Если вы спросите у Анатолия Гриценко, в чем именно заключается наибольшая беда нашей страны, — не сомневайтесь, получите квалифицированный, аргументированный и абсолютно верный ответ. По его мнению, главная угроза национальной безопасности — это коррупция, намертво опутавшая всю государственную машину, все без исключения ветви и уровни власти, от местных органов самоуправления до парламента, президентских и правительственных структур. Именно по этой причине в своей президентской кампании Анатолий Гриценко поднял на флаг идею борьбы с коррупцией в государстве.
Справка «УЦ». Начиная с середины 1990-х годов Гриценко специализируется на вопросах национальной безопасности Украины. В 1999-2005 годах он возглавлял самый авторитетный в Украине неправительственный аналитический центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, который регулярно проводил системные исследования проблем внутренней и внешней политики, нацбезопасности. Сейчас народный депутат Гриценко возглавляет Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны.
Еще задолго до старта президентской избирательной кампании Анатолий Гриценко внес в парламент несколько законопроектов, которые могли — в прямом смысле — отбить у госслужащих желание брать взятки. Глава Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны предлагал установить меру наказания для чиновника за взятку свыше 10 тыс. долларов — 15 лет заключения с конфискацией и без права амнистии. Для судей, прокуроров, следователей, уличенных в аналогичном преступлении, — пожизненное лишение свободы с конфискацией и без права амнистии. Суровые времена требуют соответствующих поступков…
— Если мы сегодня не снизим уровень коррупции в Украине хотя бы до среднеевропейских показателей (полностью победить эту чуму невозможно) или не выйдем к тому уровню, который существовал в Украине лет 15-20 назад, у нас не останется государства, — говорит Анатолий Гриценко. — Мародерство продолжится и дальше. И дальше должностные лица будут избегать ответственности за свои преступления, и это окончательно деморализует и развратит общество. Поэтому нужны эффективные решительные действия. Конечно, это жестко и даже жестоко по отношению к «коляднику» Зварычу — посадить его пожизненно. Но при этом нужно взвешивать меру наказания и тяжесть преступления. Тот миллион, что нашли у него в сейфе, — это чьи-то слезы, чьи-то убитые судьбы, — это посаженный невинный и выпущенный на свободу виновный. Все имеет свое измерение. Сегодня можно купить любое решение суда. Я хочу это остановить. Уверен, нужно действовать решительно, иначе ничего не получится. Не потому, что у меня внутри какая-то кровожадность, такова моя степень ответственности.
Поверьте, мне было непросто подписывать приказ об увольнении из армии офицера, подполковника, лишая его воинского звания, понимая, что его семья останется без офицерской пенсии. Но, когда зафиксировано документально, что этот командир батальона бил солдата по голове автоматом Калашникова, связывал солдату руки за спиной, вкладывал туда взрывпакет и подрывал его — не может такой садист-урод служить в армии. Чтобы вычистить армию от садизма (а государство — от коррупции), нужно принимать сложные решения, возможно, для кого-то болезненные.
Как остановить коррупционную машину? Есть два варианта. Первый: заставить правоохранительные органы и суд соблюдать закон. Второй: самосуд над «реабилитированными» судом преступниками. Вы этого хотите? Я — не хочу. Тогда возвращаемся к первому варианту. Именно поэтому я включил в законопроект три категории: следователь, прокурор, судья, ответственность которых должна измеряться пожизненным заключением.
Помните, в Голованевске на месте убийства Валерия Олейника подбросили бандитский пистолет ТТ и рядом — две отстрелянные гильзы. Для мужчин это о чем-то говорит. Гильзы отлетают вправо назад на несколько метров. А там их бросили прямо возле оружия. Так вот, если следователь, составлявший протокол осмотра места происшествия, закроет глаза на «подставу», он должен знать, что его ждет тюрьма пожизненно. Прокурор осуществляет надзор над расследованием уголовного дела, судья в конечном итоге определяет меру наказания, поэтому все они несут ответственность за результативность правоохранительных органов. Я сомневаюсь, что все три сговорятся, если каждый из них будет чувствовать над собой высшую меру ответственности.
Поверьте мне, когда посадят двух-трех «зварычей», и все увидят, что это всерьез и надолго, остальные сильно «прищурятся». А если судья, извините, тварына, набивает себе карманы миллионами, судит как хочет, а не по закону, то пусть сядет пожизненно. Это абсолютно справедливо. Судье дается шанс пожизненной работы, значит, на другой чаше весов должно быть пожизненное заключение. Я уверен, что при таком законе большая часть силовиков будет работать честно и нормально…
— Анатолий Степанович, вы настроены самыми жесткими мерами противостоять коррупции в органах государственной власти. Вы ведь понимаете, что в таком случае вряд ли получите широкую поддержку на выборах со стороны чиновничества, работников прокурорских и судебных систем?
