Мы продолжаем следить за ходом краеведческой велоэкспедиции нашего земляка Сергея Колесника. Предлагаем вниманию читателей очередной «дорожный отчет» путешественника-исследователя.
«Прежде всего, должен заметить, что, находясь на базовом месте в городе Мена у моего друга Федора Руты, я ни в коей мере не забывал о велопробеге: за пять дней мною “накручено” по Черниговщине 312 километров. Были соблазны в виде иномарок, чтобы проехаться с ветерком в Чернигов и обратно, но это было бы нечестно и по отношению к себе, и к близким мне людям, и к читателям “УЦ”».
18 мая. После воскресного поединка с дорогой и погодой этот день был полным расслаблением. Перестирал одежду, разобрал багаж, отложив в сторону теперь уже ненужный балласт, оценил наслаждение цивилизацией: горячий душ, новости по телевизору в удобной позе на диване, домашний борщ, жаркое с грибами, и все — не торопясь.
Без пафоса: моя дорога — эксперимент, это утверждение собственной неадекватности общественному существованию, преодоление стандарта. Это создание образа-мифа, который говорит окружающим: не все потеряно в этой жизни, не все уж так безжалостно, безысходно, необходимо посмотреть на мир под другим углом… Вчера меня где-то перед Сосницей жестоко согнали на обочину и обдали водой и грязью огромной лужи мощные грузовики. Весь мой запас ненормативной лексики комбинировался в неимоверные конструкции, и так несколько километров. Затем дорога мягко вошла в лесной каньон, где запах земли и воды, прошлогоднего тления с чистым до синевы зеленым духом нынешней весны настолько «нотировался» птичьими голосами, что даже серая беспросветность ненастного неба сквозь калейдоскопическую мозаику хитросплетения ветвей перестала давить безнадегой. Я сказал: «Ребята, я вас прощаю! Как мне вас жаль в ваших пропахших бензином и дешевым дезодорантом кабинах! Завидуйте мне!»
19 мая. Продолжаю отрабатывать программу экспедиции. Посещение краеведческого музея. Здесь знакомлюсь с хранителем фондов Анатолием Левченко. Оказывается, он однокурсник Тараса Бабака – это как пароль к открытому и обстоятельному общению. Сокурсник нашего земляка передает Тарасу Ивановичу номер мобильного телефона — первое конкретное поручение!
20 мая. Сегодня эксплуатируем «Волгу» моего друга. Маршрут: Мезин — Рыхловский монастырь — Сосница. Всего более 250 километров. Погода не особо приветливая. В Мезине знакомимся с удивительным человеком — Василием Куриленко, художником и археологом, создавшим в 1965 году лично и исключительно на энтузиазме, без какой-либо поддержки археологический музей. Не правда ли, знакомая история – исключительно на энтузиазме и без поддержки властей?..
К сожалению, никаких документов о Левке Чикаленко и участии в его экспедиции Владимира Шульгина обнаружить не удалось, да и невозможно было в столь короткий срок. Но в Мезине до сих пор передаются легенды о генерале Шульгине, состоявшем в родстве с Забилами. Василий Елисеевич показал остатки дома Шульгина, который в свое время был своеобразным культурным центром. И могилу генерала – холмик без креста и какой-либо отметки. Легенды есть, а вот могилу сохранить некому. Что произойдет с нами, когда уйдет поколение 80-летнего Куриленко?
Бессмысленно уничтожался и Рыхловский Свято-Николаевский монастырь. Например, некоему колхознику была выдана грамота за экономию дров (это в лесном краю-то!), поскольку он всю зиму топил книгами монастырской библиотеки! Сохранились остатки монастырских строений, их разбирали: 25 рублей за тысячу кирпичей. Сохранилась еловая аллея, посаженная в конце XIX века, которая ведет ко входу в подземные монастырские кельи. Многовековой дуб, разбитый ударом молнии, и монастырские озера, на берегах которых наверняка живут персонажи Леси Украинки… На мой взгляд, все попытки восстановить монастырь безуспешны, это будет нечто новое, но не Пустынно-Рыхловский монастырь.
Курс на Сосницу. Творчество Глинки тесно связано с Черниговщиной. Но было бы неправдой, если бы я сказал, что в моих ушах звучала «Попутная» великого композитора. Если мою дорогу оформить музыкально, то это скорее «Болеро» Равеля: медленное начало, затем наращивание динамики, тембральное наслоение и, наконец, апофеоз движения. Или «Поход гномов» Грига с его струнными в высоком диапазоне. А вообще меня конкретно сопровождали композиции «ДДТ», которые материализовались в записях.
Сосница. Музей Александра Довженко. Здесь я знакомлюсь с народным мастером Украины, удивительным альтруистом и талантом Анатолием Семенцовым, политическим узником, учителем и писателем, человеком несгибаемого мужества Николаем Адаменко. Здесь я полюбил камерность и домашний уют, созданный женским коллективом музея под руководством Любови Наконечной. Все вместе они для меня являются в какой-то степени олицетворением Черниговщины.
21 мая. Мена — Чернигов — Мена. Погода удивительная: тепло и солнечно. Трасса замечательная, по ней частенько ездил Кучма. В городе останавливаюсь на валах и обзваниваю всех знакомых. Посещение краеведческого музея. Уже третий раз пытаюсь встретиться с Ивановым, поэтом и редактором областной газеты «Гарт». Снова неудачно. Такое впечатление, что, разговаривая со мной, Дмитрий Иосифович параллельно не газету выпускает, а проводит селекторное совещание какого-то гигантского комбината. Землячок… Но настроение прекрасное. Возвращаюсь поздно вечером с чувством легкой усталости.
22 мая. Поездка в райцентр Крюковка (72 км). Краеведческий музей, редакция районной газеты. Таким образом, программа по Черниговщине мною выполнена. Плохо, что я один. Если бы была группа 3-4 человека, можно было бы охватить большее количество районов. Но и так кое-что сделано. Погода решительно ухудшается.
23 мая. Ночью была гроза, дважды шел дождь. Сейчас сильный ветер и мелкий дождь. Поездку в Батурин отменил. День вынужденного отдыха.
24 мая. Сегодня приступаю ко второму этапу экспедиции. Курс на Киев транзитом через Чернигов.
P.S. В музее Довженко Николай Адаменко написал Сергею такие слова: «Зустріч з Сергієм Олександровичем стала для нас черговим святом. Ми усвідомили, що такі люди-ентузіасти, як пан Сергій, — першопрохідці, їх дехто називає диваками, але це слово слід писати з великої літери. У наш дуже прагматичний час такі носії романтики творять таку ауру, яка засвідчує, що ми суспільство не пропаще, що ми життєздатні і перспективні, що ми не загубили своїх позитивних національних рис. Ця людина заряджає тих, з ким спілкується, оптимізмом, вірою в людину, в наш народ. Бажаємо Сергію Олександровичу щасливої дороги, зустрічі з добрими, розумними людьми. Хай Бог дає йому здоров’я для добрих справ. А те, що ви робите, — це справжній, а не трибунний патріотизм, красивий і на сьогодні дуже актуальний».