Наводя справки об умирающих селах Александрийского района, мы получили сведения о трех населенных пунктах, которые находятся на грани существования. Туда и отправились. Все три села расположены на территории разных сельских советов, и судьба у каждого своя.
В селе Гулевичи в 1991 году проживало 29 человек, оно было больше похоже на хутор, чем на полноценный населенный пункт. Инфраструктуры – ноль, но недалеко от трассы. В Куколовском сельсовете нам рассказали, что окончательно Гулевичи умерли лет пять назад. Правда, один житель там оставался до прошлого года, но дети забрали его к себе. Сегодня на территории Гулевичей стоит один вполне приличный дом, за которым смотрит «дачник». Так называют людей, которые покупают хатынки и обрабатывают огороды. В Гулевичах дачник поставил ульи.
Много лет назад, когда в Куколовке был колхоз, работоспособных жителей Гулевичей возили на работу. Позже пенсионеры выживали, как могли. Когда выехал последний житель села, РЭС забрала оттуда трансформатор, — там теперь и электричества нет. Но энергетики пообещали, что, как только кто-нибудь поселится, обязательно снова будет свет.
Насыпная дорога, кладбище, колодец, остатки домов и укроп в человеческий рост на бывших огородах. Есть все основания убирать Гулевичи из учетных записей – стирать с карты Украины. Но в сельсовете сказали, что дело это довольно хлопотное. Во-первых, надо собрать огромное множество документов. Во-вторых, надо пройти процедуру списания бывших домов. Люди, выезжая, продают строения на разборку. А сельская власть впоследствии должна их списать через инвентарьбюро. Один дом – 86 гривен. В сельсовете денег на это нет. Поэтому село Гулевичи продолжает существовать. В Интернете можно найти прогноз погоды в этом населенном пункте и фотографию села, сделанную со спутника. Ну как – фотографию? Зеленое пятнышко возле трассы…
О селе Тавровка Червонокаменского сельсовета люди уже забыли. Сложно было даже найти место, где раньше стояли дома. Люди, у которых мы спрашивали дорогу, говорили, что такого здесь нет. Правда, кто-то вспомнил, что селение называлось Очкаловка, но его давно нет. Не мудрено, ведь в 91-м там проживало всего 9 человек. Ни дороги, ни автобусного сообщения. Говорят, что такая «смерть» села – естественный процесс…
Красивое название – Ягодное. И дорога, и автобус, и даже телефонная связь. Судьба этого села не такая трагичная, как Гулевичей и Тавровки. Константиновский угольный разрез, расширяясь, выкупал у людей усадьбы. Народ переселялся, обживаясь в других местах. Вряд ли сегодня в селе можно найти ягоды, но воображение может придумывать изумительные истории из прошлого села Ягодное…
Вот такие судьбы. Конечно, уроженцы названных сел могли бы рассказать больше и в красках, как только можно говорить о своей родине. Но мы никого не нашли. А ведь наверняка выходцы из этих сел рассказывают о них детям и внукам. Будем надеяться, что когда-нибудь история Гулевичей, Тавровки и Ягодного еще будет написана. Может быть, нами…