В память народную он вошел многим. На Ближнем Востоке была шестидневная война, в ходе которой Израиль разгромил армии Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира. СССР широко отметил 50-летие Октябрьской революции. В стране была введена пятидневная рабочая неделя. А для Советской Армии, к радости всех молодых, были установлены два года срочной службы вместо трёх. В Москве начал работу телецентр «Останкино», и телевидение впервые стало цветным. Полёт пилотируемого корабля «Союз-1» оказался роковым для космонавта Владимира Комарова. 24 апреля 1967 года он погиб при завершении программы полёта — во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. На большой скорости космический корабль врезался в землю. В память о космонавте названа известная улица в Кировограде.
А чем жили в тот год Кировоград и Кировоградщина?
Как и вся страна, весь год Кировоградщина жила под знаменем празднования 50-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции! К знаменательной для того времени и политического устройства дате подгоняли все, что только возможно. В Кировограде появилась улица 50-летия Октября и построены несколько десятков домов как раз к юбилею. Не так давно (в 1958-м) посаженный дендропарк с немногочисленными аттракционами стал Парком имени 50-летия Октября. Кондитерская фабрика выпустила конфеты в честь юбилея, колхозы области как-то умудрились почти все «получить» рекордные урожаи и надои аккурат к празднику. Практически все, о чем пойдет речь ниже, было у нас приурочено и озвучено, как «подарки к Октябрю».
Непосредственно в канун праздника, 2 ноября, в Кировограде был пущен первый троллейбус. Подготовка к пуску по улицам электрического транспорта была просто рекордной. За полгода, всего за шесть месяцев, было построено депо – троллейбусный парк, подстанции, протянуты десятки километров проводов, оборудованы остановки. Кстати, троллейбусный парк строили зеки, и в то время по его периметру стояли вышки, на которых дежурили конвойные с карабинами.
Троллейбус по маршруту №1 в первый рейс повел водитель Иван Михеев. Первых троллейбусов было около двух десятков, через некоторое время парк экологически чистых машин дошел почти до восьмидесяти и количество маршрутов выросло до одиннадцати (на сегодня их шесть). Были планы пустить троллейбус, к примеру, по улице Яновского, но, увы, они так и остались нереализованными.
Самое интересное, что Кировограду новых машин никто не давал. Все наши первые троллейбусы были б/у. Троллейбусы марки «Киев-2» и «Киев-4» Кировограду отдал Киев, им было уже по 5-7 лет. Столица тогда перешла на чешские «Шкоды», а нам спихнули не то чтобы совсем уж старье, но все же… В Кировограде троллейбус появился как раз тогда, когда большинство городов на Западе начали от троллейбусов отказываться. Бензин в мире подешевел как никогда, и троллейбусы тогда стали более затратны, чем автобусы. Вена, Мадрид, Токио, Монреаль в 60-е годы массово отказались от троллейбусов…
9 июня по приказу Министерства высшего и среднего специального образования Украины был создан Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения. Бывший филиал Харьковского политеха стал называться уже легендарной аббревиатурой КИСМ.
Открылась, начала свою работу современная на то время гостиница «Киев». Советские гостиницы в те времена строились с одной главной целью. Не создать комфортабельное пребывание заезжим туристам, а обеспечить максимальную наполняемость и заселяемость. Эта, так сказать, гостиничная «доктрина» СССР, в полной мере отразилась на «Киеве». Тесные номера шириной чуть больше кровати, совмещенный санузел и прочие «удобства». Но все равно построено было на совесть, и номера с первых дней работы гостиницы не пустовали. Тогда было нормально для солидных предприятий селить в гостиницу своих не имеющих жилья работников (первого звена). Уважаемые читатели! Может, кто-то помнит, сколько стоило тогда проживание в «Киеве» и других гостиницах города? Напишите нам, пожалуйста, мы достоверных данных не нашли.
