Подходит к концу каденция депутатов пятого созыва Кировоградского горсовета. Правда, у наших избранников есть еще три месяца, в течение которых можно много чего наворотить. Но все же огромный промежуток времени прожит, большое количество решений принято, можно подвести предварительные итоги.
Конечно, свою, истинную, оценку работе депутатского корпуса дадут избиратели. Скорее всего, она, оценка, выразится в уровне поддержки на предстоящих выборах в местные советы. Но пока мы решили поинтересоваться мнением самих депутатов по поводу их деятельности. От каждой фракции по представителю, и вырисовалась определенная картинка. Скорее всего, она не совпадет с представлениями горожан, но, тем не менее, это интересно.
Вопросы ко всем интервьюируемым были примерно одинаковые: оценка работы горсовета, своей фракции, городского головы. Но в живом общении, как это часто бывает, затрагивались дополнительные темы. Очень надеемся, что наши респонденты были откровенными.
Окончание. Начало в №№28, 29.
«Ни о ком из нашей фракции нельзя сказать, что у него есть гектары земли»
Виктор Ксенич, руководитель фракции либералов.
— Вы депутат двух созывов. Как оцениваете нынешнюю каденцию?
— Эти четыре года были непростыми. За это время в городском совете произошли значительные изменения и во фракциях, и в политических пристрастиях. Имело место переформатирование фракций, часть депутатов вообще покинули депутатский корпус, пришли новые. Все это не положительным образом отразилось на избирателе, ведь он привык к мажоритарной системе.
В любом случае городской совет работал, принимались решения, пополнялся бюджет, открывались новые объекты, ремонтировались дороги. Город освещен, нет перебоев с водой. Вспомните, как люди перекрывали дороги, когда им отключали электроэнергию. Эти дома город взял на баланс, и проблема была разрешена. Практически весь город газифицирован. Большая помощь оказывается участникам боевых действий и приравненным к ним лицам, инвалидам войны. Сейчас мы занимаемся водоснабжением Старой Балашовки. Есть положительные моменты, однозначно.
— Как сработала ваша фрaкция?
— У нас достаточно высокий показатель по депутатским запросам и обращениям. Мы продолжаем работу в округах, начатую еще в прошлой каденции. Есть ряд серьезных решений, которые нам удалось принять. Это ремонт крыш, домов, дорог. Наша фракция подтвердила свою либеральную позицию, у нас не было крайних, радикальных решений. Мы старались быть конструктивными, были готовы к компромиссу. А это показатель отношения к избирателям.
У нас сильные депутаты во фракции, все личности известные, авторитетные. Наша фракция отличается от других тем, что наши депутаты представляют различные отрасли: медицину, бизнес, юриспруденцию, налоговую структуру, строительство. Мы представлены практически во всех комиссиях. Работать было непросто, но определенные позитивные моменты были.
— Оцените работу городского головы.
— В большей мере я с ним работаю в качестве начальника управления капитального строительства, чем в качестве депутата. Я считаю, что он достаточно много внимания уделяет коммунальному хозяйству. Если два раза мы не выехали на объект строительства, то эта неделя не удалась. Мэр контролирует каждую копейку, которую мы вкладываем в строительство. Ничего плохого не могу сказать. Мне кажется, что он достаточно много внимания уделяет городу. Вот площадь перед горисполкомом украсила город. К 1 сентября откроем площадь Винниченко. Куропятникова вы видели, «Катюшу». Это наша история.
Конечно, есть много моментов, которые от него не зависят, которые связаны с политикой. Но Пузаков нацелен на вопросы городского хозяйства. И не только строительства. Школы, спортивные залы, больницы, оборудование для них. Конечно, не все получается. Бюджет развития формируется только за счет продажи земли и недвижимости. Те, кто намерен выкупать землю, не всегда вовремя платят. Это проблема.
— Ваша фракция голосовала за 112-е и 405-е решения?
— Насчет 112-го не помню, а за 405-е голосовала.
— В результате у кого-то из фракции появился участок на Лесопарковой?
— Город у нас небольшой, все друг друга знают. По-моему, ни о ком из нашей фракции нельзя сказать, что у него есть гектары земли. Если кто-то взял гараж, то это есть. Я, например, возле дома взял участок под гараж. Имею право, как любой житель города.
— Все задуманное успели сделать?
— Нет, конечно, намного больше можно было сделать в этой каденции. У нас немногочисленная фракция. Поэтому мы консультируемся, иногда просим, уговариваем, находим точки соприкосновения со всеми фракциями, чтобы принять решения в пользу избирателей. Конечно, хотелось бы сделать больше. Будем стараться. Наша фракция достойная, авторитетная, работоспособная, не сидела сложа руки и реально может помочь городу еще не в одной каденции.
— Готовы на еще одну каденцию?
