небе Кировоградщины», составленной сотрудником музейного комплекса Государственной лётной академии Украины Борисом Игнатьевичем Чижовым.

Глава 1. От фанерных бипланов до тяжелых бомбардировщиков

На фронтах Первой мировой войны авиация показала всему миру, какой грозной силой она является. На первых порах самолеты использовались для вспомогательных целей наподобие разведки с воздуха и корректировки артиллерийского огня, но уже совсем скоро аэропланы превратились в боевое оружие. Родилась военная авиация. В армиях враждующих стран появились бомбардировщики и истребители. К концу войны самолёты начали использовать для штурмовых действий против наземных войск…

Таким образом, на момент начала Гражданской войны боевая авиация уже прочно заняла свое место в тактике и стратегии ведения боевых действий. Согласно документальным источникам, в феврале 1920 года в Елисаветград был переброшен 2-й авиационный дивизион истребителей под командованием Ивана Константиновича Спатареля, кавалера Первой мировой войны и участника Гражданской войны на Южном и Юго-Западном фронтах. Перед авиадивизионом поставили задачу подготовить десять самолётов «Ньюпор-ХVII» и «Ньюпор-ХХIV» к лётным боям против воздушных сил армии Врангеля, а также оказывать помощь местной власти в разгроме банд, орудующих вокруг города. Исследователи истории авиации отмечают, что Елисаветград был вполне неплохим вариантом для базирования подразделений военной авиации тех лет благодаря наличию проходящих рядом железной и шоссейной дорог (что давало возможность оперативно доставлять технику и запчасти), а также из-за перспектив расширения аэродрома, расположенного на небольшой возвышенности в свободном от городских построек участке города. Например, 9 мая 1923 года в елисаветградской газете «Червоний шлях» военный лётчик А.И. Егоров поместил большую статью «Создадим аэродром», в которой шла речь о создании гражданского аэродрома Новоалексеевка на том месте, где сейчас располагается Крытый рынок областного центра.

В 1926 году на аэродроме Зиновьевска базировалась 7-я авиационная бригада, состоявшая из первых серийных советских боевых двухместных самолётов Р-1. В состав авиабригады входили 31-я и 32-я разведывательные эскадрильи и 36-я легкобомбардировочная эскадрилья. Будущий маршал авиации Николай Семёнович Скрипко в своих мемуарах писал, что в мае 1927 года, после окончания Качинской лётной школы, он был направлен на должность младшего лётчика в Зиновьевск в легкобомбардировочную эскадрилью местной авиабригады, имеющую в своём составе 32 самолёта Р-1. Эскадрилья в своём большинстве состояла из выпускников Качинской лётной школы. В 1931 году на территории военного аэродрома Зиновьевск построили ангары, служебные и жилые здания, места стоянок самолетов, рулёжные дорожки, капониры и прочие необходимые военному объекту сооружения. Уже на следующий год в нашем городе было начато формирование тяжёлой авиационной бригады на бомбардировщиках ТБ-3 конструкторского бюро Туполева, также известных как АНТ-6. В состав бригады входили две тяжёлые бомбардировочные авиационные эскадрильи, а также истребительная авиационная эскадрилья на самолётах И-5 (насчитывала три отряда по 10 самолётов и самолёт командира отряда — всего тридцать одна «железная птица»). В 1933 году военнослужащие 43 стрелкового полка 15-й Сивашской дивизии, которая базировалась в Зиновьевске, начали строить на аэродроме капитальную бетонную взлетно-посадочную полосу. Завершились строительные работы только через три года. К этому времени наш город успел сменить имя на Кирово и находился уже в составе Одесской области.

В честь Первомайских праздников 1935 года Кировская 15-я тяжёлая авиационная бригада в составе трёх эскадрилий пролетела над Красной площадью Москвы. К слову, летом того же 1935 года стрелковое подразделение, строившее взлётно-посадочную полосу нашего аэродрома, было реорганизовано в воздушно-десантный полк. Каждый красноармеец и командир выполнили по девять тренировочных прыжков с парашютом. Этот период времени можно считать днем рождения кировоградского десанта.

В 1938-39 годах проходила реформа Военно-воздушных сил СССР. Самолёты 15-й тяжёлой авиационной бригады были переданы в другие воинские части, чтобы освободить место поступающей на вооружение новой скоростной бомбардировочной авиационной технике. Вскоре на базе кировоградской ТАБ был сформирован 5-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (СБАП) в составе четырех авиационных эскадрилий на самолётах СБ-2.

Сегодня Кировоградская детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №2 носит имя Героя Советского Союза Валерия Верхоланцева. Кто же этот человек? Уроженец деревни Устиново Пермской области, Верхоланцев работал преподавателем физкультуры в городе Кировграде Свердловской области, откуда ушел в военное авиационное училище. В 1939 году, по его окончании, в звании младшего лейтенанта прибыл в распоряжение 5-го скоростного БАП Кировограда. Вместе со своим полком Валерий Верхоланцев принимал участие в освобождении Западной Украины и Белоруссии в сентябре 1939 года и Советско-финской войне (конец 1939 — начало 1940 года).