Еще в Кировограде решением городского совета народных депутатов от 20 сентября учреждено звание Почетного гражданина города. Первыми почетными кировоградцами стали Григорий Кочерещенко и Трифон Гуляницкий — люди, делавшие революцию в наших краях. После бурных революционных дней Кочерещенко был профсоюзным работником и директором завода, а Гуляницкий и горисполком возглавлял, и земотдел, и строительный трест, и рабоче-крестьянскую инспекцию.
3 февраля1967 года решением министерства среднего машиностроения создана шахта «Ингульская». Но первая вагонетка с урановой рудой будет выдана на-гора на Северном стволе в декабре 1970 года.
Наш знаменитый педагог Василий Сухомлинский в журнале «Народное образование» начал публиковать свою первую книгу «Этюды о коммунистическом воспитании». Правда, некоторые считают, что все-таки «Рождение гражданина» (1970-й год) более важная книга для оценки философии Сухомлинского, ну и, конечно, «Сердце отдаю детям» (1968 год). Но все же можно проследить, что в последующих книгах Василий Александрович развивал мысли, заложенные в «Этюдах». С той первой публикации в 1967-м в советской педагогической прессе началась широчайшая дискуссия относительно идей Сухомлинского.
А с книгой «Сердце отдаю детям» вообще интересная история. Книгу учителю из украинской глубинки заказало издательство из ГДР «Фольк унд Виссен». И лишь спустя год она вышла на русском языке в СССР, а после была переведена на языки всех пятнадцати республик страны.
Великий человек Сухомлинский. Напомним, что свою любимую школу он возглавлял на тот момент уже около двадцати лет. Какую карьеру мог бы он выстроить при желании! Ведь и до директорства Сухомлинский руководил всеми школами Онуфриевского района, был заведующим районо. Но ему было интересно не в кабинете чиновника, а с детьми. И Василий Александрович всей своей жизнью доказал, что провинциальность – это просто состояние души, и в любом месте неравнодушному человеку можно добиться заоблачных высот в своем деле, если оно действительно свое, и быть гражданином мира, и быть известным миру.
В 1967-м опубликован очерк «Кировоград» нашего земляка, уроженца Бобринца писателя Николая Смоленчука. Николай Кузьмич был первым «официальным» писателем из наших краев. Многие годы в Союзе писателей Украины он был единственным членом от Кировоградщины. Рекомендацию принять его в союз писателей дал Максим Рыльский. Через несколько лет, в 1972-м, писателю выдвинут страшное по тем временам обвинение: «буржуазный национализм» — и просто вычеркнут из литературной и общественной жизни. Исключат из партии, уволят из пединститута, где он преподавал, и писатель, создавший самое глубокое и достоверное произведение о Марке Кропивницком, кандидат филологических наук вынужден был работать садовником. Многие биографические данные из жизни Кропивницкого, Карпенко-Карого, семьи Тобилевичей, Винниченко дал миру именно Смоленчук. Еще благодаря ему появился музей Кропивницкого в Бобринце. А тот самый очерк «Кировоград», который мы упомянули, по сути, лучший словесный памятник нашему городу — никто так любяще, тонко и точно не описывал Кировоград ни до, ни после.
Кстати, в пединституте, где преподавал Смоленчук, в 1967-м был открыт музыкально-педагогический факультет.
Вратарем кировоградской «Звезды» стал Леонид Колтун. После он играл в днепропетровском «Днепре» и был тренером многих украинских и российских команд – полтавской «Ворсклы», "Нивы" Тернополь, запорожского «Металлурга», «Днепра», волгоградского «Ротора».
Увы, в 1967-м навсегда покинул Кировоград Константин Параконьев, вероятно, самый известный, талантливый и популярный кировоградский артист того времени. В 67-м его второй раз представили к званию заслуженного артиста, но не дали. «Любящие» артиста за популярность коллеги из театра имени Кропивницкого строчили на него донос за доносом в КГБ и обком партии и в чем его только ни обвиняли! В результате Параконьев принял предложение Запорожского украинского музыкально-драматического театра и уехал от нас. И уже через три года, в 1970-м, первым в истории из украинских актеров получил Государственную премию УССР имени Тараса Шевченко за исполнение роли Ярослава Мудрого в пьесе Ивана Кочерги. А в шестидесятые «на Параконьева» ходил весь Кировоград. Десятки букетов иной раз после представления получал артист, наш, кировоградский артист, а не заезжая раскрученная СМИ звезда из Москвы или Киева.
