Промышленность
Кировоградщина никогда не считалась каким-то особо индустриальным краем, как Донбасс или Днепропетровщина. Аграрное направление у нас всегда превалировало. Но все же и у нас были и есть примечательные предприятия, свои уникально профильные направления, свои «маяки», как говорили раньше.
Ups and downs
Взлеты и падения, перипетии судьбы – так англичане обычно описывают историю производств, фирм, заводов. Не миновали эти «горки» и самое знаковое в области предприятие – «Красную звезду». Оно много десятилетий было крупнейшим – около 13 тысяч человек работало на заводе в свое время. Это намного больше, чем население городов Бобринец или Помошная, к примеру. Почти в каждой кировоградской семье был кто-то, так или иначе связанный с заводом. От цвета краски для сеялок зависел весь город. Когда сеялки красили красным, чуть не все заборы Кировограда становились красными, когда сеялки красили синим – город синел. Это «несуны», тащившие краску с завода всеми способами, так преображали областной центр.
Весь Советский Союз засевал поля кировоградскими сеялками.
Лихие девяностые тяжело прошлись по легендарному наследию братьев Эльворти. Завод практически стоял без дела несколько лет, и это было самое страшное зрелище в городе – умирание гиганта всегда удручает. Охранники, которым зарплату не вовремя платили, занимались воровством металла по мелочи. Новую жизнь вдохнули Павел Штутман и его команда, верящие, что у «Красной звезды» еще есть будущее. Сегодня «Червона зирка» (под таким именем нынче оно известно) — нормальное стабильное предприятие, пусть народу и меньше работает, но работает и делает вполне приличный продукт. Возможно, для кого-то я покушусь на святое и скажу кощунственную вещь, но качество сеялок сегодня намного выше, чем у советских. Очень многие помнят, как их делали ради плана.
А вот «Гидросила» полностью не останавливалась никогда. Наши насосы были, есть и будут нужны. Когда автор этих строк работал на заводе технологом (еще в советское время), коллеги с гордостью любили говорить: все наши танки ездят на кировоградской гидравлике. Без «Гидросилы» ни один Т-72 с места не стронется.
Был, конечно же, большой спад, как у всех в девяностые, но сегодня у завода дела в порядке. И есть даже такой повод для гордости – китайцы делают почти все в мире и всюду поставляют, а вот гидравлику для тракторов и прочего сами китайцы покупают в Кировограде.
А главной тенденцией в жизни этих двух важнейших для Кировограда заводов я бы назвал… уплотнение, что ли. Людей стало работать меньше, но так ведь и оборудование нынче другое, более современное и производительное. И производится только то, что продается. Вероятно, не только автору этих строк приходилось в советское время видеть на задворках машинно-тракторных станций по селам ржавеющие абсолютно новые, часто даже не распакованные сеялки «Красной звезды». Их по разнарядке заставляли покупать колхозы. Сегодня такого нет, и «краснозвездовские» сеялки покупают для дела.
Комбинат – комби нет
Самой-самой большой проблемой, висящей над головой всех властей всех периодов нашей независимости, в области был и остается КГОКОР (на фото), Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд в Долинской. Это такая суперстройка, что даже могучий Советский Союз не смог ее в одиночку потянуть, пригласил еще несколько стран. Для тех, кто не был в Долинской, но помнит историю, – это предприятие масштаба ДнепроГЭСа или Магнитки. По территории КГОКОРа ездят на автобусах – расстояния там такие. Вбухано в стройку не миллионы, не сотни миллионов, а миллиарды долларов! И вся эта громадина, увы, не работает. По множеству причин – и проблемы с собственностью (Румыния больше всего активно претендует на свою долю и еще в нее верит); и нежелание властей отдать комбинат на приватизацию; и, вероятно, жгучее желание кого-то наверху что-то получить за КГОКОР. Судьбой мегастройки в большей степени распоряжается Киев, нежели Кировоград.
