Понятие «политические технологии» настолько прочно вошло в нашу жизнь, что стало даже у «пересiчних громадян» вызывать вполне конкретные ассоциации. Скажем, с промышленным производством. В этом случае «политтехнология» подразумевает наличие и «техпроцесса», и «технологов», и «ведущих технологов», и даже «главного технолога».
С моей точки зрения, «главными политтехнологами» — специалистами по активному влиянию на общественное мнение — не становятся, ими рождаются. Слишком многие знания и подходы должны быть синтезированы в одной голове, чтобы полученная цель была достигнута. Поэтому такие головы — товар штучный и редкий. Как правило, проверкой профессионализма пиар-менеджера служат очередные выборы, а победа своего кандидата гарантирует пиарщику взлет карьеры и востребованность в дальнейшем. Все остальные — уходят в аутсайдеры…
Среди тех, кто наиболее ярко «засветился» в ходе последней избирательной кампании, — Олег Медведев. Успешный журналист, аналитик и редактор активно работал в команде Виктора Ющенко и заслуженно получил свой «лавровый венок». Впрочем, долго почивать на лаврах он не собирается — не далее, чем до осени. Как, впрочем, не собирается пока писать мемуары о ставшей уже достоянием истории кампании по выборам президента Украины 2005 года.
— Во время президентской избирательной кампании коллеги-журналисты неоднократно называли вас руководителем PR-кампании Виктора Ющенко. Насколько соответствует действительности cтоль высокое звание?
— Абсолютно не соответствует, потому что нет ни одного человека, который мог бы называть себя, скажем так, автором образа Виктора Ющенко. Это был плод совместных усилий достаточно большого количества людей думаю, как минимум, двух десятков. Каждый из которых на вверенном ему участке генерировал идеи и обеспечивал их реализацию. Вы говорите, что кто-то таким образом отзывается обо мне. Я тоже это слышал. Но куда более прискорбно, когда в прессе люди сами себя называют творцами избирательной кампании Виктора Ющенко. На самом деле был яркий и сильный кандидат, были руководители штаба, и было много людей, которые предлагали разные идеи и разные решения для избирательной кампании. Поэтому это плод коллективного творчества. А если кто и может претендовать на особую роль в успехе этой кампании, то это, безусловно, только сам Виктор Андреевич Ющенко.
— Насколько сложно было работать с кандидатом в президенты Виктором Ющенко?
— Сложно было вести кампанию вообще. Сложно было работать не с кандидатом Ющенко, а с президентом Кучмой, главой его администрации Медведчуком, с кандидатом Януковичем, подцензурными телеканалами, грязными беспринципными московскими политтехнологами, которые просто рвали страну на куски. А с самим Ющенко было работать достаточно приятно, хотя, конечно, для пиарщика он клиент в определенной степени сложный. Есть такая категория политиков, как, например, Путин в России, который с удовольствием воспринимает различные рекламные ходы. По большому счету он является пиар-президентом России, который достаточно живо откликается на любое предложение сделать что-нибудь, чтобы подыграть общественному мнению. В принципе во время избирательной кампании политик так и должен поступать, но у Ющенко всегда была грань между необходимостью влияния на общественное мнение и его личными убеждениями. Заставить его перейти эту грань было практически невозможно. То есть ему предлагались разные варианты — допустим, смягчить свою позицию по Единому экономическому пространству или еще каким-то вопросам. Где-то он шел навстречу таким предложениям, но никогда не заходил за черту, когда можно было бы говорить, что ради пиара он поступился какими-то принципами.
— Я наблюдал за вами в ходе всей избирательной кампании, и меня многие вещи удивляли. Вы — человек достаточно сдержанный, корректный, склонный к философским обобщениям, — зачастую во время прямых эфиров демонстрировали бойцовские качества. Неужели так сильно достали противники?
— Это были очень тяжелые выборы. Была война с противником, который не признавал никаких норм и правил ведения боя. Может быть, читатели мало об этом знают, но даже в том, что касается войны, на уровне международного права разработан целый комплекс правил ее ведения. Даже здесь существуют ограничения, которые нельзя нарушать. Для команды Кучмы, Януковича и Медведчука таких граней не существовало. У них не было никаких «женевских конвенций». Они «стреляли» просто на поражение. А то, что они вбросили в кампанию темы, расколовшие страну на части, и всё ради победы своего кандидата, вообще можно сравнивать с применением ядерной бомбы.
