Обожаю русские пословицы и поговорки. Возможно, покажусь вам великодержавным шовинистом, но круче жемчужин народной мудрости не встречал. Одна из любимых — «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Но то простой мужик, а если «енерал»? Тут дело посерьезнее. Тут, пока молния в темя не пальнет, рука за крестом не потянется.
Так уж получилось, что практически вся наша власть (за исключением двух-трех малолетних министров и одного Зварича, потерявшего американский диплом) является продуктом советского системного образования. Которое, вкладывая людям в головы знания, мало заботилось об обучении аналитическим приемам. То есть кирпичей у нас в голове много, а как из них дом строить, мало кто знает. Только на территории бывшей одной шестой части чего-то там могла родиться гениальная фраза «человек умный, но такой дурак».
Да, в старые добрые времена аналитикам у нас положено было находиться только в КГБ и в прогнозе погоды. Остальные отрасли жизни обходились как-то так. Гораздо приятнее в плане анализов слушать астрологов, нумерологов и прочих бывших комсомольских работников. Нам же сказал Глоба, что Украину ждет небывалый подъем. Извольте!
Как всегда, сенсация грянула там, где ее ожидали. Сенсации у нас всегда предсказуемы. Представители еще одного изящного искусства — социологи — на днях просто-таки порвали бомонд в клочки. Оказывается, украинский народ недоволен курсом, которым движется страна, не питает большого доверия к политикам. Политики, естественно, состроили кислые мины, хотя пока воздерживаются от заявлений об очередных «заказухах». Их недовольство можно понять — ребята строили, надрывались, много думали, а народ недоволен. Вот какой плохой народ достался! Неблагодарный. Чуть что начинает вопить: «Разве ради этого мы мерзли на Майдане?!»
Нет, товарищи дорогие! Не для того мы зарабатывали геморрой, посиживая у телевизора и наблюдая за тем, как кто-то мерзнет на Майдане. За что боролись? Или наблюдали за борьбой, что на современном историческом этапе одно и то же? Чем же мы недовольны?
А Бог его знает. У каждого своя версия. Большинство, конечно, недовольно своим материальным положением. Вот никак не может осознать наш народ, что денег мало и на всех их не хватает. И если поднимать социальные выплаты бюджетникам, роженицам и детям-сиротам, надо кого-то тут же лёгенько обездолить. Тут есть три варианта. Либо самих бюджетников скрутить ценами на продукты питания, либо средний класс, пчел трудовых и нетрудовых, похлопать по голове новыми налогами. Или же замахнуться на святое, на капиталистическую собственность. Приобретенную абсолютно законно непонятно у кого, за какие деньги, заплатив их неведомо куда.
Первый путь наиболее легкий и приятный. У рожениц пока нет своей фракции в Верховной Раде, а сироты как-то не прикупили газет и телеканалов. С другой стороны, все они составляют пресловутый электорат, раздражать который в канун выборов — себе дороже.
С олигархами вообще петрушка получается невкусная. Отобрать что-то у олигарха практически невозможно. Тут и народное вече скличут, и адвокатов наймут фирменных, и злобные статьи в американских газетах пропечатают. То есть могут опять подорвать имидж. Так что борцам с олигархией стоит руководствоваться еще одной русской поговоркой «Не трожь дерьмо — будет меньше пахнуть». Тимошенко и К° схлестнувшаяся с Пинчуком и, надо сказать, со свистом ему проигравшая, знает теперь об этом не понаслышке.
Значит, надо давить реальный сектор экономики. Пресловутый средний класс, который у нас — как индейцы Северной Америки в XIX веке. Вот увидит какой-то американский генерал индейское племя — и радуется. Есть кого загонять в резервацию.
Нет, наш средний класс еще хуже, чем индеец. Он призрак. То он есть, то его нет. Когда его нет, им гордятся, сетуют на то, что он пока еще очень мал, но верят в его светлое будущее. Когда же он вдруг появляется со своими реальными проблемами, то объявляется чуть ли не врагом трудового народа. «Ах, вам стало невмоготу заправлять свой запорожский “Шевроле” подорожавшим бензином? Как вам не стыдно?! Посмотрите, какие худые у нас наркоманы! Как плохо одета наша милиция! Какие маленькие зарплаты у наших чиновников!»