27 мая исполнилось тридцать лет со дня смерти Дмитрия Чижевского, нашего знаменитого земляка, имя которого сегодня носит главная библиотека области. Но в то время это имя было под запретом – как же, член Центральной Рады, впоследствии профессор Гарвардского университета, руководитель Института славистики Гейдельбергского университета, один из основателей Украинской вольной академии наук в США. Поэтому о годовщине смерти ученого можно было прочитать только в американской прессе, и не только украинской эмигрантской, хотя статью – воспоминание о Чижевском мы нашли в газете «Свобода» за 9 июня. Было такое украинское издание в Джерси Сити и Нью-Йорке (так указано в исходных данных), стоило оно 25 центов за номер. Кстати, дом Чижевских в Александрии до сих пор стоит, время его сохранило.
Нас иногда обвиняют, что мы уж слишком много внимания уделяем городам и в них происходящему. А ведь Кировоградщина всегда была и остается все же преимущественно аграрной областью! Причина такого подхода проста. В городах сохранилось больше официальных документов и неофициальных воспоминаний о собственной истории. А чем жило село Кировоградщины в те времена? Село, как обычно, работало. Вот сводка из газеты «Кировоградская правда» за 11 января 1967 года., №8. «Підсумки роботи сільськогосподарської галузі Кіровоградської та Одеської областей за 1966 р.».
Не знаем, почему, но тогда газета опубликовала сравнительный анализ работы аграрного сектора нашей области и соседней Одесской. Мы тут по Одессе данные не приводим, но скажем, что практически по всем показателям сельское хозяйство Кировоградщины давало намного более значимые результаты, только кукуруза лучше уродилась не у нас. А по мясу и молоку мы тогда «сделали» одесситов процентов на двадцать-тридцать!
Урожай озимой пшеницы в Кировоградской области составил 25,3 центнера с гектара.
Кукуруза — 25,1 центнера.
Сахарная свекла — 227 центнеров с гектара!
Мясо: 55,8 центнеров на сто гектаров угодий (почему-то та статистика так считала).
Молоко: 284 центнера на сто гектаров угодий.
Надой с одной коровы в Кировоградской области составил 2120 литров в год.
Яиц на курицу-несушку получено 133 штуки за год.
По итогам 1967 года количество абонентов Кировоградской областной телефонной сети выросло до 5722 (правда, многие имели номер параллельный, так что реально пользователей было чуть не вдвое больше). Тогда телефон, особенно дома, был для жителей Кировоградщины еще большой редкостью. Зная число жителей области на тот момент (немногим больше миллиона), можете сами посчитать, что телефон имела одна семья из двухсот, примерно. А то и меньше, ведь телефонизировали в первую очередь учреждения, предприятия и организации.
Номера телефонов в 1967-м году в Кировограде были четырехзначные. Но уже в следующем, 68-м году Кировоград перешел на пятизначные номера. Кстати, в 1967-м исполнилось 75 лет телефонной связи в Кировограде — Елисаветграде! Первая станция ручного типа, с барышнями-телефонистками, за счет государства под названием Российская империя была открыта у нас в 1892 году. Плата за пользование тогда составляла 100 рублей в год – очень серьезная сумма на то время. Первый в истории нашего города звонок прозвучал в доме известного купца Льва Бродского на улице Большой Перспективной (Карла Маркса на сегодня), дома этого уже нет, есть лишь синагога, которую старожилы иногда называют синагогой Бродского.
На улицах города работало почти сто телефонов-автоматов! В 1952-м таксофонов в Кировограде установили 34 штуки, а к 67-му их число утроили. Все чаще на улицах Кировограда можно было услышать от абсолютно незнакомого человека просьбу: «У вас не будет двух копеек? Мне позвонить». Но это уже другая история.