Песни легендарного вокально-инструментального ансамбля «Алые маки» знают и помнят практически все жители постсоветского пространства. Это настоящие народные хиты, проверенные временем: «Как прекрасен этот мир!», «Там, где клен шумит», «Все, что только есть у меня», «Мой адрес — Советский Союз», «Прощай», «Плачут гитары»… На прошлой неделе обновленная группа в рамках гастрольного тура выступила в Кировоградской областной филармонии с программой «Не оставляй любовь одну». На концерте звучали как старые и всеми любимые шлягеры в интересных интерпретациях, так и новые композиции, которые были восприняты зрителями на «ура».
Художественный руководитель ансамбля Вадим Зорин — известный джазовый музыкант, пианист, композитор, аранжировщик, который сейчас являет собой классический образ «восьмидесятника». Длинные волосы, брюки-клеш, фрондерская рубаха, откровенный диалог со зрителем, искреннее желание пообщаться со всеми после концерта прямо на сцене… Он отвечал на наши вопросы, улыбался фотообъективам, тут же принимал слова благодарности от поклонников, подписывал диски, а сами музыканты в это время собственноручно разбирали аппаратуру…
«Жалко, что людей пришло мало… Не знаю, с чем это связано. Обычно залы битком набиты. Ну ничего, мы скоро еще раз к вам приедем, хорошо здесь», — улыбается Зорин. Он вообще оптимист. И каким-то внутренним чутьем, спинным мозгом понимает, какой именно ход в шоу-бизнесе может принести результат. Взять хотя бы тот же проект «Алые маки». Именно Зорин его реанимировал, воскресил, обновил и вывел на ведущие сцены постсоветского пространства.
— «Маки» были созданы давным-давно, лет 30 с лишним назад, при такой себе северо-осетинской филармонии. Началось все с того, что никому не известные музыканты собрались вместе и исполняли популярные песни и песни своего сочинения. Нам посчастливилось быть услышанными ведущими авторами, и «Алые маки» запели на всю страну. Пели до тех пор, пока в середине 70-х власти не запретили наше вольнодумство. После этого мы продолжали выступать, но из эфира исчезли.
Тогда худруком был танцор Руслан Тебиев, а музыкальным руководителем коллектива — я. Мы были востребованы публикой и уверенно побеждали на разных серьезных конкурсах. Где-то через год после создания «Алые маки» приняли участие в международном фестивале эстрадной песни «Познань -77», там собрались такие маститые музыканты, что аж страшно было. Взять хотя бы авторитетнейшего Чеслава Немана. Но мы выступили хорошо, стали лауреатами.
И тогда наступил их звездный час…
В 1978-1979 годах «Маки» стали работать бок о бок с Владимиром Высоцким на гастролях в качестве аккомпанирующего состава. Вместе объехали пол-Союза. Но Зорин вспоминать о том времени не любит. Считает, что просто так говорить о великом человеке не может себе позволить. А вспоминать детали сотрудничества с Высоцким – значит, на его имени делать себе пиар, которого и так хватает. «Мы были, кстати, единственным коллективом, который аккомпанировал Высоцкому. Как-то тень этого великого человека прикрывала музыкантов. Он на сцене был фигурой номер один. Но, как показала практика работы, даже выступая с такой личностью, мы все равно старались выделяться, вызывать положительные эмоции у зрителей», — говорит Вадим Зорин.
— У нас работали замечательные ребята: бас-гитарист Валентин Лезов, вокалист Александр Маршал, трубач Игорь Широков, саксофонист и аранжировщик Сергей Левиновский из «Парка Горького». Хорошее было время.
Потом как-то сразу случилось много глобальных событий: распался Союз, яркие песни о светлой любви стали невостребованными…
Я продолжал работать, но уже с другими коллективами. Создал группы «Тайм-аут», «Слайды». А два года назад решил вернуть на сцену «Алые маки». Пригласил хороших музыкантов, прекрасного вокалиста и барабанщика (Валерий Есин — заслуженный артист России, работал в липецкой филармонии с Александром Маршалом и Аллой Пугачевой, выступал на одних площадках с группами Scorpions, «Эрго Бэнд» и др. – Авт.). И недавно на конкурсе, где выступало 40 коллективов, мы получили первое место. Приятно. Мы же работаем в стиле «ностальжи», все возвращается на круги своя. Вы заметили, что все старые песни звучат в современных аранжировках? Все по-новому сделано. Поэтому и слушается свежо.
— В одном стиле с вами работают сразу несколько таких реанимированных ретро-групп. В Кировоград недавно приезжали «Лейся, песня», «Синяя птица». Не много ли однотипных ВИА для одного сектора музыкального рынка?
— У нас никакой конкуренции нет. По одной простой причине. Мы поем и играем вживую, все аранжировки я сам лично делал. А остальные же все под фонограмму «лабают». Фо-но-грам-ма! Вот самая большая наша беда. А зритель все чувствует, ему важен живой звук, важна искренность, важно ощущение, что музыканты вас – слушателей – уважают, работают с полной отдачей. На «живых» концертах и энергетика абсолютно другая. Поэтому мы от всех отличаемся и никого в качестве прямых конкурентов не воспринимаем.
На каждом концерте зрители поют вместе с нами. Вы даже не представляете, как здорово! Я вот смотрю на людей и вижу, что они плачут. Плачут, понимаете? И музыканты плачут вместе с ними. И ведь что поразительно — на наши концерты приходит не только молодежь 70-х, но и современная, которая тоже нам подпевает. Видимо, большинство наших песен устояло перед натиском времени, они оказались «долгоиграющими». За это низкий поклон авторам — признанным мастерам советской песни.
Сейчас работать, с одной стороны, проще, с другой – сложнее. Организовать гастрольный маршрут — приличные финансовые затраты. Раньше это все на потоке было. Филармонии, фонды, ставки — и особо не волновало, сколько в зале зрителей. Сейчас все иначе. А главное — мы все трезвые! Все, кто пил, уже умерли давно. Раньше ведь, в советское время, все пили — «бормотушку», «краснушку»… А сейчас — ни грамма. У нас в коллективе сухой закон.
— Почему новые группы, новые песни в большинстве своем вот такие, как вы говорите, «примитивщина», «силиконовые мозги»? Что, авторы перевелись, вымерли, как динозавры?
— Авторы в принципе есть, музыка хорошая есть, и тексты… Просто у этих талантов нет денег для того, чтобы выйти в эфир, организовать гастроли, разрекламировать себя. Мы сочиняли песни для сердца, для души, чтоб погрустить светлой грустью и порадоваться разудалому счастью. А сейчас их пишут для ног и нижней половины тела. В них мало души, доброты и искреннего чувства, они пишутся ради денег. За редким исключением. Братья Меладзе работают правильно. Пугачева тоже. И за это их любят, ценят. На самом деле качественная работа и денег гораздо больше приносит, не правда ли? Наши артисты могут стать мировыми звездами, но для этого им нужно петь и играть другую музыку, близкую англоязычным песням, иметь другой менеджмент, большие деньги. Короче говоря, прежде необходимо создать продукт, конкурентоспособный на международном рынке.
— В каждой второй вашей песне говорится о том, как мужчина страдает от неразделенной любви. Очень часто в жизни происходит наоборот…
— Знаю (смеется. — Авт.) Нас ведь поклонницы просто атаковали. Приезжали за тысячи километров к «Алым макам», дежурили у гостиницы. В окна, правда, не лазали, потому что мы на верхних этажах обычно жили. И от любви мучились, и с ума сходили. Это нормально. Плохо – когда ты внутри мертв…