— Я — человек дела, принимаю те решения, которые считаю правильными и разумными. Но по ходу готов быстро их корректировать, если что-то идет не так. Наверное, на посту министра обороны для меня лучше было бы делать как все: помалкивать, не говорить о злоупотреблениях и правонарушениях в армии. Но я всегда публично рассказывал о происшествиях, размещал на сайте минобороны сведения о преступлениях, оглашал приказы об увольнениях чиновников. Для меня было важным очистить армию от нарушителей закона, взяточников, тех, кто избивает солдат. Если у вас складывается впечатление, что я жесткий человек, наверное, есть для этого основания. Когда кто-то говорит, что я редко улыбаюсь, отвечаю: сегодня уже два раза улыбался…
На самом деле, сейчас нужны жесткие действия. Решительные, но с умом и пониманием. «Сильная рука», о которой много говорят в последнее время, может оказаться самодуром. Или самодурой. Это я персонажа Андрея Мягкова цитирую из фильма «Служебный роман». Ничего личного, никаких намеков на женщин, кандидатов в президенты. Самодуры могут появиться на разных уровнях власти, не только в должности президента.
— Как вы считаете, почему законопроект об увеличении криминальной ответственности за взяточничество не получил поддержку в зале парламента?
— В первом чтении и в целом за законопроект проголосовали 364 депутата, это больше, чем конституционное большинство. Однако Виктор Ющенко применил к закону свое право вето. Это вопрос его моральной ответственности, хотя для меня такой шаг Президента не стал неожиданностью. То, что произошло потом, я называю чрезвычайным происшествием. Парламент имел возможность преодолеть вето, но закон был провален. Почему? Кто несет за это ответственность? Ответственность лежит лично на Януковиче. Когда наступил последний момент ввести в действие заслон на пути взяточничества, Виктор Федорович сам не проголосовал и не дал команду своей фракции голосовать «за».
— Сегодня Верховной Радой управляют политики, которым априори невыгодны неподкупные суды, не берущие взяток чиновники. Такой парламент никогда не примет антикоррупционные законы. Есть ли какой-то другой механизм ввести в действие необходимое государству законодательство?
— Вы предлагаете разогнать парламент и принимать президенту законы самому, как Каддафи?..
— Но согласитесь, что это было бы эффективно!..
— Сейчас не только наша страна, но и мир ищет баланс между демократией в чистом виде и авторитаризмом, о котором говорите вы: когда решения принимаются одним лицом или узким кругом. Опыт ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС показал, что чистая демократия и принцип консенсуса эффективно не работают. С другой стороны, есть авторитаризм. Один человек сам принимает все решения. Быстро и эффективно. Но цена ошибки очень высока. И мы видели эти ошибки в прошлом столетии, которые измерялись миллионами погибших или умерших невинно, в том числе в Украине. Я против того, чтобы сейчас разогнать, как вы предлагаете, парламент и чтобы президент единолично принимал законодательные решения. Убежден, что если реализовать принцип, который я предложил в проекте Конституции, когда президент сам же является главой правительства, то этого уже будет достаточно. Хотя даже того объема полномочий, которые сейчас имеются в наличии у президента, более чем достаточно, чтобы навести порядок с первого же дня после инаугурации. Ими просто нужно уметь пользоваться, и пользоваться ответственно. Поверьте, когда президент через кадровые назначения силовиков сделает четкие посылы обществу, гарантирующие, что правоохранительные структуры будут стоять на страже закона, по-другому будут восприниматься и такой президент, и его инициативы на всех этажах власти…
— Анатолий Степанович, вопрос к вам — не столько как к кандидату в президенты, сколько как к аналитику. Какие явления нынешней избирательной кампании стали для вас сюрпризом и какие еще сенсации могут выплыть до 16 января?
— Сейчас в Украине нет политологов и аналитиков, кто бы мог предсказать результат голосования 17 января. Если раньше можно было прогнозировать кому-то какие-то рейтинги в зависимости от вложенных в рекламу средств, контактов с избирателями, то сейчас это не получается, потому что политические процессы развиваются хаотично. Например. Один кандидат весной имел рейтинг 13%. Затем вложил в рекламу миллионы долларов, но рейтинг, вместо того, чтобы возрасти, наоборот, упал до 5%. Другой кандидат вложил, наверное, уже сотни миллионов в красивую рекламу, лучших артистов, а прибавление к рейтингу — ноль.
Сегодня нельзя что-либо предсказать, можно только увидеть общие тенденции. А они таковы: более половины граждан Украины разочаровались в тех политиках, которые рулили страной в течение последних пяти лет. Это факт. До сих пор остается загадкой, как поведут себя разочаровавшиеся? Те избиратели, которые говорят, что не станут принимать участия в голосовании, на самом деле пойдут на выборы. Те, кто говорит, что вычеркнет всех, потому что «достали», на самом деле проголосует за кого-то из кандидатов. Такие моменты не может предсказать никто, и вот здесь заложена основа для сенсации. Но, произойдут ли сюрпризы, мы увидим только 18 января.
