Беспрецедентное решение вынес Апелляционный суд Кировоградской области в деле «Светлана Дятлова против Кировоградской центральной районной больницы». Судьи согласились с доводами Уполномоченной по правам человека Нины Карпачевой, которая защищает интересы бывшей пациентки ЦРБ, и не удовлетворили апелляционную жалобу представителя медицинского учреждения, оставив постановление Ленинского райсуда без изменений. То есть районная больница должна заплатить Светлане 10 тысяч гривен за причиненный материальный и 250 тысяч гривен — за моральный ущерб.
Это дело уже давно стало резонансным. Напомним, 14 января 2002 года 25-летняя Светлана Дятлова в роддоме Кировоградской ЦРБ родила двух мальчиков-двойняшек. Спустя три месяца женщина почувствовала резкое ухудшение самочувствия. И поздно вечером в ургентном порядке поступила в приемное отделение райбольницы. Учитывая тяжелое состояние пациентки, был собран консилиум врачей и принято решение о необходимости оперативного вмешательства. Светлана была предупреждена о возможных осложнениях, но свое согласие дала. Однако до самой операции дело не дошло. Дежурный анестезиолог Леонид Тиж провел осмотр больной, противопоказаний не обнаружил и начал проводить интубацию. После третьей попытки ввести эндотрахеальный наркоз состояние женщины резко ухудшилось, наступила асфиксия. Ни о какой операции уже речь не шла. Надо было спасать больную, принимать комплекс реанимационных действий. Врачи ЦРБ вызвали на помощь областных специалистов, медиков из Киева. Жизнь Светлане Дятловой спасли, однако после всех мероприятий молодая мать осталась инвалидом I группы.
Учитывая то, что Светлана Дятлова по состоянию здоровья была не в состоянии защищать свои интересы, Нина Карпачева направила в Кировоград специалиста секретариата Уполномоченного по правам человека с поручением представлять в суде интересы потерпевшей, который подал параллельно два судебных иска. Первый — криминальный, по которому до сих пор не доказана вина анестезиолога Леонида Тижа. На данный момент дело после апелляции и доследования в прокуратуре рассматривается Кировским районным судом. И второй иск – гражданский. Собственно, он и был положительно удовлетворен в пользу истца.
«Полная сил молодая женщина потеряла способность самостоятельно передвигаться, разговаривать, а значит — работать, воспитывать и содержать троих сыновей, а также помогать родителям-пенсионерам. И только после того, как защиту интересов потерпевшего взяла под личный контроль омбудсмен Украины, справедливость удалось восстановить, ведь с 2002 года, когда медики допустили роковую ошибку, Светлане не было уплачено ни копейки за причиненный вред», — сказано в сообщении представителей интересов Дятловой. Сейчас Нина Карпачева продолжает производство по этому делу, ведь впереди — сложный этап выполнения судебного решения в пользу несчастной женщины.
Однако есть и другая точка зрения, позиция руководства Кировоградской центральной районной больницы, которую мы тоже не имеем права не озвучить.
— Безусловно, то, что случилось – большое горе для семьи Дятловых. Поверьте, наши врачи делали все возможное, чтобы спасти женщину. Но даже по статистике на тысячу случаев больных с тяжелой интубацией выпадает 2-3 случая подобных осложнений, — говорит главврач ЦРБ Юрий Пивоварчук. – Сейчас у Дятловой наблюдается положительная динамика, она начинает говорить, может обходить себя. Вина анестезиолога еще не доказана, суд не признал его виноватым. Данные трех судебно-медицинских экспертиз не дали ни одного конкретного заключения: есть ли вина врача, или нет. Дело в том, что в 2002 году не было еще нормативно-правовых актов, регламентирующих действия анестезиологической службы. Во всем еще будут разбираться судьи…
А больницу, где Тиж давно не работает, в это время наказали. То есть наказали не физическое, а юридическое лицо — весь коллектив, который состоит из врачей, нянечек, бухгалтерии? Если мы заплатим такую сумму, то мне нечем будет выплачивать зарплату, которая и так мизерная, не будет возможности рассчитываться за коммунальные услуги. Для нас четверть миллиона – смерти подобно. Поэтому мы будем подавать кассационную жалобу в Верховный суд Украины, если надо, дойдем до Европейского суда. Но вердикт о взыскании с ЦРБ 260 тысяч гривен будем оспаривать…