Вот уже месяц, как в исполнительной власти Александрии свершился неожиданный переворот: в течение нескольких часов депутаты горсовета отправили в отставку почти весь состав исполкома и немедля утвердили новый. В результате чего на прежних местах остались лишь сам мэр, Алексей Скичко, секретарь горсовета Елена Богоявленская да Владимир Турчененко, переместившийся на место первого заместителя, несмотря на шквал постоянной критики в его адрес. Среди вновь избранных замов, кресло начальника управления образования заняла хорошо известная александрийцам Людмила Давыденко. Женщина с мужским характером, математическим складом ума, имеющая за спиной опыт работы директора школы, секретаря горсовета при мэре Степане Цапюке, его правая рука в партийной работе. Наш корреспондент встретился с ней в разгар учебных «обжинков», когда в школах шло вручение сертификатов выпускникам.
— Людмила Вадимовна, как вы оцениваете итоги минувшего учебного года?
— В этом году в городе для участия во внешнем независимом оценивании было зарегистрировано 1269 участников. Приняли участие 1139. По сравнению с 2008-м учебным годом значительно увеличилась часть выпускников прошлых лет и выпускников профтехучилищ. Что касается учащихся общеобразовательных учебных заведений, то они практически все прошли тестирование. Всего 7% выпускников получили оценку от 1 до 3 баллов (начальный уровень знаний), около 30% оценены от 4 до 6 баллов – средний уровень, около 42% выпускников получили от 7 до 9 баллов, что определяется как достаточный уровень. И, наконец, 20% наших детей получили от 10 до 12 баллов, а это уже превосходный, высокий уровень знаний. То есть несложно подсчитать, что знания свыше 60% александрийских детей составляют достаточный или высокий уровень. Это и есть урожай педколлективов города, и, как видите, он весомый.
— В наших школах учится много одаренных детей…
— О наиболее одаренных детях мы в основном судим по результатам участия их в областных и всеукраинских олимпиадах. Так вот, в областных олимпиадах участвовало 207 александрийских школьников, 107 из них стали призерами (Кировоград имеет 98 призеров). Четыре заведения нового типа нашего города (гимназия, лицей информационных технологий, учебно-воспитательный комплекс-школа №17 и коллегиум) подготовили 98 призеров, в то время как 12 заведений такого же типа Кировограда — 80, а 14 подобных заведений области (без Александрии) – 87. Мне кажется, очень убедительно. Вполне оправдало себя создание несколько лет назад лицея информационных технологий. Здесь подготовлено 58 призеров, в коллегиуме их 25.
Не менее значительны и результаты всеукраинского этапа. От нашей области участие принимало 66 ребят, 23 из них – александрийские, 22 – кировоградские дети. Призерами среди наших участников стали 11 детей. Если говорить о международном уровне, то и здесь нам есть что сказать. Четвертый год подряд воспитанники заслуженного учителя Украины Валентина Мельника входят в состав сборной команды Украины по информатике и становятся призерами.
-Людмила Вадимовна, мне кажется, мы слишком увлеклись положительными показателями, а ведь ни для кого не секрет, что школа как составная нашего больного общества имеет массу проблем. На вашей первой пресс-конференции прозвучали такие цифры: в очереди за учительской работой в управлении образования города стоит более 90 человек, в то время как 2/3 директоров школ уже достигли пенсионного возраста, а учителями работают свыше 100 пенсионеров.
— Я с огромным уважением отношусь к профессионализму людей старшего поколения. Но надо откровенно признать, что в силу разных обстоятельств, в том числе и отсутствия средств, упущена работа с кадрами, не обучается резерв директоров. Поэтому среди приоритетов в работе управления образования в новом учебном году будет обязательно работа с кадрами руководителей учебных заведений.
Что касается того положения, которое сложилось в городе с безработными учителями, в то время как в школах трудится большое количество пенсионеров, то тут ничего не поделаешь. Очень тяжело влиять на эту ситуацию, поскольку закон защищает работающих пенсионеров, и это исключительно их личное право, продолжать работу или нет. Все в руках руководителя школы: если учитель-пенсионер не отвечает нормам учителя, не может обеспечить учебно-воспитательный процесс, то это уже на совести директора школы.
— И напоследок вопрос, который волнует многих александрийских педагогов: не будет ли с вашей стороны как партийного лидера известной политической силы преследования тех, кто имеет другую окраску, другие убеждения?
-Да, у меня есть свои политические убеждения, с которыми я живу много лет. Я не меняла их и не собираюсь менять. Как и не собираюсь преследовать людей с другими взглядами. В принципе месяц работы уже подтвердил это. Годы пребывания в оппозиции стали для меня большим уроком. Я многое передумала и сделала определенные выводы. К тому же я уважаю людей со стабильным убеждением, даже если оно отличается от моего. И, в конце концов, истина рождается в споре, а разве может быть спор, если все одинаково думают? Общество, несмотря на многие недостатки, сделало раз и навсегда свой выбор в виде демократии. И работать в условиях демократии нам надо учиться всем.
Это не та давыденко, которая проходила по судам в обвинении фальсификации результатов выборов в Александрии? Достойная тетинька, ничего не скажешь