А ведь действительно зарплаты у наших чиновников маленькие. У меня, например, первые подозрения по поводу оранжевой революции закрались в то время, когда новоназначенные министры, секретари и председатели дружно начали рассказывать о том, что не имеют ни малейшего представления, какая у них официальная зарплата. Мол, получать ее некогда — все время уходит на «розбудову» Украины. Человек, который пренебрегает деньгами за свой труд, вероятно, трудится все же не на этой работе. Представьте, как здорово было читать анкету следующего содержания. Основное место работы — ресторан «Имярек», четвертый столик справа, встреча с пацанами, лоббирование проектов. Хобби — министр. Кстати, некоторые министры по такому графику свою жизнь и строили. И, наверное, будут строить и дальше.
В общем, куда ни кинь — всюду клин. Бедные недовольны никак не уменьшающейся своей бедностью, средний класс — отсутствием внятных перспектив, вроде бы просматривавшихся после падения кучмовского режима, олигархи недовольны слишком большим вниманием к своим скромным персонам.
Ну Бог с ним, материальным. Жить будем плохо, но недолго. В духовной совместной жизни власти и народа тоже, к сожалению, ничего не изменилось. Захотелось Президенту поменять правительство, и он его поменял. Невзирая на рейтинги популярности, доверия, на мнения профессиональных аналитиков и экспертов. Ведь практически все, кроме записного друга оранжевой революции Бориса Немцова, обещали Виктору Андреевичу, что разрыв с Тимошенко наверняка приведет к катастрофе в общественном сознании. Разрушит общий образ Майдана и чувство единой команды, в которую народ себя тоже по какой-то причине вписал. Типа мы одна команда с Ющенко и Тимошенко. Только вот с Порошенко никак не хотел единой командой быть. В последнем рейтинге недоверия, кстати, Петр Алексеевич обогнал самого Кучму. Вот уж действительно случай небывалый. Однако Президент наш собственным умом крепок. Да, его новая команда не такая яркая, как предыдущая. Как пел Владимир Высоцкий, настоящих буйных мало. Все они поубраны, как урожай с полей. Темпераментная Тимошенко, веселый скандалист Томенко и совсем уж неподражаемый Червоненко. Его жалко в особенности. Человек трассу Формулы-1 хотел построить. Сделать из ялтинского порта яхт-клуб. Возможно, в планах была постройка хрустального моста до Москвы. В общем, экс-министр транспорта наполнял нашу сирую жизнь гламуром.
Но разве только в вопросе смены правительства Ющенко не прислушался к мнению народа? Вот, например, тема НАТО. Из года в год социологические опросы показывают крайне отрицательное отношение украинских граждан к вступлению в этот военный блок. И, тем не менее, украинская власть — что старая, что новая — с упорством, достойным лучшего применения, шаг за шагом движется в северо-атлантическом направлении. Типа мы бараны, они за нас лучше знают. Но ведь, если не ошибаюсь, мы отдавали голоса Виктору Андреевичу, базируясь на его обещаниях никогда больше не относиться к голосу народа как к блеянию стада. Тем не менее, все идет по накатанной кучмовской дорожке. Вы там возмущайтесь, а мы будем делать, как решили. Раз уж сегодня день пословиц, вспомним пресловутое «Собака лает — караван идет». Только у нас наоборот все. Лает караван.
Караван недоволен. Наверное, не впервые в истории человечества и даже не впервые в нашей короткой самостоятельной истории пришедшие к власти люди не выполнили 99 процентов своих обещаний. Единственное достижение нашего общества (а отнюдь не нашей власти, как подчеркивает Виктор Андреевич Ющенко) — это свобода слова. Но, опять же, работает совсем не так, как во всем остальном мире. В котором если написать в серьезной газете про человека, что он вор, то человек должен публично объясниться по сути. А не обвинять журналиста в заказной информации. Меня не покидает ощущение, что наша свобода слова — это просто красивая подарочная матрешка для сильно демократического Запада. «У вас при власти коррупционеры! — Зато у нас свобода слова. У вас не работают законы! — Зато какая свобода слова замечательная. Вы до сих пор не нашли убийц Гонгадзе! — Зато посмотрите, как сейчас смело работают наши журналисты».
