Гордость Кировограда, прямой наследник театра корифеев, основанного более столетия с четвертью тому назад в Елисаветграде, – академический областной музыкально-драматический театр имени Кропивницкого — нынешней весной оказался, без преувеличения, в чрезвычайной ситуации.
Первые следы неблагополучия заметны еще на подходе к зданию театра – памятника архитектуры позапрошлого века. Козырек над парадным входом, кажется, готов рухнуть на головы зрителям, спешащим в этот храм искусства. Видны следы разрушений под кровлей на фасадной и боковых стенах, а также на окнах главного театрального фойе. У служебного входа наружную стену пересекает сплошная вертикальная трещина — от кровли до фундамента… И ничуть не лучше во многих местах выглядят стены внутри самого театра – в бумажных наклейках контрольных маячков, призванных сигнализировать о дальнейшем расширении трещин. Однако самая главная, незримая трещина прошла не только по зданию, но и по судьбе театра-наследника. Речь идет о том, быть или не быть театру в Кировограде в ближайшие десять лет… Если не больше…
Тревожное и неприглядное впечатление оставляет даже самый поверхностный осмотр здания театра. Тем более тревожное, что так называемый капитальный ремонт и реконструкция театра ведутся на протяжении уже нескольких лет, а при выполнении ремонтно-реконструкционных работ освоено около четырех с половиной миллионов гривен.
Как рассказывает Виктор Мельник, дипломированный инженер-строитель, заместитель директора театра по надзору за реконструкцией и ремонтом (эта должность была специально введена в штат, поскольку театр все эти годы продолжал работать как учреждение культуры, и одновременно велась реконструкция), здание было признано аварийно-опасным еще в 2000 году. Решения о выделении целевых денежных средств принимались на уровне Президента и Кабмина. Сами работы велись поэтапно – с выделением на них одного-полутора миллионов гривен ежегодно. Во многих помещениях театра был произведен ремонт. Стены, прочность которых вызвала сомнения специалистов, подверглись укреплению стальными каркасами. Однако в марте этого года фундамент здания, по всей видимости, дал осадку под влиянием грунтовых вод. Появились трещины на правом и левом порталах сцены, на стенах служебных помещений, в том числе и там, где ремонтные работы считались уже завершенными. Есть места, где стены «ушли» от стальных каркасов на добрый десяток сантиметров.
Позитив лишь один. Свежие наклейки контрольных маячков, поставленных в марте, пока еще целы, но, увы, такие же маячки, поставленные год назад, из-за расширения трещин уже лопнули…
Вслед за порталами сцены особенно удручающее впечатление производят внутренние стены левого и правого фойе. Словно какая-то сила сдвигает их внутрь зрительного зала. А ведь они являются опорой консольной конструкции балкона для зрителей над партером. По словам Анны Шабышевой, заведующей административно-хозяйственной частью, художественный руководитель театра Михаил Ильяшенко уже дал указание не пускать зрителей на балкон, рассаживая их по возможности внизу…
В марте этого года – при первых же признаках возникших разрушений – театр забил тревогу. Последовали обращения, в том числе письменные, в управление капитального строительства ОГА, выступающее заказчиком ремонтно-реконструкционных работ, в управление культуры (по подчиненности) и так далее. Говорят, из уст Михаила Ильяшенко даже прозвучала и такая фраза: театр нужно немедленно закрыть, а труппу и персонал эвакуировать – ибо он, директор и художественный руководитель театра, не хочет оказаться в тюрьме. 14 апреля в облгосадминистрации прошло совещание под председательством Светланы Негоды, и.о. первого заместителя губернатора. Светлана Дмитриевна дала указания соответствующим службам немедленно исследовать ситуацию и подготовить компетентные предложения – в том числе по суммам, необходимым для спасения здания театра. Представители УКСа, проектного института и областного управления МЧС уже побывали в театре, правда, их выводы на момент, когда пишется этот материал, еще не озвучены. Впрочем, вполне очевидно, что, какими бы они ни были, в распоряжении ОГА нет необходимых денежных средств – спасение театра зависит от самых высоких эшелонов украинской власти…
Далеко не оптимистическое настроение у Михаила Ильяшенко. Сегодня ему приходится не столько думать о творческих задачах и репертуарной политике театра, сколько вникать в чисто технические и строительные проблемы. По его оценке, после принятия решения о реконструкции театра было упущено главное – время. Огромной ошибкой было выделение средств в докризисные времена «в год по чайной ложке». Если первоначально стоимость ремонтно-реконструкционных работ оценивалась в сумму порядка 20 млн. грн., то сегодня, по мнению специалистов, с которыми худрук общается весьма плотно, речь уже должна идти о сумме, как минимум, вдвое больше. А сама ситуация, к которой пришел театр сегодня, уже требует самых экстренных мер и весомых денежных вливаний. Откуда им взяться в период кризиса, если в бюджете этого года не заложено даже тех миллиона-полутора, которые выделялись на реконструкцию начиная с 2004 года?..
Правда, как говорит М. Ильяшенко, вновь ссылаясь на мнение специалистов, здание еще можно спасти и сегодня, но для этого необходимо резко активизировать строительные работы, выделяя на них не менее 10-15 млн. грн. в течение трех лет. Кроме денег нужны для этого ударные темпы строительных работ и… государственная программа – в обязательном порядке. Однако речь идет лишь о здании! Сам же театр как творческий коллектив стоит перед угрозой… исчезновения…
Первая проблема – в Кировограде для театра им. Кропивницкого нет других сценических площадок и производственных площадей. То здание, которое строилось для него, но так и не было достроено до конца еще в советское время, ныне превращено в торговый центр. Не осталось ни одного Дома культуры, на сцене которого театр мог бы хотя бы кое-как перебиваться в течение этих трех лет. Именно перебиваться, но никак не полноценно творить. Вторая проблема: даже если предположить, что найдется место, где можно «перебиваться», — из такого, с позволения сказать, театра массово побегут творчески одаренные, ищущие самореализации люди. То есть через три года – и это при самом благоприятном раскладе – театр придется создавать заново. Период же создания, становления театра, по оценке Михаила Васильевича, занимает не менее семи лет (!) – об этом говорит опыт не только театра корифеев, но и современных нам режиссеров и театров…
Беседуя с журналистом «УЦ», Михаил Васильевич не говорил о том, что «не хочет оказаться в тюрьме» в случае, если здание рухнет на головы артистов и зрителей (а ведь спектакли в нем продолжаются и сегодня). Но признался в другом: он дал указание прекратить продажу билетов на спектакли с 1 мая. То есть задолго до официального окончания театрального сезона. И… не исключает, что его уволят за невыполнение финансового плана…
Высокому и красивому искусству всегда должно быть место в жизни. Оно, как и история, является фундаментом морали и добрых традиций. Без этих качеств, особенно сегодня, молодежь не будет иметь духовной опоры и светлых мыслей. Театр нужен городу и области как воздух. Это очень серьёзно.