Знаете, что лично для меня стало бы сюрпризом? Я хотел бы, чтобы люди доверили шанс другому, более эффективному, более моральному человеку. 17 января — единственный момент за пять лет, когда власть зависит от народа. 17 января — это тот момент, когда народ имеет возможность пробросить нынешнюю власть через колено, смести ее нормальным, мирным путем. На каждой моей встрече с людьми мне говорят: «Да вы же полковник, были министром обороны, возьмите танки, автоматы и снесите их всех!» Не нужно радикализма. Спокойно придите на избирательные участки, проголосуйте и САМИ сметите эту власть. Вот такой результат выборов стал бы отличным сюрпризом для нынешней власти и шансом для 46 миллионов. Это было бы классно!..
— Анатолий Степанович, ваша наглядная агитация затронула необычными слоганами: «Первый непроходной», «Враг ИХ государства». Вам не кажется, что в этих слоганах заложен некий негатив, который может сыграть не в пользу кандидата?
— Слоган «Первый непроходной» придумал не я. Так один из журналистов назвал одно из моих интервью. На самом деле это словосочетание — вопрос, который должен получить ответ: как можно признаваться первым (независимо от фамилии Гриценко) и при этом быть непроходным? Это ключевой вопрос: есть ли у Украины шанс, или нет. Если в стране первые и лучшие — по своим профессиональным и моральным качествам, — не избираются мэрами городов, не избираются депутатами, не назначаются командирами, не назначаются министрами, премьерами, не избираются президентами, а вместо этого проходными становятся бесхребетные, беспринципные — то у такой страны нет перспектив…
Сейчас мы говорим о выборах президента. Ко мне есть претензии? Если кандидат был руководителем самой уважаемой неправительственной аналитической структуры, имеет достаточный уровень образования и профессионализма, работая министром обороны, проводил реформы и достигал результатов, если он не вор, за ним нет олигархов, соблюдает принципы и показал умение их отстаивать, даже оставаясь один против всех, тогда почему этот человек непроходной? Кто тогда проходные? Те, кто поставил за собой двух-трех олигархов, получил на избирательную кампанию сотни миллионов долларов, забил собой все эфиры, заклеил рекламой всю страну, но готов беспринципно сдавать интересы Украины в личных целях. Мы хотим, чтобы такие люди становились президентами? Я не боюсь ставить вопрос ребром. Мне бы хотелось, чтобы все те, кто недоволен нынешней властью, глядя на этот плакат, задумались: ведь почему-то их правила игры вам не нравятся!..
Теперь, что касается слогана «Враг ИХ государства». Я разделяю два понятия: страна и государство. Украина — прекрасная страна, с огромными ресурсами и потенциалом, которую я люблю — и малую родину, и большую. Наш народ, при всех проблемах, — образованный, умеющий работать, терпеливый, даже более, чем нужно было бы. С другой стороны: держава, власть, чиновники, которые забыли, что этот народ, используя ресурсы этой страны, платит им зарплату. Не такое государство мы хотели построить 18 лет назад.
Поэтому вот линия раздела: мы и они. Я был во властных структурах, но не стал таким, как они. Я пришел в минобороны в звании полковника и полковником ушел, а кто-то успевал за полтора года стать генерал-полковником. Я выдержал испытание властью. Другие не выдержали. Вот почему для меня они чужие.
Сегодня я не могу найти среди людей друга этого государства, этой власти. Среди пенсионеров их нет, потому что человек, проработавший всю жизнь и получающий пенсию 650 гривен, может быть только врагом такой власти. Или тот, кто хоть раз обращался в суд, может себя назвать другом этой власти? Или те девять миллионов водителей, над которыми издеваются в ГАИ при каждом техосмотре (один из пунктов программы кандидата — отмена ТО. — Авт.)? Нет! В Украине враждебная людям держава. Нам нужно построить другое государство, с другой системой власти, с другими персонами. Для того, чтобы все 46 млн человек не просто любили Украину как родину, но и уважали свое государство и были готовы защищать это государство в случае войны…
Вот реально хочется за него проголосовать.
Наверное, так и сделаю, хотя изначально планы были другие 🙂
Не выберут!! А если такое случится, то не надолго. Пришло время таких как ГРИЦЕНКО А.С..
Все хорошо, но президентом выберут другого и это ужасно! Все останется по-прежнему, к сожалению. И как государство — Украина просто погибнет. А бывшие президенты из своих "хатынок" в Швейцарии и где-нибудь еще будут с умным видом рассказывать, что надо было делать…