В реальности же — вновь погружающаяся в глухую провинциальность страна, которая на минуту почувствовала себя центром мира, все те же лица у власти, возвращающиеся потихонечку в родные пенаты малые и большие фальсификаторы. В общем, меморандум. Меморандум о согласии жить так, как жили при Папе. Вот только народ против. Если бы еще нашелся человек, который его слушал бы. Нет, реально после таких рейтингов доверия Виктор Андреевич должен был бы пойти в отставку. Вот только послушайте музыку цифр: 40 процентов украинцев — за импичмент Президенту в случае, если будут доказаны факты коррупции в его окружении. Ну об этом можно не переживать. Доказывать эти факты украинские силовики явно не собираются. А то, что написано и опубликовано в прессе… Так Петр Алексеевич авторитетно заявлял: «Не верьте этому Интернету».
Интересно, чем сейчас занимаются все уволенные? С отправленными со стороны Тимошенко как бы все ясно. И сама Юлия Владимировна, и ее друзья-соратники ведут активную общественную жизнь, раздают интервью. А вот группа Порошенко-Третьяков-Мартыненко (политическим «болельщикам со стажем» напоминающая антисоветскую группировку Маленков-Молотов-Каганович) ведет себя несоизмеримо тише. Потому что иногда лучше жевать, чем говорить. Когда лидер фракции «Наша Украина» Мартыненко говорит о том, что люди, скандировавшие на Майдане «Юля, Юля!», были проплачены, он обижает всех участников Майдана. Тем самым создавая Юлии Владимировне новые голоса на будущих парламентских выборах. Когда Порошенко на голубом глазу утверждает: все, что пишется о его коррупционных действиях журналистами, — заказные материалы, он создает новые голоса для Юлии Владимировны. Такое ощущение, что все враги Тимошенко — на самом деле ее тайные и страстные поклонники. Только с их помощью абсолютно посредственное правительство на глазах превращается в очередной украинский миф о несправедливом наказании. А несчастный Юрий Ехануров стартует на посту премьер-министра с пудовой гирей, привязанной к ногам. «И как у него хватило совести возглавить правительство после нашей Юли?!»
А правительство тем временем подобрано просто замечательно. Сначала восторгались новым министром экономики Арсением Яценюком. Каков пострел! Тридцать один год — уже министр. Телеканалы наперебой вспоминали тот факт, что во время оранжевой революции вышеупомянутый Арсений руководил Нацбанком вместо временно выбывшего навсегда Сергея Тигипко. Однако никто не вспомнил о том, какой бардак устроил молодой человек в самые что ни на есть «помаранчевые» дни замороженными депозитами и перекрытием финансовых границ Украины…
Ну у нас так всегда. Плохое мы начнем вспоминать, когда молодого человека будут отправлять в отставку. А лучше бы, конечно, сейчас. Чтобы потом в очередной раз не разочаровываться. Однако следующее кадровое решение Виктора Андреевича Ющенко (вы же понимаете, кто у нас премьер-министр) было еще более интересным. Новому министру транспорта Виктору Бондарю лет еще меньше. По образованию он следователь прокуратуры. А что самое смешное, в 2004-м поступил в университет на специальность «компьютеры». Вот так вот бывает! Учился бы парень на втором курсе, если бы не задание партии и правительства.
Это я к тому, что ожидающим от правительства Еханурова чудес, прорывов и потрясений стоит угомониться. Если чудеса и будут, то только наши. До боли родные. Реформаторские. Потому что для того, чтобы чего-то добиться, надо сначала думать, а потом делать. Правительство, которое все без исключения называют переходным и временным, уж никак не может заботиться об анализе и стратегии своих действий. Нет на это времени у временного правительства.
Так что роста рейтинга популярности власти ожидать явно не приходится. Если Виктор Андреевич сдержит свое последнее обещание и выборы 2006 года будут относительно честными, власть ждет большое разочарование.
А может, запретить социологию как лженауку? А вместе с ней и журналистику? А то эти жареные петухи уже заколебали клевать, а гром грохочет так громко, что слышен даже в самых высоких кабинетах. Так выпьем же за звукоизоляцию — решение всех проблем нашего общества!