Кировоград вошел-таки в число городов, где главный смехопанорамщик России Евгений Петросян отметил свое 65-летие. В минувший вторник известный юморист вместе с супругой Еленой Степаненко выступил в областной филармонии с юбилейной программой «65 лет в обед».
К удивлению скептиков, пророчащих Петросяну полупустой зал, свободных мест в зале практически не было. На VIP-местах – завсегдатаи филармонийных концертов: Николай Сухомлин и Яков Бондарь с супругами. Со своей второй половиной пришел на концерт и мэр Кировограда Владимир Пузаков, в зале был замечен также экс-нардеп Николай Садовой.
С опозданием на 10 минут Петросян вышел на сцену со словами: «У вас сегодня время есть? Ну тогда буду шутить, пока не надоем!» И, надо признаться, свое обещание выполнил – шутил чуть больше двух с половиной часов. Благодарная кировоградская публика «кому за…», тем не менее, с удовольствием реагировала даже на хорошо знакомые анекдоты, например, о соседе, который не потянул дачу под Москвой, пришлось купить виллу в Испании, или бородатые афоризмы типа «Женщина как крутой мобильник — наворотов много, а функция-то одна…». Был представлен и словарь Петросяна: «дурак» – человек с гуманитарным складом ума, «бабник» – продвинутый пользователь и т.д. Степаненко на сцене в тот вечер была совсем немного — артистка исполнила пару монологов, песню и знаменитую сценку с мужем «Дед учит внучку азбуке».
Во время выступления Евгений Петросян признался, что нелегко приходится ему в последнее время — желтые издания активно разводят его с женой. Прямо со сцены семья опровергла все слухи о разводе: «Мы за 24 года ни разу не поссорились! Какой уж там развод». Знаменитый юморист сознался, что принципиально ни за какие деньги не выступает на корпоративах, даже если туда приглашают…
Кстати, зрители, с которыми мне удалось пообщаться после концерта, признались, что открыли для себя другого Петросяна — значительно ранимее и добрее привычного, телевизионного.
В ожидании интервью до начала концерта (было неясно, захочет ли Евгений Ваганович вообще общаться с прессой) мне удалось узнать от организаторов некоторые интересные факты. Как оказалось, супруги, несмотря на гастроли, строго придерживаются поста, поэтому в «Камелии», где обедали Петросян и Степаненко, им подавали только постные блюда.
Перед тем как мне все же удалось попасть в гримерку к лучшему другу «новорусских» бабок (за это огромная благодарность директору филармонии Николаю Ивановичу Кравченко), один из столичных организаторов гастролей настоятельно попросил в душу к Евгению Вагановичу не лезть. Впрочем, не дожидаясь первого вопроса, Евгений Петросян сам начал откровенничать:
— Когда я ехал к вам, сказал: «Здесь возле филармонии должен быть парк. Какой-то парк». Вы знаете, сколько лет спустя я приехал сюда? Я был у вас на гастролях в 63-м году. 47 лет тому назад! Как видите, память меня не подвела.
— Евгений Ваганович, вы с 62 года на сцене. Каково оно — столько лет смешить людей?
— Мне всегда легко. Это же общение, прежде всего. Надо знать, как общаться, и надо быть профессионалом – тогда не будет трудностей. Изменилась жизнь, изменились мы с вами, изменились газеты… Что, разве нет? Все изменилось. Но не изменился смех в зале, не изменилась радость. И я хочу порекомендовать вам, если вы действительно хотите дойти до сути и понять, чему же служит юмор профессиональных артистов, пойдите после концерта в зал, подойдите к зрителям и расспросите, какое у них состояние в эту минуту. Как они вообще отнеслись к тому, что они увидели. Это и будет та истинная оценка, непредвзятая… Хорошая она или плохая – это уже второй вопрос. Но это будет то, ради чего артист выходит на сцену. Вот это главное.
— Возраст накладывает отпечаток на юмориста?
