Начинающий плавно уходить год кто-то, возможно, назвал бы годом аграрного рейдерства в Украине. Отдельные околоотраслевые деятели только в Кировоградской области насчитали за год почти 3 тысячи эпизодов этого явления, а собственники небольших хозяйств одного из районов еще в начале года объединились в вооруженный до зубов отряд самообороны.
Мы открываем декабрьское подведение итогов года именно этой темой не только потому, что она стала одним из заметных неполитических информационных трендов. И даже не потому, что силовые захваты хозяйств и вывоз урожаев действительно осуществлялись у нас, в том числе при фактическом содействии судов, госисполнителей и госрегистраторов. Скорее – потому что вся «большая история» при ближайшем и конкретном рассмотрении выглядит куда менее однозначно, чем ее широкое освещение в медиа.
Истерика?
О том, что после упрощения минюстом процедуры регистрации юридических лиц в Украине начался настоящий «ренессанс» рейдерства, написал на прошлой неделе влиятельный еженедельник «Зеркало недели». Его авторы утверждают, что на сегодня в стране происходит по 4 рейдерских захвата предприятий в день.
Реформа, напомним, отменила необходимость нотариального заверения ряда документов, а компанию в одном регионе можно зарегистрировать из другого. У регистратора сегодня нет ни полномочий, ни возможностей даже для проверки подлинности подписей в документах, ему не нужно предоставлять предыдущую редакцию устава предприятия при его смене и т.п.
«Изменения в результате реформы существенно уменьшили бюджет захвата компании: если раньше нужно было задействовать в схеме нотариуса, который шел на нарушение закона, подделывая документы и заверяя подписи и личность фальшивых лиц, а следовательно, хотел достойных отступных, то теперь рейдеру придется потратиться только на физическую силу – ребят в масках, которые установят контроль над территорией компании, которая понравилась. Как и любая другая ниша, рейдерство стало профессией для рынка людей и структур. Любителям там давно не место», – в частности, утверждает издание.
А по данным Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины, только на протяжении 2016 года в стране состоялось больше 7 тысяч рейдерских захватов сельхозпредприятий. Эта цифра со ссылкой на председателя АФЗУ Ивана Томича появилась в Сети 15 ноября. Кировоградщину в общественной организации называют лидером этой статистики, приводя чудовищное количество в 2,8 тысячи случаев за год – чуть меньше половины всего насчитанного! Тогда же был анонсирован грядущий «антирейдерский майдан» сельхозников в Киеве.
Ничего подобного пока, впрочем, не произошло. Правда, акция могла, возможно, затеряться среди недавних выступлений вкладчиков, в том числе не знающих, в каком именно банке были их вклады и зарабатывающих сотню с небольшим в день за стояние на холоде перед камерами. Их организацию приписывают «Батькивщине», а Томич был советником премьер-министра Украины как раз в 2008-2010 годах, когда этот пост занимала Тимошенко.
В свой недавний приезд на Кировоградщину она, кстати, участвовала здесь в проведении форума, на котором говорили как раз о рейдерских захватах, оперируя теми же безумными числами. Это было в сентябре.
К оружию!
Еще в начале года в известном традициями самоорганизации Бобринецком районе местными сельхозпредпринимателями среднего и малого масштаба был создан отряд самообороны. От рейдеров.
У этого решения была своя история – в прошлом году здесь было два шумных скандала. В июле работники по-прежнему государственного, хотя и хозрасчетного предприятия «Червоный землероб», расположенного в селах Чаривное и Мирное, не подчинились спущенному из Киева решению о смене руководителя. Посчитали, что там просто решили прибрать к рукам землю, которую можно выгодно сдать в аренду. Сами селяне, конечно, считают, что казенные земли давно стоит распаевать между ними. Больше года продолжались разбирательства. Совсем недавно областная власть официально поддержала людей, направив в адрес правительства и Национальной академии аграрных наук, которому подведомственен «Землероб», обращение с просьбой рассмотреть и позитивно решить вопрос о бесплатной передаче земли предприятия в собственность его работников. По данным прокурора области Анатолия Коваленко, одному из должностных лиц объявлено о подозрении по 129 ст. УК – хищение в особо крупных.
А 4 января 2016-го по соседству, близ села Червоная Долина, со склада компании «Ассоциация Пивденна» вывезли 3800 тонн семян подсолнечника, 1800 тонн зерна кукурузы и 100 тонн семян сои. Одесский суд 28 декабря решил арестовать урожай предприятия в обеспечение иска контрагента, которому компания должна деньги. Причем здесь рейдерство? Во-первых, в «Ассоциации» сразу заявили: с той компанией дел никогда не имели, можем показать всю отчетность. Во-вторых, на территории, по свидетельствам многочисленных очевидцев, присутствовали «титушки» – одновременно с милицией и госисполнителями, были силовые столкновения, а имущество вывезли не на указанный в документах элеватор для хранения, а… в неизвестном направлении. И это документально подтверждено. В-третьих, наконец, ну когда это у нас судьи принимали решения под Новый год, а уже в первый(!) рабочий день после него исполнительная служба не просто начинала производство, но оказывалась на месте и тут же принудительно исполняла?!