За все двадцать лет на комбинате побывали президенты и спикеры, практически все до единого руководители Фонда госимущества Украины. Не один наш губернатор обещал проблему КГОКОРа решить… Но воз и ныне там. Ржавеет.
Несостоявшийся феномен «Лана»
Амбициозные все же люди на Кировоградщине! В те же лихие девяностые, когда большинство предприятий выживало или решало, как умереть достойнее, в Александрии родился смелый проект производства своих зерноуборочных комбайнов «Лан». Круто взялись за это дело в первую очередь александрийцы с завода «Автоштамп». И сделали несколько образцов – правда, злые языки говорили, что слишком они были похожи на немецкий комбайн «Доминатор». Ну так это злые. Проект зазвучал. На «Автоштамп» зачастили важные люди – президент Кучма, спикер Верховной Рады Мороз. Все обещали безмерную поддержку. Активно сопротивлялся нашему проекту Херсон – у них там свой комбайновый завод на грани выживания стоял, а тут какие-то кировоградцы хотят и денег в бюджете на развитие проекта своего комбайна, и с государственной лизинговой компанией эксклюзивный договор. Так или иначе, но не вышло толку с «Ланом». Государство денег не дало. Вероятно, не хватило влиятельных лоббистов у Кировоградщины в главных столичных кабинетах. Жаль, проект «Лан» мог сильно стимулировать всю областную экономику, а сельскохозяйственное машиностроение поднять на порядок вверх.
Гибель «важняков»
Самая большая потеря этого двадцатилетия – это «Пишмаш». Вся та страна печатала документы, отчеты, накладные и стихи на кировоградских пишущих машинках «Ятрань», «Лілея» и «Элема». Сколько знаменитых романов лучших писателей появилось с помощью нашей техники! Да в одной Москве наших машинок было сотни тысяч! Это был один из важных идентификаторов города – мы были столицей пишущих машинок СССР. Увы, компьютерный век сгубил предприятие. Пишущие машинки стали никому не нужны, разве что коллекционер какой-нибудь купит классический винтажный «Ундервуд» для украшения интерьера.
А ведь предприятие было тогда самым передовым! По данным давнего расследования «УЦ», первые персональные компьютеры (впоследствии и убившие пишущие машинки) в Кировоградской области появились именно на «Пишмаше». Сегодня «Пишмаш» – это салон мебели, супермаркет, фирма по выращиванию грибов, пустующие здания и что-то еще. Лишь в одном из корпусов ведется производство – его купила под одно из своих подразделений «Гидросила».
Вообще это кировоградская тенденция – на месте заводов заводить супермаркеты. Большую часть завода имени Таратуты также занимает супермаркет…
Увы, погиб не один «Пишмаш». Не выдержали испытания на прочность заводы «Большевик», «Сегмент». И, конечно же, просто унизительно то, что в наше время высоких технологий «лег» светловодский завод чистых металлов. Ведь именно на нем производились полупроводники, на основе которых изготавливают микросхемы для компьютеров и прочей электроники. Понятно, почему «загнулся» другой светловодский завод – «Калькулятор». Сегодня калькулятор есть у каждого в мобильном телефоне и компьютере, отдельная счетная машинка просто не нужна. Но «Чистые металлы»… История вокруг этого завода, его дробления на части, продажи-перепродажи, санации и банкротств настолько мутная и запутанная, что можно не статьи, целые книги писать. Только, говорят, опасно это. Самое поразительное, что в городе работает крайне схожее по профилю предприятие. В свое время из завода выделился Светловодский государственный комбинат твердых сплавов и тугоплавких металлов. И дела у него идут более-менее. Может, потому, что он чисто государственный.
Было время, когда казалось, что список безвременно ушедших пополнит и Побужский ферроникелевый комбинат. Он уверенно пять лет провел в полном простое. Но потом один российский олигарх купил этот завод, и он успешно работает. А квартиры в Побугском теперь стоят так же, как в Кировограде.