— Лично у меня силы есть. Хотелось бы, чтобы наша фракция была реально больше. Все, что от нас зависело, мы сделали, доверие оправдали. Если нам дадут шанс в дальнейшем, думаю, что будем работать еще больше. Даже если нас будет пять или даже три. Это не имеет значения. Думаю, что принципы Либеральной партии, членом которой я являюсь, многие избиратели разделяют и поддерживают.
«Фамилии депутатов нашей фракции не звучали в проектах земельных решений»
Виктор Кухаренко, руководитель фракции Партии регионов.
— Вы по-прежнему позиционируете себя как депутаты от ПР?
— Безусловно. Мало того, мы до сих пор ведем прием граждан и направляем депутатские запросы. Мы общаемся с жителями города, активно работаем в сессионном зале. Я считаю, что эту каденцию мы провели полноценно.
— Ваша фракция сделала все, что планировала?
— Хотелось бы больше. Иногда не хватало возможностей и физических, и материальных. Физических в том плане, что большое количество людей обращается за помощью и иногда поднимают вопросы, которые невозможно решить на уровне города. Мы такую информацию обобщаем и отправляем в соответствующие министерства и ведомства. Не все смогли сделать в связи с ограниченностью городского бюджета. Проблемы, которые требуют незначительной финансовой поддержки, мы решаем. Это, в первую очередь, материальная помощь для операций или лечения.
— Вам хватило количества депутатов фракции для решения вопросов?
— Я бы не так поставил вопрос: смогла ли ваша фракция реализовать все обращения? Потому что, независимо от того, десять это будет человек или двадцать, для принятия решения необходимо 39 голосов. Наша фракция сегодня сотрудничает с другими фракциями, и депутатские обращения почти единогласно поддерживаются в сессионном зале. И не имеет значения, от какой фракции поступило обращение.
Наша фракция, возможно, одна из самых монолитных, несмотря на различные противоречия, которые возникали в период этой каденции. Мы держались и держимся наиболее монолитными. На заседаниях фракции решения принимаются, как правило, единогласно.
— Не могу не спросить. Считается, что именно ваша фракция диктует правила игры в горсовете.
— Я бы не сказал, что наша фракция диктует. Мы просто во многих случаях предлагаем пути решения вопросов. Иногда кому-то приходится брать на себя ответственность. Я не помню таких тупиковых ситуаций, из которых наш депутатский корпус не нашел бы выход. Я горжусь тем, что являюсь членом нашей депутатской фракции. В нее входят люди, за плечами которых трудовые коллективы, исчисляющиеся сотнями. Это и Неделько, и Шаров, и Хильченко, и Дрок, и другие люди — целенаправленные, серьезные, имеющие опыт.
— Ваша фракция голосовала за 405-е решение?
— А почему вы не спрашиваете о 112-м? В этом мы не принимали решения. Тогда было другое большинство, они решали, и мы говорили о недостатках этого пакета. 405-е решение нарабатывалось не один месяц. Сессия тогда была заблокирована, и проекты решений копились несколько месяцев. Возможно, в этом решении были определенные пункты, которые не отвечали действующему законодательству. Насколько я помню, были протесты прокурора на ряд положений. А остальные — решения, которых очень долго ждали жители города. Возможно, на тот момент это было единственно верное решение, чтобы разрубить гордиев узел. Прокурор отдельные пункты опротестовал, и все стало на свои места.
— У вас или у кого-то из членов вашей фракции есть участки на Лесопарковой?
— У меня нет такой информации. Лично у меня нет. За всю каденцию я оформил только участок под размещение гаража, и я это не скрываю. Насколько я помню, то фамилии депутатов нашей фракции не звучали в проектах земельных решений. Поэтому мы абсолютно спокойно идем на сессии. Если у людей есть какие-то факты — обращайтесь.
Вообще у нас любят говорить о том, что вызывает определенные эмоции. Вот говорят о том, что у нас больше нет Лесопарковой. Я смотрю, она как стояла, так и стоит, никто ничего не вырубает. И ведь у нас есть прокуратура, которая отслеживает такие факты. Я что-то не помню, чтобы в сессионном зале происходили жаркие баталии с прокурором по поводу Лесопарковой.
— Оцените работу мэра.
— Я работаю в команде городского головы. Хочу отметить его трудолюбие. Я знаю, во сколько он приезжает на работу, иногда звонки бывают в семь часов утра — он едет в исполком. Свет в окнах его кабинета горит до позднего вечера. Большое внимание уделяется благоустройству Кировограда. Да, не всем нравится, что у нас ломаются определенные стереотипы. Например, что площадь перед горисполкомом должна ассоциироваться только с елями, которые были посажены несколько десятков лет назад. Этот стереотип сломал именно Владимир Тихонович — человек неординарный, с большим опытом. Я вижу, сколько у него идей. К сожалению, не все удается, потому что есть ограничения в финансовом плане.