— Мемуары когда-нибудь напишете об этом?
— Когда-нибудь, когда стану совсем стареньким… Но пока я еще слишком молод, чтобы писать мемуары. К тому же, если сейчас буду писать воспоминания, больше никто меня ни в какие избирательные кампании приглашать не будет.
— А какой момент лично для вас был самым трудным?
— Самый трудный период избирательной кампании наступил после отравления Виктора Ющенко. Представьте себе картину: полная информационная блокада, колоссальная дезинформационная машина, огромные административные ресурсы — и при этом на продолжительное время из избирательной кампании выбывает сам кандидат. Ведь до того прошел достаточно успешный тур Ющенко по южным регионам. Я думаю, возможно, в чем-то он и стал последней каплей, после чего было решено-таки отравить Виктора Андреевича. Так что самый тяжелый период избирательной кампании начался именно тогда…
— Что обычно делает пиар-технолог, пиар-менеджер между избирательными кампаниями? Что конкретно сейчас делает Олег Медведев?
— Сейчас я редактирую интернет-сайт «Обозреватель». На сегодняшний день по посещаемости «Обозреватель» — информационный сайт номер один. Это полноценная газета, которая отличается от привычных нашим гражданам изданий только тем, что написанное в этой газете не ложится на бумагу, а сохраняется исключительно в виртуальном пространстве.
С осени я надеюсь поучаствовать в парламентской избирательной кампании, главной задачей которой будет не допустить реванша кучмистов. После этого, думаю, позволительно будет сделать себе длительную паузу в политико-технологических упражнениях. Тем более, что ближайшими после парламентских выборов весной 2006 года будут президентские на стыке 2009-2010 годов.
— Ну и самый важный вопрос текущего момента: стартовая решетка парламентских выборов. Кто в ней на какой позиции, по аналогии с Формулой-1?
— Я слабо разбираюсь в Формуле-1, но пока, как свидетельствуют все социологические опросы, власть пользуется значительным перевесом над новой оппозицией, над остатками команды Кучмы-Януковича-Медведчука в ее различных фрагментах. Пока ситуация складывается достаточно благоприятно для того, чтобы нынешняя власть в целом выиграла парламентские выборы 2006 года.
Социологи отмечают, и совершенно правильно, что парламентская кампания и те партии, которые будут в ней участвовать, на этот раз будут отличаться более высокой, чем обычно, персонификацией. Они еще больше будут завязаны на своих лидерах. Скажите, почему развернулась такая дискуссия, может или не может Виктор Ющенко возглавить избирательный список «Нашей Украины»? Потому что у партии «Наша Украина» нет другого лидера, который мог бы обеспечить ее победу на парламентских выборах. Потому в наиболее удачной стартовой позиции, безусловно, находятся два политика: Ющенко и Тимошенко.
Сейчас дискутируется вопрос о том, в каком формате они будут выступать на грядущих выборах, — единым списком или разными. С моей точки зрения, с технологической точки зрения, сегодня говорить об этом еще рано, так как минимум за полгода до парламентских выборов нужно будет смотреть на конкретный расклад сил. Может быть такая ситуация, когда выгоднее, технологичнее будет идти единым блоком. Возможно, осенний срез общественного мнения покажет, что более правильным и более успешным был бы поход несколькими колоннами.
Ну и, наконец, не стоит сбрасывать со счетов то, что в окружении Президента есть люди, которые ведут системную подрывную работу на разрушение персональных отношений Ющенко и Тимошенко. Которых беспокоит растущий рейтинг Юлии Владимировны и которые извращенным способом пытаются преподнести это Президенту. Закрывать глаза на этот фактор и говорить, что он не повлияет на то, какие решения будут приняты по формату участия в парламентских выборах, тоже не стоит. Я очень рассчитываю, что, несмотря на субъективные факторы, Президент и премьер смогут сохранить партнерские отношения и выступить на парламентских выборах сообща. Что, кстати, вовсе не означает — одним списком. Сообща можно продвигать и несколько списков. Это вопрос технологии и конкретного социологического расчета.