Еще ушла в прошлое слава Кировоградщины как производителя акустических систем. Кировоградский радиозавод и «Акустика», знаменская «Акустика» и светловодский «Луч» делали миллионы динамиков в год! Все это в прошлом, с китайцами нам не соревноваться в этом деле…
Новички
На фоне смерти одних заводов у нас все же появляются другие, и это самое главное явление, которое говорит о том, что пациент (кировоградская промышленность) скорее жив, чем мертв. В Кировограде самыми приметными можно назвать два новых завода (мы говорим о классической промышленности, аграрная перерабатывающая, к примеру, как мощный «Креатив» — это тема другого очерка). Легендарный руководитель «Красной звезды» Виктор Желтобрюх решил иметь дело с самим собой и ни перед кем не отчитываться, никому не кланяться, ни от кого не зависеть. И создал собственное производство – завод «Ось». Делает на нем автомобильные прицепы и ульи, хорошие.
Весьма солидно развернулась в производственном плане фирма «Астра» братьев Смирновых. Она вполне успешно выпускала станки для распиловки гранита и пилорамы, лидируя в этой сфере на рынке СНГ…
В ногу со временем
Нельзя не отметить тех, кто не прогнулся под изменчивый мир, а нашел в нем свое место и рыночную нишу. В первую очередь это, конечно, наследник радиозавода, кировоградское НПО «Радий». В начале девяностых продукция завода и его подразделений (таких, как «Видеотехника») вдруг стала совсем никому не нужна. Народ покупал китайские пуховики, а не телевизионные станции. Но заводу повезло с руководителем. Евгений Бахмач нашел другое применение своим квалифицированным кадрам, хотя сурового сокращения избежать не удалось. Теперь завод производит различное оборудование для атомных станций.
Не растерялись перед новыми вызовами и на александрийском заводе «Этал». Производят вполне современную контактную аппаратуру и уверенно себя чувствуют, готовы взяться за любую разработку, вот начали недавно уличное освещение делать — энергосберегающие светильники.
Гляди глубже
В советское время слова «горняк» или «шахтер» для всех жителей Кировоградщины ассоциировались исключительно с Александрией, с ее буроугольными разрезами. За эти двадцать лет все кардинально поменялось. Сегодня горняк и шахтер для нас – это в первую очередь атомщики, добытчики урановой руды. Они реально, по сравнению с Александрией, работают. Наполняют бюджет области и Кировоградского и Маловисковского районов. Развиваются, вот сотни новых рабочих мест на Новоконстантиновской шахте создаются.
С добычей урана, а не с КГОКОРом, связаны сегодня надежды на светлое будущее кировоградской промышленности. В Украине будут строить завод по производству топливно-выделяющих элементов — ТВЭЛов для атомных станций. Многие местные оптимисты и патриоты надеются, что завод будет именно на Кировоградщине, в том же Маловисковском районе. А это миллиардные инвестиции, солидные поступления во все бюджеты, тысячи рабочих мест. К сожалению, пока о заводе у нас говорить рано. На самом деле, как говорили автору этих строк знающие люди не из Кировоградской области, на сегодня привлекательнее выглядит проект размещения этого атомного завода в Энергодаре Запорожской области. По одной простой причине – производство ТВЭЛов требует громадного количества энергии, а в Энергодаре расположена Запорожская атомная станция. К тому же и железнодорожное сообщение с этим городом лучше, чем со Смолино (просто путей больше и прочей инфраструктуры).
Вообще горнодобывающей отраслью мы крепко прирастаем последнее время. Кроме новой Новоконстантиновской шахты, у нас появился целый новый горно-обогатительный комбинат, точнее, появляется. В Новомиргородском районе вовсю строится предприятие по добыче ильменита – титановой руды. Титан всегда был и остается в цене, из него делают очень многое – от самолетов до дисков для вашей машины. Так что это очень перспективное предприятие.
Конечно же, тема производства и промышленности просто необъятна, в рамки небольшого очерка вместить все весомое практически невозможно. Поэтому эту важную и актуальную тему мы еще продолжим.