— Я с 17 лет на эстраде. Сдав многие экзамены в театральной студии экстерном, я выхожу на сцену смешить людей. Люди столько не живут, а я продолжаю выступать. Сколько бы артисту лет ни было, он должен быть действующим артистом. Для этого нужно все время быть в репертуарном движении. Я постоянно придумываю новые телевизионные проекты. Сейчас я работаю на канале «Россия». Я его очень люблю, но, к сожалению, у вас он не транслируется напрямую. Поэтому вы не видите мою «Смехопанораму», которая выходит еженедельно. Я там рассказываю о жанре. И «Кривое зеркало» приходит к вам с большим опозданием, где-то на 2 года.
— Сейчас модно маститым артистам выступать в паре с молодыми. Был недавно номер, когда Кобзон спел вместе с Децлом… Не было ли у вас желания «заткнуть за пояс» кого-то из тех, кто наступает на пятки?
— Если вы имеете в виду дуэт, то не думаю, что я гармонично смотрелся бы в паре с кем-нибудь из ребят нового поколения шоуменов. Молодые есть молодые… Я вам так скажу, когда я организовывал «Кривое зеркало», это был тот самый вариант, о котором вы говорите, – я брал в основном молодых. И, когда театр открывал в 79-м году, тоже взял молодых. Вот Елену Григорьевну (показывает на жену) тоже, молодую и красивую, элегантную…
В разговор вмешивается Елена Степаненко:
— Ну она такой и осталась (смеется…)
Евгений Петросян:
— Конечно… Эстрада вообще – это искусство молодых. И отдельно мастеров, которые всей своей жизнью и сегодняшним творчеством могут заслужить выход на сцену. Могут. Я не говорю, что всегда заслуживают.
— Как вы сами называете жанр, в котором работаете?
— Мы не шоу-бизнес. Это театральный юмор на эстраде. Мы живем во взаимодействии со зрительным залом. Если в театре артисты живут во взаимодействии друг с другом, то мы взаимодействуем со зрителем.
— Какими качествами, навыками должен обладать театральный юморист, чтобы быть постоянно в форме? Это такая же профессия, как музыкант? Или есть своя специфика?
— Я считаю, что юморист прежде всего должен обладать актерскими навыками. Даже самые веселые монологи и миниатюры можно прочитать так, что в ответ не получишь никакой реакции. Артистизм обязательно должен присутствовать в любом человеке, кто появляется на публике перед микрофоном.
Певцу нужно беречь голос, надо уметь работать с композитором. Певцу надо чувствовать ритмы сегодняшней музыки. Поэту — найти свой стиль. И нам нужны, может быть, подобные вещи, но у нас другая специфика. Нам не надо беречь голос. Нам надо беречь мозги. И еще артисту, если он любит свое дело и своего зрителя, очень важно знать, что сегодня сказать публике. Артист, который выступает не в каких-то кулуарах, не для какой-то «тусовки», а артист, который выступает на весь славянский мир, должен понять, что он должен провозглашать идеи всего общества, он должен защищать простого человека, провозглашать его интересы. Для того, чтобы это получалось, нужно слышать, что тебе говорит зритель. Он посылает своей реакцией массу сигналов, как азбука Морзе. Именно зритель за долгие годы стал моим главным режиссером. Поэтому, живя в контакте со зрителем, я пытаюсь на него ориентироваться. Артиста ведь тоже можно оценить только в зрительном зале. Нельзя сбоку, нельзя по телевизору, не передается через экран биополе.
— Вы очень редко общаетесь с украинскими журналистами…
— А я с журналистами вообще, милая моя, не общаюсь. Со всеми.
— Можно считать, что мне крупно повезло?
— Да. Вам повезло.
Светлана, а вы знаете почему Неуловимый Джо так и умер неуловимым? Нет? Потому что оказывается никто и никогда не ловил его! А вот вам ,вижу, повезло.
Это еще хуже.
А лучше слушать нынешний тупой и пошлый юмор??????
Пертосян-это уже, по-моему, нарицательное тупого несмешного юмора и дурного вкуса. Полная лажа.