Подошел к концу первый и, будем надеяться, последний «кризисный» год Кировоградщины. Сумел ли регион свести концы с концами, а то и заработать на традиционный постновогодний «чёрный день»? Об этом мы спросили заместителя главы Кировоградской ОГА Виктора Серпокрылова.
— Виктор Николаевич, конец года — традиционное время подводить итоги, в том числе и финансовые. «Сверху» нам настойчиво твердят о том, что государственная казна к этому моменту практически пуста. Сколько успела заработать область? Как надолго хватит этих денег?
— Несмотря на прогнозы о том, что уходящий год должен был быть довольно тяжелым, к его финалу область выходит с положительными результатами. Ожидается, что в большинстве районов области сводные бюджеты будут выполнены и даже перевыполнены. Более того, по сравнению с прошлым годом, ожидается прирост поступлений в местные бюджеты. Уже сегодня годовые планы по собственным и закрепленным доходам выполнили областной и 15 районных бюджетов. Что касается отчислений в государственный бюджет, то Кировоградщина выйдет на показатель 93-94 процента. Это связано с сугубо техническими моментами… Тем не менее, ситуацию я оцениваю как положительную. В том числе и потому, что мы сумели реально повлиять на инфляционные процессы в области – если по Украине индекс роста потребительских цен составил 11,3 процента, то у нас в области этот показатель на три процента ниже. А если учесть, что средняя заработная плата у нас традиционно ниже, то этот результат можно считать вполне удовлетворительным.
— Вы долгое время возглавляли госказначейство на Кировоградщине. Сегодня эту структуру винят в том, что она не пропускает со своих счетов большинство расчётных платежей. Что происходит?
— Действительно, есть проблема в том, что даже при наличии неизрасходованных плановых бюджетных средств мы не можем осуществить многие необходимые платежи. В стране действует казначейское исполнение государственного и местного бюджетов, деньги находятся на едином казначейском счёте. Поэтому, констатирую, с начала месяца есть задержки с расчётами практически по всем, кроме защищенных, статьям. При этом капитальные расходы типа финансирования строительства, закупок оборудования оказались на сегодняшний день проблематичными. А ведь, согласно бюджетной росписи, поступления порядка 15 процентов годового объема дотационных платежей запланированы как раз на декабрь… Исходя из этого обстоятельства мы и планировали наши расходы, в том числе и по строительству инфекционного отделения, и лицея-интерната Короткова, и так далее. Сегодня мы не можем пропустить порядка одного миллиона гривен капитальных расходов, поскольку, как нам поясняют, на казначейском счёте денег нет.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что государственный бюджет был принят со скрытым дефицитом, он находится в ручном управлении, поэтому я допускаю, что некоторая часть статей профинансирована не будет. Опасность для местных бюджетов состоит в том, что при выполнении плана по доходам какая-то часть расходов останется непогашенной, когда государственный бюджет может «влезть» в ресурсы местных. То есть государство сегодня пользуется деньгами территорий, откладывая выполнение местных расчётов.
Проблема заключается и в том, что последний день работы казначейства – 28 декабря. А ведь за оставшееся короткое время нам необходимо провести по области около 200 миллионов гривен расходных платежей – это и вторая половина декабрьской зарплаты, а в некоторых случаях – и первая. Это и расчёты за энергоносители, и подготовка к тому, что после Нового года десять дней страна будет отдыхать и нужно запастись продуктами, закупить бензин… Поэтому по техническим причинам определенная часть платежей может быть не проведена.
— Начало года – традиционно сложный в финансовом плане период, когда область пару месяцев вынуждена сидеть «на подсосе». С финансированием какой сферы деятельности региона ожидаются наиболее серьёзные проблемы?
— Однозначно – трудно придётся всем. Дело в другом – сколько времени протянется эта ситуация, «безбюджетное» время. Пару месяцев по временной смете мы ещё сможем протянуть – как в прошлом году, когда бюджет был принят в начале января. На этот раз, как прогнозируют политики, принятие бюджета может затянуться до апреля, а то и до мая. А ведь всё идет к тому, что будут меняться тарифы, цены, в конце концов, стоимость газа, которые обычно отличаются от среднегодовых. Или, скажем, зарплата – как можно рассчитать платежи в пределах одной двенадцатой прошлогоднего бюджета, когда начал действовать закон о социальных стандартах, который принят только сейчас? Безусловно, в это время мы не сможем проводить никакие капитальные расходы… Фактически на несколько месяцев область должна будет по всем параметрам остановиться. А, не дай Бог, возникнет чрезвычайная ситуация? Скажем, такая, как сейчас на юге страны? Конечно, мы при уточнении бюджета закладываем определенные средства на ГСМ (99 тысяч), есть часть денег и в резервном фонде бюджета… А ведь может обостриться и эпидемиологическая ситуация…
Как известно, значительную роль в наполнении областного бюджета играет дотация. В каких объемах она будет поступать, в каком режиме – сейчас сказать сложно. В прошлом году госказначейство давало кредиты местным бюджетам на покрытие кассовых разрывов, но для этого, по закону, нужно иметь бюджет. Сейчас этой возможности нет. Так что будем обходиться своими средствами, полученными за счёт перевыполнения бюджета нынешнего года. Но, повторюсь, этих денег хватит максимум на месяц-два…