Дело было довольно громкое, председатель ОГА в присутствии прессы обращался по этому поводу к СБУ, прокуратуре, полиции и юстиции. Официальное расследование и судебные разбирательства, в том числе против госисполнителей, продолжаются до сих пор.
— Судебное разбирательство идет, но сказать, что кто-то что-то вернул, то нет. Урожай изначально везли на разные элеваторы и сразу же продавали, – в частности, утверждает Анна Рыбальченко, акционер «Ассоциации Пивденна».
В то же время прокурор области на днях заявил о том, что некоему лицу уже объявлено о подозрении, а само лицо находится в международном розыске. Именно после эпизода в Червоной Долине бобринецкие фермеры, очевидно, решили, что на оперативность органов правопорядка в случае подобного налета полагаться бессмысленно, и объединились в отряд, который коллеги уже окрестили «Кировоградскими ковбоями». Один из соучредителей структуры, фермер Юрий Крутько, настаивает на куда более скромном названии – «Бобринецкий отряд самообороны».
— У нас официально зарегистрировано по району 60 автоматов АКМ, которые одиночными стреляют, – сразу поясняет он. – Это все легальное оружие. Плюс все практически – охотники и со своим гладкоствольным оружием всегда готовы приехать. Пошел слух, что, возможно, будет нападение – все готовы, все на связи, всех предупредили. В каждом селе нашего района есть человек, у него – своих пять-десять человек. 24 села – по десять человек приехало, еще из Бобринца… Я чувствую себя защищенным, я знаю, что позвоню – приедет пусть не 240, но сто человек. Горький опыт соседа («Ассоциации Пивденна». – Авт.) научил нас, что надо объединяться. И мы предлагаем всем другим районам – мы всегда готовы показать, рассказать. Даже 40 человек объединится – это уже сила. Обычно по 30 приезжают в балаклавах – и что ты один сделаешь?
По словам Крутько, сейчас, после уборки подсолнечника, когда в складах у людей хранится по 1000-2000 тонн семечки, всех участников попросили по возможности не выключать мобильные телефоны. Говорит, если захват не удается сразу, через день-два у «агрессора» пропадает запал, а люди сегодня уже готовы, если что, действовать в рамках закона, но агрессивно. Если речь идет о реально существующих долгах или других законных претензиях, то для разрешения таких конфликтов есть суды, и спешка с арестом и вывозом имущества абсолютно ни к чему, уверен фермер.
Казалось бы, кто, если не представитель специально созданного на территории области общественного объединения, может озвучить наиболее свежие и правдоподобные сводки с «фронтов»? Но сообщить Крутько, как оказалось, особо нечего – по его словам, с января на территории Бобринецкого, а также Компанеевского и Кировоградского районов, с коллегами из которых сотрудничает отряд, ничего такого не произошло. Был какой-то конфликт вокруг маслобойки в Бобринце, но там все идет в спокойном законном русле.
Не так страшен…
А теперь внимание, вопрос. Если, по словам главы одной из общественных организаций, который бывший советник Тимошенко, в 2016 году на территории Кировоградщины произошло почти 3 тысячи захватов, как могло случиться, что целых три района это вообще никак не затронуло?
И еще одна интересная деталь: согласно данным официальных документов, изданных департаментом агропромышленного развития Кировоградской ОГА, которые можно легко найти на сайте минагрополитики, в области всего насчитывается чуть больше 3,2 тыс. сельхозпредприятий разных форм собственности, обрабатывающих земельные угодья. Неужели атаке подверглось практически каждое из них?
Учитывая особенно пристальное внимание журналистов к скандальной и раскрученной теме, мы изучили массив сообщений СМИ по теме за год. Помимо уже упоминавшегося громкого эпизода в Червоной Долине и «долгоиграющих» конфликтов вокруг «Червоного землероба» и «Авангарда» в Злынке Маловисковского района, где абсолютно уголовная история с кражей и последующей подделкой 500 с лишним договоров аренды на земельные паи, в сухом остатке всего ничего, как для года аграрного рейдерства. «Аж» 4 эпизода, из которых один – попытка захвата, а еще один – и вовсе сообщение о возможной попытке захвата.
