Кировоградское ЖКХ оказалось в патовой ситуации: с одной стороны, ЖЭКи катастрофически не справляются со своими прямыми обязанностями. С другой — решиться на создание ОСМД в нашем городе смогли лишь немногие. Можно сетовать на то, что, дескать, население еще не готово массово переходить на такую форму ведения жилищно-коммунального хозяйства, но, если заглянуть в жизнь наших объединений совладельцев многоквартирных домов чуть глубже, окажется, что дело не только (и не столько) в инертном населении.
Закон о деятельности объединений совладельцев многоквартирных домов был принят еще в 2001 году и должен был ознаменовать старт масштабной жилищно-коммунальной реформы. К сожалению, принятием закона реформа, судя по всему, и закончилась. Сам закон занимает около 20 страниц печатного текста: в нем дано определение, что такое ОСМД, перечислены основные принципы его работы, права и обязанности членов объединения, некоторые юридические аспекты. И все! За 13 лет действия этого закона в него было внесено всего несколько небольших изменений — в 2012 году…
Нужно сказать честно: ситуация с ОСМД в Кировограде — одна из самых плачевных в стране. Домов, в которых они находятся, не более двух десятков, и почти все они были построены жилищно-строительными кооперативами в 80-х — 90-х годах. И почти все ОСМД были организованы просто потому, что ЖЭКи не стремились брать эти новые дома на свой баланс. По собственной воле жильцов были созданы всего несколько объединений.
Опыт других городов Украины куда более богат: целые кварталы Киева принадлежат группам объединений совладельцев, в Ивано-Франковске и Днепропетровске созданы сообщества управдомов — руководителей ОСМД, некоторые успешные и предприимчивые руководители ОСМД даже предлагают свои услуги в качестве консультантов (и, знаете ли, берут за них приличную плату). Что же не так в Кировограде? Почему инициатива с ОСМД у нас так быстро захирела?
В Кировоградском городском управлении жилищно-коммунального хозяйства говорят о безынициативности самих людей и о том, что, согласно Закону «Об объединениях совладельцев многоквартирных домов», перед передачей дома от ЖЭКа объединеию совладельцев необходимо провести капитальный ремонт, на который, естественно, нет денег. Тогда почему в других городах не то же самое? В них что, люди другие живут, не такие, как в Кировограде? Дорогие читатели, вы уж как хотите, а я ни за что не поверю, что кировоградцы ленивее днепропетровцев. Дело в другом.
Что именно у нас не так, лучше всего расскажет руководитель одного из немногих кировоградских ОСМД. Итак, ОСМД «Электрон», созданное в доме по адресу: ул. Октябрьской революции, 64а. Его руководитель — энергичная многодетная мама, желающая по-новому организовать управление таким объединением. Зовут ее Ольга Лысенко.
— Я — белая ворона среди своих коллег и предшественников, — говорит Ольга. — Почти все руководители в других ОСМД — пенсионеры, в общем, люди советской закалки. А мне всего 30 лет. Им ОСМД кажется просто домом, предоставленным самому себе, и они, как советские управдомы, пытаются решать возникающие проблемы своими управдомовскими методами. Для меня же ОСМД — это предприятие. У него свои особенности, но по основному принципу своей работы это именно частное предприятие. По форме управления очень похоже на АО — есть собрание акционеров, на котором держатели акций решают, как будет развиваться их организация. Тут в целом такая же ситуация. У нашего предприятия есть собственность — дом и придомовая территория. Мы можем использовать эту собственность, в том числе и для получения прибыли — например, сдавать в аренду помещения, принадлежащие совладельцам. Правда, этот аспект на базе кировоградских ОСМД реализовать почти что невозможно — нет у нас достаточно больших помещений или построек. В больших городах, например, соседние ОСМД объединяются в более крупные сообщества и зарабатывают на общей собственности вполне реальные деньги. Но есть условие — эти деньги должны вкладываться в развитие ОСМД, а не уходить в карман его руководству.
У объединения совладельцев есть счет в банке, на который поступают платежи от жильцов. Как и в ЖЭКе, в ОСМД есть квартплата, принцип ее начисления такой же, как и у ЖЭКа, — в зависимости от площади квартиры. Квартплата формирует основной, ремонтный и резервный фонды ОСМД. Средства из основного фонда идут на текущие расходы — зарплату работникам предприятия: управдому, бухгалтеру, электрику, сантехнику, уборщице; обслуживание внутридомовых сетей и лифтового хозяйства, вывоз мусора, благоустройство придомовой территории и так далее. Деньги из резервного фонда накапливаются на счету и используются в случаях форс-мажоров. Все перечисленное выше, а также затраты на текущие и капитальные ремонты закладываются в ежегодную смету, которая принимается на общем собрании членов ОСМД в начале года. Это своего рода бизнес-план нашего предприятия.
С одной стороны, все вроде бы просто. С другой же…
— В городах-миллионниках в каждой из местных администраций в соответствующем ведомстве были созданы структуры, курирующие работу с ОСМД, — говорит Ольга. — А в Кировограде я вообще не знаю, к кому обращаться. Дело в том, что у объединений есть некоторые специфические особенности, которых нет у домов, обслуживаемых ЖЭКами. Ну вот, например, зарплату своим работникам я должна рассчитывать, исходя из норм, принятых для ЖЭКа. Но эти нормы для ОСМД вообще невыгодны, потому что, согласно им, выходит, что сантехник у меня должен получать чуть более 300 грн. в месяц. Назвать эту сумму зарплатой у меня язык не поворачивается, много людей пожелает работать за такие деньги? Но дать ответ на вопрос, может ли ОСМД само определять размер окладов своих работников, мне никто в управлении ЖКХ толком не смог. Делаю вывод — в городском управлении просто нет людей, которые хоть как-то знали бы, как работать с ОСМД. Дома, находящиеся во владении ОСМД, да и сами объединения, никому не нужны. Давайте я кое-что покажу вам для сравнения…
Ольга открывает в Интернете сайт Олега Кия — руководителя ОСМД «Большая Житомирская 27» в Киеве. На нем размещены не только материалы, помогающие руководителю ОСМД разобраться в тонкостях работы объединения.
