«Давным-давно в одной далекой галактике…» — этими словами начинаются все шесть серий, пожалуй, самого известного фильма конца минувшего века. Как и каждое выдающееся произведение массовой культуры, знаменитая киносказка Джорджа Лукаса растиражирована в тысячах торговых марок и рекламных роликов, цитат и пародий. И не только в Штатах или в Старом Свете. Образами героев «Звездных войн» регулярно пользуются украинские журналисты и политпиарщики, живописуя перипетии самых острых событий в стране. Наиболее яркий пример — красочный плакат, разошедшийся миллионным тиражом: на нем — Ющенко в облачении благородного джедая, Тимошенко, она же принцесса Лея (сходство ЮВТ с актрисой Кэрри Фишер поражает), ну и, конечно же, Янукович в образе мрачного Дарта Вейдера.
Использовать звездных героев Лукаса для описания локальных выборов мэра Кировограда очень рискованно. Хотя бы потому, что в этом реалити-шоу не будет сражения абстрактного Добра со вселенским Злом, а за кресло мэра поборются вполне конкретные люди со всеми их достоинствами и недостатками. И всё же, при большом желании, некую аналогию мэрских выборов со «Звездными войнами» обозначить можно. Наши выборы, как и действие фильма, происходит «в одной далекой галактике», то бишь в политической провинции. Да и, собственно, все последние выборы городского головы Кировограда можно назвать так же, как и серии «звездной» эпопеи — эпизодами.
Как известно, в кинематографический цикл «Звёздные войны» входят шесть эпизодов, снятых Лукасом в два этапа, причём сначала были сняты четвёртый, пятый и шестой эпизоды, и лишь через шестнадцать лет — первый, второй и третий. В полном соответствии с фильмографией и начнем.
Эпизод IV. Новая надежда
Год 1998. 29 марта. На кресло мэра, а заодно и на звание нардепа претендует 44-летний бизнесмен Александр Никулин. Конкуренцию ему составляют: по парламентской линии — Анна Антоньева, Игорь Шаров, Николай Садовой; по мэрской — действующий градоначальник Василий Мухин и «красный» директор Владимир Пузаков.
Используя свое природное обаяние и нестандартные подходы к проведению избирательной кампании, Никулин становится новой надеждой для местных избирателей всех возрастов. Будучи интуитивным политтехнологом, Александр Васильевич эффективно задействовал созданные им же СМИ, открыл магазины социальной помощи ветеранам, создал бейсбольный клуб-чемпион, финансировал лучшую в истории Кировограда команду КВН…
До сих пор непонятно, как Никулину в тот раз удалось проскочить через жернова админресурса. В самый трудный момент, практически на финише избирательной кампании, он принимает знаковое решение: снимает свою кандидатуру с выборов нардепа и призывает избирателей голосовать за Антоньеву и Садового — в пику Шарову.
Итоги мэрских выборов превзошли все прогнозы социологов: за Никулина проголосовали 64 тыс. избирателей, за Пузакова — 32 тыс., за Мухина — 17 тыс.
Увы, надеждам кировоградцев сбыться не удалось — Александр Никулин пробыл мэром менее 2 лет…
Эпизод V. Империя наносит ответный удар
Год 2002, 31 марта. Мощная административная машина, тщательно отлаженная Леонидом Кучмой, сработала без сбоев: «экспромт» 98 года не повторился бы ни при каких обстоятельствах — ответный удар админресурса был сокрушительным.
Никулин находился в тюрьме, а в его отсутствие в лидеры вышел пользующийся колоссальной поддержкой кировоградцев опальный экс-губернатор Валерий Кальченко. Но накануне выборов по абсолютно надуманному поводу он был снят с «дистанции». Суды и теркомы в это время четко выполняли команды власти, противостоять их слаженной «работе» мог только социальный взрыв, но его время еще не пришло.
Еще одной мишенью админресурса стал новый лидер команды Никулина, его первый зам Михаил Цымбаревич, который фактически два года управлял городом. И делал это весьма профессионально. Несмотря на бешеный прессинг в ходе избирательной кампании и бандитские методы давления на членов его семьи, Цымбаревич выстоял и победил. Но… результаты выборов решением суда были признаны недействительными. И немудрено: заранее запланированных нарушений на участках было великое множество. «Карусели» и «левые» бюллетени, поддельные протоколы и «убитые» списки… Город еще на несколько месяцев остался без мэра.
Эпизод VI. Возвращение джедая
Год 2002, 9 июня. Выборы без Никулина, Кальченко, Цымбаревича — гонка без лидера. Всесильный в нашей округе нардеп Анна Антоньева из нафталина облгосадминистрации вытаскивает и раскручивает в подконтрольных СМИ одного из замов экс-мэра Мухина — Николая Чигрина.
О роли средств массовой информации на тех выборах нужно сказать особо. Такого подлого и беззастенчивого «мочилова» тихий омут нашего городка еще не знал. Под прицелом пишущих и снимающих киллеров оказались Ковальский, Ярошенко, Табалов…
А параллельно шла «обработка» избиркомов и избирателей. И правы оказались те 62% кировоградцев, которые, согласно социологическому опросу, не верили, что эти выборы пройдут честно.
В итоге, набрав неприлично малое (в сравнении с предыдущими выборами) количество голосов избирателей и при полном попустительстве судебной власти, «не заметившей» массу нарушений, победителем стал Чигрин.
