В районе нового автовокзала областного центра с постамента исчез памятник воинам-артиллеристам Великой Отечественной войны (в народе его знали под именем «Катюша»). Известный иллюзионист Дэвид Копперфильд к этому происшествию не имеет ни малейшего отношения. Памятник временно отдан кировоградской общественной организации «Автоветеран» для реставрации и восстановления исторической правды.
С точки зрения простых обывателей, этот памятник боевой машине 132 мм снарядов (БМ-13), навечно замершей на каменном постаменте, скорее всего, выглядел вполне достойно. Разве что можно было предъявить претензии к внешнему виду машины, который сильно подпортили безжалостное время и бессовестные вандалы. Но для военных историков, специалистов в автомобильной технике не могло оставаться незамеченным несоответствие названия памятника его содержанию. Машина на постаменте — это не БМ-13, поэтому не имеет права именоваться «Катюшей». Той самой «Катюшей» — знаковой боевой машиной реактивной артиллерии, наводившей ужас на фашистов по всем фронтам ВОВ…
Кировоградская «Катюша» представляет собой ракетную пусковую установку, смонтированную на базе шасси грузовика ЗиС-5, рассказал «УЦ» руководитель организации «Автоветеран» Александр Кокош. Но дело в том, что во время войны не существовало БМ-13 на шасси ЗиС-5. Ракетные установки на базе этого автомобиля не прошли испытания из-за неудовлетворительных ходовых качеств машины, поэтому не покинули пределов полигона и не были приняты на вооружение. Таким образом первые серийные БМ-13 («Катюши») изготовлялись на базе шасси отечественного шестиколёсного грузовика повышенной проходимости ЗиС-6. Уже после начала поставок по ленд-лизу основным шасси для БМ-13 стал американский грузовик «Студебеккер».
— Для специалистов очевидно, что машина на постаменте не соответствует реалиям того времени, — говорит Александр Кокош. — Я сам два или три раза попадал в ситуацию, когда иностранцы, приезжая в город, спрашивали: «Почему памятник “Катюше”, если на постаменте не настоящая “Катюша”?» Выходит, иностранцы лучше большинства из нас знают нашу историю, нашу технику, и им было непонятно такое отношение к памятникам…
По большому счету, мы идею придать памятнику достоверность вынашивали года три… Разрабатывали проект реконструкции и искали спонсора. Если честно, мы даже не рассчитывали обращаться к городским властям, потому что понимали: вряд ли кто-то захочет выделить деньги из бюджета. Но затем мэр города сам обратился к нам и предложил реализовать идею по приведению памятника в соответствие с историей. «Автоветеран» давно занимается реставрацией раритетной автомобильной техники, мы оказываем помощь городским властям в организации праздничных мероприятий на День города и 9 Мая (автопробеги старых машин по улицам областного центра. — Авт.), поэтому мы быстро нашли общий язык с мэром, после чего нам был передан объект для восстановления.
В процессе реставрации «Катюши» от снятой с постамента машины останется лишь рама. Чтобы сделать машину похожей на шестиколесный ЗиС-6, ей будет добавлен второй задний мост. БМ-13 обретет цельнометаллическую кабину — такими оборудовали все «Катюши» военных лет (деревянная кабина моментально загорелась бы от залпа реактивных снарядов). Также будут заменены крылья: на серийных грузовиках ЗиС-6 начала войны ставили не квадратные, а круглые крылья. Претерпит изменения ракетная установка и механизм ее крепления к шасси, так как нынешняя ракетная установка явно не военных лет, а образца примерно 1950-х годов. Для пущей достоверности между задними колесами и кабиной с правой стороны машины будет смонтирована «запаска». В заключение отреставрированная «Катюша» приобретет темно-зеленый цвет, как у фронтовых машин 1940-х годов (на фото).
Над восстановлением исторического вида БМ-13 уже работают организация «Автоветеран», клуб любителей стендового моделизма FMC, а также студенты и сотрудники Кировоградского машиностроительного техникума.
Вернуть «правильную» боевую машину на постамент планируется в конце апреля…
К слову, по Украине в пяти областях установлены памятники-муляжи «Катюши», все — на базе автомобиля ЗиС-5. То есть в канун празднования 65-летия Победы только в Кировограде появится памятник настоящей «Катюше»…
Это сайт "Аатоветерана" http://autoveteran.com/retro/index.php там вы можете задать любой вопрос или сайт клуба FMC http://fmc.my1.ru/
Автоветеран знаходиться за адресою вул. Декабристів 22/75 — "Камелот-3000". Ви зможете знайти там ще багато цікавого. В них також є військова техніка, військові автомобілі на яких їздили німецькі офіцери під час війни та ін.
Дмитрию О.-Обратитесь в "Автоветеран",может они помогут.
Господа, а нет ли случайно у вас информации о ретро-автомобилях в хорошем состоянии в Кировограде. Очень хочу арендовать на свадьбу…
ОО «Автоветеран» конечно сделал бы так как вы написали, если бы власти немного раньше начали заниматься данным вопросом, а не поставить в сроки 1,5 месяца.
Я знаю лично Кокоша А.Г., я уверен что он и его команда, сделают этот раритет нормальным и красивым, главное что бы потом вандалы не разворовали и не разкурочили данный памятник.
Приказом Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина и приказом НКО СССР И.В.Сталина присвоено почетные наименования Кировоградских 97-му гвардейскому минометному полку (подполковник Чумак Марк Маркович) и 11-му отдельному гвардейскому минометному дивизиону (майор Медведев Михаил Семенович), принимавшим участие в освобождении Кировограда.
Уважаемый Краевед. Вы, гдето правы по-поводу боевого применения минометов БМ-13/16 в операции по освобождению Кировограда. Так и есть, зимой 1943-44 гг все установки были смонтированы уже на лэнд-лизовских Студерах, GMC и Националах, и такой вариант в самом начале рассматривался. Однако в нашем случае есть определённые финансовые ограничения и главное — дата монтажа! Слишком мало времени для работы. И еще, Вы немного, путаете марки автомобилей. ЗиЛ-157 никогда не разрабатывался по чертежам Студебекера! 157-й — это дальнейшее развитие послевоенного ЗиС-151, который, не смотря на условия Лэнд-Лиза, продолжали собирать в Москве по чертежам штатовского International-M5 6×6 c коммерческой кабиной К8. И создание муляжа на шасси ЗиЛ-157, будь он хоть трижды Студером, моментально удваивает расходы. По этому принято решение делать базу ЗиС-6, которых было сделано не так уж и мало — до эвакуации завода в октябре 1941 года успели собрать 593 шт. именно БМ-13. Одна из них доехала до Берлина, остальные были разбросаны по всей восточной Европе. Вполне могли учавствовать и в кировоградской операции.
А.Г.Кокошу:на вооружении гвардейских минометных частей, освобождавших Кировоград, состояли реактивные установки БМ-13 на базе "Студебеккеров". "Автоветеран" может войти в историю Кировоградщины, если на базе списанного ЗИЛ-157 (где-то ведь он еще есть) по чертежам сделает копию "Студебеккера" с прямыми крыльями.Форма кабины у "Студера" -это ГАЗ-63.