— Многие из ваших коллег, оценивая работу горсовета, говорят, что большинство депкорпуса в продолжение всей каденции работали на себя.
— Я не помню такого человека, который отказался бы защищать интересы своего предприятия или своей семьи. Депутат напряженно работает в комиссиях, с обращениями и запросами. В конце концов, он что, не человек? Законодатель определил, что каждый гражданин имеет право на бесплатное получение определенных участков земли. В том, что кто-то из депутатов написал заявление на получение участка земли, я не вижу ничего противозаконного и того, что пятнало бы мораль депутата. Что касается недвижимости… Я хотел бы обратить ваше внимание на объекты, бывшие в коммунальной собственности, которые до приватизации были «шанхаем». Если помните, гостиница «Украина» когда-то была с окнами, забитыми фанерой. После приватизации, вложения инвестиций помещение находится в прекрасном состоянии. Плюс рабочие места. Таких примеров можно приводить множество. Практика показала, что коммунальное не всегда хорошо и эффективно.
Словом, все в рамках закона. Если бы были какие-либо нарушения, правоохранительные органы не позволили бы нам выйти за пределы нормативной базы.
— С каким настроением вы подходите к очередным выборам?
— С позитивом. Мне нравится то, что большое количество депутатов — небезразличные люди. Они живут в Кировограде и стараются сделать все, чтобы город развивался, был перспективным, показывал пример, что развитие возможно даже в такое непростое время.
Подведем итоги
Итак, высказались представители всех семи фракций горсовета. Не факт, что мнение наших респондентов разделяют все их коллеги по фракциям. На этот счет у нас есть определенные идеи — дать возможность сказать свое слово депутатам, «идущим не в ногу». Но это чуть позже. Сейчас подведем итоги того, что мы услышали.
Картина вырисовывается следующая. По мнению интервьюируемых, горсовет нынешнего созыва, несмотря на разногласия в начале каденции, путем переговоров, интриг и даже шантажа все-таки пришел к общему знаменателю, благодаря чему депутатам удалось принять достаточно много решений «на благо горожан». Хотелось бы больше, но не хватило времени.
Каждая из фракций свято уверена, что сыграла решающую роль в принятии судьбоносных для города решений. Почти все были едиными, легко находили консенсус, с честью прожили и проработали всю каденцию. Интересы горожан защищали посредством депутатских обращений и запросов. Причем сложно разобраться, кто в этом плане был активнее, так как каждый из опрошенных заверял, что их фракция подала документов больше всех.
При этом за 405-е «земельное» решение голосовали единицы: регионалы, народники и часть бютовцев. В сумме никак не набирается 39 голосов, даже учитывая нынешний состав счетной комиссии. Но это никого не смутило. Самое главное — никто из наших городских избранников за всю каденцию не взял в собственность ни одного земельного участка! Гаражи Ксенича и Кухаренко не в счет — действительно имеют право. О розданных трехстах гектарах Лесопарковой говорят все, искренне возмущаются, но коль депутаты себе не брали, как же они отдали зеленую зону кому-то? Непонятно…
Абсолютно все высказались за включение системы «Рада». Уже никого не надо убеждать в том, что она готова к эксплуатации, что все расчеты произведены, что следует только внести небольшие поправки в регламент, что все это упростит и ускорит работу депутатского корпуса на сессиях. А главное — что голосование будет честным и прозрачным. В общем, согласны все, но на сессиях почему-то даже внесение данного вопроса в повестку дня не набирает достаточного количества голосов.
Теперь о градоначальнике. В этом вопросе все наши респонденты были единодушны. У нас просто уникальный мэр: трудолюбивый, справедливый, активный, принципиальный. Он рано встает и поздно покидает рабочее место. Лично проверяет все объекты. Не боится экспериментировать. Он запустил лифты, отремонтировал дороги, обеспечил город бесперебойной подачей воды, реставрировал центр города. В данном случае мы ничуть не ерничаем, а исключительно приводим мнение лидеров депутатских фракций.
Ну и самым «обнадеживающим» нам показалось то, что все респонденты вместе со своими коллективами (в некоторых случаях слегка видоизмененными) готовы идти на очередные выборы. Причина — не все сделали для города, что планировали. Что касается настроения опрошенных, то его спектр достаточно широк, чувствуют себя наши депутаты по-разному: коммунистам плохо, бютовцы не удовлетворены, социалисты разочарованы, у нашеукраинцев настроение боевое, народники — оптимисты, либералы полны сил, а горсоветовские экс-регионалы настроены позитивно. Но самое главное, согласитесь, — не их настроение, а избирателей. Кому из депутатов народ поверил, кому в очередной раз окажет доверие, а кого отправит в анналы истории — узнаем довольно скоро.