Накануне праздника 8 Марта его сделала пресс-служба одного из крупнейших предприятий области, «Протеин-Продакшн», являющегося некогда частью созданной теперешним нардепом Станиславом Березкиным группы «Креатив». На территории круглосуточно дежурили 200 охранников, в том числе – с лицензией на оружие, но ничего так и не произошло. А в начале ноября некие молодые люди, представившись сотрудниками государственной исполнительной службы и даже предъявив какое-то судебное решение, начали разбирать помещения Маловисковской птицефабрики и вывозить имущество. По данным областного управления юстиции, долги у предприятия действительно есть, но то были не их сотрудники. Начато уголовное производство.
Еще два случая – уже не из раздела «курьезы». Оба в Ольшанском районе, оба в конце лета, накануне уборочной. Косить ведь – не растить. И схемы как под копирку, абсолютно одинаковые. Кто-то подделал печать и подпись руководителя ПСП им. Димитрова, его самого с помощью государственного регистратора в Николаеве из учредителей выкинули, а николаевскую же фирму-прокладку ввели. И тут же перепродали хозяйство александрийской фирме. Полиция расследует, проводятся обыски. Ищут документы, на основании которых предприятие переоформлено «по цепочке» на трех разных лиц. То же – с фермерским хозяйством «Роксана». Еще одна николаевская «прокладка» и перепродажа другой александрийской фирме – с очень похожим на первую названием. В одном селе «титушки» – те самые, стандартные 30 человек спортивной внешности, – на территорию прорвались, в другом – их не пустили, сути не меняет. Идут разбирательства, начаты уголовные производства.
Областной совет, к слову, недавно обратился к областной прокуратуре, милиции и юстиции в том плане, что мы, мол, все видим, все помним и ждем результатов. В тексте принятого сессией документа приводятся оба ольшанских примера, упоминаются признаки содействия рейдерам со стороны госрегистраторов, которые подведомственны управлению юстиции, а также констатируется: одной из причин захватов является тот факт, что правоохранительные органы пребывают в состоянии реформирования…
Вопросы
Вопросов и к тем, и к другим, действительно, хватает. Будь полиция оперативнее и эффективнее, глядишь, и желающих «гастролировать» по хозяйствам в качестве ломовой силы в стране поубавилось бы. Вопросы и к госисполнителям по Червоной Долине, и к регистраторам по Ольшанке – очевидны и уже поднимались выше. В общем, как всегда, не хватает ответственности как-то. Ну, чтобы хотя бы кто-то ее понес в конце концов.
На сегодня, по относительно горячим следам некоторые из очевидных негативов реформы в юстиции уже «откатили» законодательно. Например, регистрацию предприятий, находящихся в области, ограничили ее пределами. Кроме того, и регистраторам, и тем, кто подает фальшивые документы, с конца октября в равной мере «светит» уголовная ответственность и даже, представьте, предусмотрено информирование собственников о возможной перерегистрации прав на их недвижимое имущество.
Зачем потребовалось сначала создавать проблемы, чтобы потом героически их преодолевать – вопрос к команде министра юстиции Павла Петренко. Если просто «недодумали» – то это служебная халатность, которая привела к конкретным исчислимым убыткам граждан Украины, работающих на земле. А если нет? В СМИ озвучивалась, к примеру, версия о причастности одиозного нардепа Сергея Пашинского к фактическому грабежу «Ассоциации Пивденна». А они с Петренко однопартийцы как раз. Да и вертикаль в органах юстиции «Народный фронт», как мы уже не раз писали, вполне блюдет.
Это с одной стороны. С другой, три разной степени результативности атаки, одна попытка и одна перестраховка за год – не тянет это как-то на вселенский масштаб, который в абсолютно безумных, неправдоподобных цифрах пытаются рисовать в информационном пространстве отдельные, простите, спикеры. Причем если в прошлые годы, при всех разной степени преступности властях рейдерство, мягко говоря, тоже было, и размах был как минимум не меньшим, но об этом все «стеснялись» говорить, то сейчас – отнюдь нет. Журналисты, активисты, областные депутаты, главы РГА, председатель областной администрации – все в теме, говорят, пишут, направляют обращения, держат на контроле, требуют результатов… По информации областного прокурора, за последние 3 (!) года зарегистрировано 179 заявлений о преступлениях, связанных с земельным рейдерством на Кировоградщине. Начато 162 уголовных производства, 80 из них завершены вынесением законных решений. Людям, заявлявшим о тысячах захватов только в 2016-м, направлены официальные письма. Объяснитесь, мол.
Возвращаемся к тому, с чего начинали. Проверив все факты и взвесив доводы, можно с уверенностью сказать: назвать 2016 год годом аграрного рейдерства сложно. Скорее, годом разговоров о таковом. Причем разговоров, скорее всего, небескорыстных. В информационный век живем все-таки. И если какие-то «звезды» зажигают особенно ярко, значит, это кому-нибудь нужно больше, чем другим…
Андрей Трубачев, «УЦ».