— Этот сайт — не единственный, — говорит Ольга. — Многие ОСМД в крупных городах работают через собственные сайты или форумы. Я, конечно, такое не потяну, но для начала группы ВКонтакте будет достаточно. А вообще в больших городах директора ОСМД постоянно держат друг с другом связь, организовывают совместные круглые столы, конференции и прочее. В Кировограде, по сравнению с этим буйством жизни, происходят какие-то жалкие поползновения, не более того. Я, например, до сих пор не знаю в лицо многих своих коллег. Получается, что кировоградские ОСМД варятся в собственном соку, они живут совершенно отдельно друг от друга. Почему так? Да потому, что в руководстве объединений стоят пенсионеры, а они очень консервативны, что-то новое воспринимают с большим скрипом. Плюс к этому они имеют хорошую такую советскую закалку. Знаете, чем эта закалка аукается? Некоторые из них руководят по принципу «Я хозяин, ты дурак». Например, самовольно, не вынося на собрание жильцов, ставят некие задачи, сами же их решают. Получается, прямо как у нас с правительством — оно живет своей жизнью, народ — своей. Естественно, люди, работающие такими методами, не хотят, чтобы в их «кухню» лезли другие.
Это, так сказать, особенности кировоградского ЖКХ. В больших городах объединений много, они создаются за счет новостроев, в которых тут же организовываются объединения, плюс в местных бюджетах регулярно закладываются средства на капремонт старых домов, причем ремонтируются прежде всего те дома, жильцы которых подали заявки на создание ОСМД. А в нашем городе если за 10 лет пару новых домов построили, и то уже хорошо. А создавать ОСМД в старом доме очень сложно. Есть норма в законе, что при передаче дома на баланс ОСМД городские власти должны выделить средства на капитальный ремонт. Угу, долго ждать придется! Хотя если не требовать от ЖЭКов и горсовета привести дом в порядок, они с большой радостью его вам передадут. Только потом все проблемы этого дома окажутся вашими. Плюс то, о чем я говорила, — в Кировограде нет специалистов, знакомых с особенностями работы ОСМД.
А если выходить на государственный уровень, то посмотрите на сам Закон «Об объединениях…» — за 13 лет одна правка. О нем не то чтобы забыли, просто сфера ЖКХ никому там, в Верховной Раде, не нужна. Там другие проблемы решают — газовые, сельскохозяйственные, угольные. Закон по сути не доведен до ума и поэтому не работает.
Города, в которых ОСМД процветают, имеют нормальное руководство, понимающее, что система ЖКХ, доставшаяся нам от СССР, нежизнеспособна в условиях независимой Украины. И поэтому там поддерживают создание объединений совладельцев и в меру своих возможностей курируют их работу. Так что именно от местного руководства зависит реформа ЖКХ. А у нас в Кировограде вместо того, чтобы создать отдел по работе с ОСМД, управление занимается неизвестно чем. ЖЭКи, например, укрупняют в очередной раз. Поймите, не с ЖЭКами возиться сейчас нужно, а активно готовить людей к массовому созданию ОСМД. Выделять деньги на капремонт хотя бы пары домов в год с условием, что после ремонта жильцы организуют там ОСМД — вполне вариант, думаю, будет работать.
Вы, конечно, можете удивиться, что я сначала столько всего отрицательного наговорила, а теперь утверждаю, что надо переходить на ОСМД. Все отрицательное, что есть в объединениях, — это частности, вполне решаемые вещи, надо только с умом подойти к ним. Знаете, что прежде всего круто в объединении совладельцев? Здесь начинается реальная демократия. Нет, это не пафос, не надо скепсиса. Живя в ОСМД, вы так или иначе принимаете участие в его работе. Вы имеете полное право потребовать у руководства отчет о потраченных средствах. Более того, вы сами можете требовать направить средства на решение той или иной проблемы.
В отличие от ЖЭКа, у жильцов моего дома со мной есть обратная связь, они воочию наблюдают, как живет объединение, чувствуют себя его частью. Нам не спускаются директивы «сверху», все средства от квартплаты мы можем распределять и вкладывать по своему коллективному усмотрению: облагородить двор, поставить ограждение, отремонтировать внутридомовую сеть, посадить деревья, перестелить крышу… Понимаете, вы уже не пассивно ждете, когда кто-то придет и что-то сделает, а участвуете в решении вопроса сами, в какой-то степени становитесь общественным активистом. Не всем, конечно, это нравится. Многие не понимают меры своей ответственности, с ними нужно проводить разъяснительную работу, некоторым объяснять, что СССР уже кончился, что я — не управдом из фильма «Бриллиантовая рука», который решает, кому отключить газ, я — менеджер, избранный ими для организации выполнения поставленных ими же задач. Нам всем вместе необходимо сотрудничать друг с другом, держать контакт. От этого зависит и благосостояние дома, и комфорт тех, кто в нем живет.
Виктория Барбанова, «УЦ».