Также вследствие реформы на базе 15-й истребительной авиационной эскадрильи создали 55-й истребительный авиационный полк. В этом кировоградском полку в 1939-40 годах начинал свою лётную службу прославленный лётчик, трижды Герой Советского Союза, будущий маршал авиации Александр Иванович Покрышкин. Во время Великой Отечественной войны летчик-истребитель совершил 600 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв и сбил 59 самолётов противника.

По каким-то причинам в начале 40-х годов прошлого века авиационные отряды Кировограда были перемещены в другие регионы Советского Союза. 55-й истребительный авиационный полк перелетел в Бессарабию, а 5-й скоростной бомбардировочный авиационный полк был переведен на аэродром Анкерман. На этом моменте предвоенную историю Кировоградской войсковой авиации можно считать завершенной…

Глава 2. Идет война народная, священная война…

В начале августа 1941 года немецко-фашистские войска подошли к Кировограду. Наш областной центр защищали летчики 296-го истребительного авиационного полка и 4-го бомбардировочного авиакорпуса, в том числе авиационный полк капитана Баранова, в котором в то время начал свою боевую службу прославленный Герой Советского Союза Алексей Маресьев, позже воспетый в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Вот как описывает в своих мемуарах события первых августовских дней 1941 года командир 4-го БАК, полковник Владимир Судец: «Маршал Будённый приказал мне держать в районе Кировограда авиационные части корпуса и сдерживать продвижение фашистских войск, чтобы обеспечить эвакуацию госпиталя и промышленности Кировограда и Знаменки, прикрывая их от ударов вражеской авиации. Командование проинформировало меня, что до Запорожья и Никополя сухопутных войск нет. Я ознакомил бюро обкома партии об угрожающем положении для города и о боевом задании, поставленном командованием. На подступах к аэродромам была организована круговая оборона. Круглосуточно велась воздушная и наземная разведка. Часть личного состава аэродрома была выделена для организации и обеспечения эвакуации завода “Красная звезда” и военных госпиталей, в которых на лечении находилось несколько тысяч раненых. Местное руководство мобилизовало население города для завершения эвакуации. Несколько суток шла боевая работа на западных подступах к городам Кировоград и Знаменка. Лётный состав выполнял несколько боевых вылетов за день. Период по 5 августа был тяжёлым в жизни кировоградцев и войск, оборонявших город. Общее руководство эвакуацией промышленности осуществлял начальник тыла корпуса подполковник Кирилов. 5 августа основные работы по эвакуации были закончены. У нас оставалось задание обеспечить прохождение железнодорожных эшелонов через станцию Знаменка, над которой шли непрерывные воздушные бои. Наши самолёты пришлось перебазировать в район Кривого Рога. На рассвете 5 августа вражеские танки вышли к аэродрому, который был закрыт туманом. Наземные авиационно-технические подразделения задержали фашистов на подступах к аэродрому, а истребители поднялись в воздух и, нанесши врагу удар, перебазировались на аэродром Кривой Рог. Так закончилась оборона Кировограда».

В период вражеской оккупации нашего города в Кировограде поддерживали рабочее состояние электрослесарная механическая мастерская, завод «Большевик», мебельная, пуговичная, трикотажная, кондитерская и канатная фабрики, а также авиаремонтные мастерские и Новониколаевский аэродром. На последних двух предприятиях работали преимущественно немцы из «Люфтганзы». Эти объекты пользовались особым вниманием местных подпольщиков. Известно, что в результате проведенной ими 21 августа диверсии на аэродроме «Николаевка» взрывами было уничтожено сразу пять самолетов противника…

В память о другом неординарном событии, произошедшем в годы оккупации, возле современного аэропорта Кировограда установлена стела из красного гранита с надписью: «На этом аэродроме осенью 1942 года пленный лётчик украинский патриот Пётр Вересоцкий совершил подвиг — захватил фашистский истребитель, обстрелял бензохранилище, вражеские самолёты и полетел навстречу фронту. Вечная слава герою!»…

Со стороны немцев в Кировограде размещалась авиация 1-го корпуса люфтваффе генерал-лейтенанта К. Ангерштайна. 19 октября 1943 года на Кировоградский аэроузел передислоцировалась III группа 52 эскадры 1-го корпуса люфтваффе, в которой на должности командира 9-й эскадрильи служил один из самых известных летчиков-асов Второй мировой войны Эрих Хартманн (352 победы, последняя датирована 8-м мая 1945 года, после чего Хартманн сдался американцам).

Глава 3. Воздушные бои за освобождение Кировограда

Наибольший вклад в успех Кировоградской наступательной операции внес 129-й гвардейский истребительный авиационный полк, вооружённый американскими самолётами Bell Р-39 «Аэрокобра», полученными в 1943 году по ленд-лизу. Полк входил в состав 5-й воздушной армии генерал-лейтенанта, С.К. Горюнова, в которой насчитывалось 787 самолётов, обеспечивших выполнение Кировоградской операции с воздуха.

Советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза Евгений Мариинский (1923-1993) в своей документальной повести «Внизу — передний край» так описывает один из дней войны: «20 октября 1943 года восемнадцать пикирующих бомбардировщиков Пе-2 во главе с гвардии полковником Иваном Семёновичем Полбиным в сопровождении истребителей Р-39 “Аэрокобра” 304 ИАД выполняла задание по бомбардировке железнодорожной станции Александрия. Бомбили с высоты 600 метров, так как выше была сплошная облачность. После отхода от цели первая девятка Пе-2 встретила над немецким аэродромом на пересекающихся курсах двадцать Ju-87D. Сопровождающая “пешек” пара истребителей атаковала “юнкерсов” и сбила двух из них. Вслед за истребителями и Полбин повёл в атаку свои “пешки”. Они сбили ещё одного “юнкерса”, а остальные фашистские самолёты рассыпались во все стороны и стали отходить в облака и вглубь своей территории, сбрасывая бомбы. В это время подошла ещё группа из восемнадцати “юнкерсов” под прикрытием шести истребителей “Мессершмитт” Bf-109G. “Пешки” сразу атаковали бомбардировщиков, а ударная группа наших истребителей связала боем “мессеров”. Скоро в воздухе почти не осталось фашистов, но экипажи “пешек” настолько увлеклись боем, что стали штурмовать стоянки самолётов на аэродроме и взлетающих истребителей противника. Двенадцать самолётов сбили наши лётчики в этом воздушном бою, и пять из них сбили экипажи полбинских “пешек”».

В трехтомнике Бориса Чижова «В небе Кировоградщины» приведен отрывок из книги Евгения Мариинского, касающийся одной из боевых операций в районе нашего города: «Однажды, когда от линии фронта до Кировограда оставалось девяносто километров, первой авиационной эскадрилье Фёдора Фёдоровича Архипенко была поставлена боевая задача по сопровождению группы пикирующих бомбардировщиков Пе-2, летящих на бомбардировку Кировоградского железнодорожного узла и железнодорожного моста через реку Ингул. К цели должны были подойти с востока, со стороны солнца, чтобы немцы не успели подготовиться и поднять свои истребители. Группа бомбардировщиков Пе-2 появилась над аэродромом, где их ждали в первой готовности истребители эскадрильи Архипова, вскоре после восхода солнца. Пара за парой они стали подниматься в воздух, и через несколько минут группа бомбардировщиков в сопровождении истребителей легла на курс. Маршрут был проложен не прямо на Кировоград, а с некоторыми изломами, чтобы ввести в заблуждение противника.

Впереди показалась серая полоса бетонки аэродрома Кировоград. Фашисты не ожидали налёта в дневное время в такой сравнительно глубокий тыл. На лётном поле не было заметно никакого движения. Самолёты — истребители и бомбардировщики — располагались по границам аэродрома. Большинство из них ещё стояли зачехлёнными, так как не видно было игры солнечных зайчиков на фонарях кабин.

Только минуты через три по бетонке заскользили два “мессера”. Вслед за первой парой взлетела вторая, третья, четвёртая. Бомбардировщики с ходу сбросили часть бомб на объекты Кировограда и прошли дальше на запад. Второй заход был запланирован с обратным курсом, и он не прошёл так гладко, как первый. Ещё при подходе к цели начали бить зенитки. Разрывы плотным кольцом окружили бомбардировщиков, стали перед ними, казалось бы, непреодолимой стеной. Всё окончилось как-то неожиданно. Bf-109 покинули поле боя и ушли. В воздухе больше никто не появлялся. Бой был окончен без потерь с нашей стороны. Внизу промелькнул Днепр и показался родной аэродром. Из всех истребителей, участвовавших в бою, только один самолёт Семёна Букчина получил повреждения и выполнил вынужденную посадку, но уже на нашей территории».

Продолжение следует.

Кировоградщина: полет длиной в столетие: 2 комментария

  1. Что касается описанного эпизода о полбинцах, то дополнительно можно посмотреть в повести "Соколиный полет пешки" — 6. 1 Пешка-истребитель http://www.proza.ru/2009/08/10/1035
    а также — в материалах «Боевой путь 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного, орденов Суворова и Кутузова, Берлинского полка»

  2. Маршал Судец, к сожалению, мемуаров не оставил.Есть ссылки на его воспоминания об участии летчиков в боях над Кировоградом в 1941 году, где допущены серьезные ошибки в датах.
    В конце 1943 года в Кировограде дислоцировался полк под командованием немецкого штурмового аса Руделя, в кировоградском кинотеатре от лично учинил дебош с танкистами из 23 танковой дивизии, разбиралась фельджандармерия.(Воспоминания танкиста "На танке в ад"). На его счету над Кировоградщиной (в районе Новой Праги) была сотая победа.

Добавить комментарий