«Воцарение на трон» Николая Станиславовича стало притчей во языцех на долгие годы: не дожидаясь завершения поствыборных судов, человек двести «простых избирателей», ведомых Анной Антоньевой и ныне покойной «бабой Женей» — Евгенией Чабаненко (обе горько пожалели о том дне), ввели нового мэра в кабинет.
Эпизод I. Скрытая угроза
Год 2006, 26 марта. Прошло всего чуть больше года после событий, которые, не дожидаясь приговора истории, их участники назвали оранжевой революцией.
Избирательная кампания шла при полном и безоговорочном преимуществе кировоградского лидера БЮТ Валерия Кальченко. Остановить его движение к победе в тот момент не рискнул бы ни один суд или терком — их попросту разорвали бы избиратели. Главные конкуренты — Александр Табалов и вернувшийся в общественную жизнь Александр Никулин — набрали весьма достойное количество голосов избирателей, но Кальченко победил за явным преимуществом.
Как и Никулин в 98-м, Кальченко одновременно шел в мэры и нардепы, но, в отличие от первого, свой выбор он сделал уже после обнародования результатов волеизъявления кировоградцев. Именно в этом и таилась скрытая угроза, которая в конечном итоге и привела к сильнейшему кризису в местном самоуправлении.
Для многих кировоградцев отъезд Валерия Кальченко в столицу стал глубоким разочарованием, не менее сильным, чем бездарный развал «оранжевой» коалиции. Дальше — хуже. Оказалось, что за спиной Валерия Кальченко нет ярких лидеров местного масштаба, а набранных им в депутатские списки «уважаемых людей» народные массы и рядовые партийцы никак не ассоциируют с леди Ю. Не сработал и проект «…на два базара»: не выдержав давления оппонентов, ушли в отставку полномочные представители Кальченко первый зам Березкин и секретарь горсовета Калкина. Скрытая угроза стала явной — город вновь остался без мэра.
Эпизод II. Атака клонов
Год 2006, 26 ноября. Внеочередные выборы мэра собрали рекордное количество претендентов — 36! Даже поверхностное изучение списка достойных наводит на печальные мысли о скудости фантазии местных политштабов.
«Клоны» на языке современных политтехнологов (будь они неладны!) — это специально подобранные для участия в выборах люди, имеющие идентичные или созвучные с лидерами избирательных «перегонiв» фамилии. Задача «клонов» проста — за счет невнимательности рядовых избирателей отобрать голоса у «оригиналов».
А теперь — внимание! Читаем списки кандидатов: Александр Табалов и Александр Топалов, Александр Никулин и Виктор Никулин, Иван Марковский и Иван Мараховский, и, наконец, Виктор Андреев и Лариса Андреева. Что касается двух последних сразу же вспоминается старый добрый анекдот относительно того, что «Карл Маркс и Фридрих Энгельс — это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека!». Хотя в сущности всё не так весело — ведь, в соответствии с законом о выборах, фамилии вышеперечисленных кандидатов в бюллетене для голосования так и будут стоять попарно.
Но «клоны» — это не только однофамильцы, это еще и типовые, стандартные образы кандидатов, которые зачастую совершенно не отвечают реалиям. В нашем случае в роли «кандидата от власти» — первый зам городского головы А.Перевозник; «тяжеловесы» — А.Табалов, А. Никулин, В.Пузаков, Н.Шевчук, Н.Цуканов; «новое поколение» — В.Андреев, А.Дануца, А.Варванский, А.Михайлов; «правдорубы» — И.Марковский, Н.Швец, Е.Костенко, В.Ярошенко, С.Хильченко…
Деление, как вы понимаете, оценочное и весьма условное. Но в творческом процессе выборов оставаться в рамках стандартного образа — это всегда плохо. Большинство кандидатов это, конечно же, понимают. Поэтому будем ждать сюрпризов не только от потенциальных лидеров, но и от «темных лошадок», и даже от «клонов». А почему бы и нет? Ведь выборы давно стали не только способом зароботать, но и народной забавой. И если мы с вами наконец научимся отделять «клонов» и клоунов от людей, которым можно доверить будущее нашего города, — это уже немало!
Эпизод III. Месть ситхов
Год ориентировочно 2007-2010. Самое сложное в данном случае — определить, кто же будет этими самыми «ситхами» на следующих выборах. Следуя логике и законам политического маятника, нам можно ожидать реванша тех политических сил, которые потерпят сокрушительное поражение на нынешних выборах. Но не факт. Такой же «местью» может стать и убедительная вторая победа избранного в ноябре 2006 года мэра.
И последний вариант — совсем противный: а кто сказал, что предстоящие нам всего через месяц выборы стопроцентно будут признаны состоявшимися, а их результаты — действительными? И что тогда — очередные внеочередные? Думаю, в этом случае «ситхами» могут стать те кировоградцы, которые уже один раз вышли на улицу, показав свою силу зажравшейся и погрязшей в интригах власти.
Революции, особенно бескровные, — вещь для общества весьма полезная. Вот только не нужно их путать с выборами. В конце концов, выборы — это всего лишь эпизоды. Коих за нашу жизнь бывает не шесть, как в «Звездных войнах», а гораздо больше. Кстати, среди киноманов ходят упорные слухи, что Джордж Лукас собирается доснять еще пару эпизодов. Жизнь продолжается…