Приятель позвонил и предложил встретиться.
— Где? – спросил я.
— Возле биржи, в 10 часов утра.
Я терпеливо прождал его возле центра занятости и через полчаса ушел, так и не дождавшись. А он в это время ожидал меня в другом месте. Оказывается, в городе, возле центрального рынка, есть еще одна биржа, такой себе стихийно возникший неофициальный рынок труда.
Здесь каждое утро собираются безработные, собираются те, кто своим трудом хочет заработать какую-то копейку. На этой всегда бурлящей площадке можно нанять человека, который вскопает огород, выкопает яму, траншею, если надо – могилу, напилит дрова, обрежет деревья, исправит забор, крышу, вынесет строительный мусор, принесет с рынка поклажу, купленные стройматериалы и сделает другую неквалифицированную, но трудоемкую работу.
Предлагают свои услуги в основном мужчины. Многие приехали на велосипедах, мопедах, скутерах, кое-кто пришел со своим нехитрым инструментом. На их работу есть определенный спрос. Заказчиками выступают в основном пожилые люди, пенсионеры, одинокие женщины, вдовы. Договор заключается без бюрократической волокиты, без квитанций и справок. Заказчик расплачивается наличкой после выполненной работы.
В разгар экономического кризиса на этой стихийной бирже царит оживление, людей заметно стало больше. Встретил я здесь бывших шахтеров, строителей, слесарей, токарей, водителей. Безработица заставила их искать приработок…
Если на громоздкие центры занятости государство тратит огромные деньги, значительная доля которых уходит на содержание аппарата, то стихийные рынки труда никаких денежных вливаний не требуют. Здесь срабатывает старый принцип: товар-деньги-товар.
Казалось бы, в трудное время экономического кризиса, когда растет безработица, центры занятости должны менять формы своей работы, быть ближе к народу, доступнее, но там продолжают скользить по наезженной колее, устраивая помпезные ярмарки профессий, публикуя списки вакансий рабочих мест с зарплатой, мало чем отличающейся от пособия по безработице. Вот почему в центр занятости чаще обращаются не в поисках работы, а для оформления денежного пособия. А меж тем Александрия теряет свой былой промышленный потенциал и вследствие этого рабочие места. За І квартал 2009 года на учете в центре занятости состояло 2925 горожан и 946 сельских жителей. В общественных работах принимали участие всего 140 горожан и 22 сельских жителя.
С началом полевых работ оживился спрос на сезонных сельскохозяйственных рабочих, и здесь стихийный рынок опережает центр занятости. А пока они мирно соревнуются друг с другом, безработица растет, и сколько этот процесс продлится – никто не знает.
Девиз службы занятости — "Вам надо, вы и ищите". А гонору у сотрудников столько, словно ты к ним одалживаться пришел. И все такие занятые…