Для начала предложу вам, уважаемые читатели, некий образ. Представьте себе машину — не новую и желательно отечественного производства. За рулем сидит уверенный в себе человек, знающий дорогу без всяких карт, рядом — с десяток штурманов (кстати, рекорд заполняемости классического “Запорожца” — 15 человек). Мотор только что прошел капитальный ремонт и работает, подобно лесному зверю. То есть шумит, пыхтит, метит территорию выхлопами бензина. Или, скажем, реэкспортной нефтью. При этом машина находится в состоянии полного покоя. Колеса никак не желают двигаться.
Наш водитель на этой неделе в очередной раз заехал в Евросоюз. Правда, для этого ему пришлось пересесть со старого “запора” на самолет. В двух твердынях евродемократии — Брюсселе и Страсбурге — уважаемый Президент Виктор Андреевич Ющенко с гордостью в голосе сообщил присутствующим, что отныне наша машина будет не ехать только в одном направлении. О других направлениях неезды забыто. Казалось бы, точка в пресловутой выдумке Леонида Даниловича — многовекторности — поставлена раз и навсегда. Так ли это на самом деле?
Проезд Ющенко по Европам предварял визит министра иностранных дел Российской Федерации Лаврова. Ни в России, ни в Украине до сих пор не осознали цели визита столь высокой особы из сопредельной державы. Хотя вывод напрашивается сам собой. В последнее время Москва несколько поменяла тон своих разговоров с Киевом, выбрав из двух заезженных пластинок супершлягер 90-х “Куда славянам друг без друга” (музыка Марка Фрадкина, слова Комитета Госдумы по делам СНГ, исполняет Владимир Путин в сопровождении хора КГБ СССР). Второй мегахит под названием “Сейчас отключим нефть” в последнее время выпал из ротации московских ди-джеев, но может зазвучать в любую минуту.
В общем, Лавров подъехал произнести фразу типа “Вы там не этого… не балуйтесь”. Виктор Андреевич внушениям внял, произнеся специальную фразу для России. Мол, именно наличие Украины в структурах НАТО и Европейского Союза дает гарантию для России в том, что эти структуры никогда не выступят против нее, бескрайней. Над этой фразой Виктора Андреевича уже второй день с радостью потешаются российские политические обозреватели. Да гарантию России в отношениях с НАТО предоставляют не наличие или отсутствие Украины, а присутствие второго в мире ядерного атакующего потенциала! В нашем причудливом мире атомные бомбы надежнее, чем бриллианты. Так что очередной, как будто бы дружественный шаг в сторону Москвы, похоже, продолжил цепочку взаимных обид между нашими странами.
Ющенко говорил, часто сбивался и оговаривался. В общем, полностью моделируя в своей речи нашу политику по поводу Евросоюза. Мы подъезжаем к ЕС, как бедный, но симпатичный жених к гордой, хотя и не очень миловидной немецкой фройляйн. Мы ей и Майдан как символ объединенной Европы, и наши устремления, стихов, вот, можем килограммов сто про “злуку” написать. А в ответ слышим “найн”. Только во время Кучмы фройляйн не улыбалась, а теперь расточает жеманные гримасы и совершает некие прыжки.
Из сего следует, что главным в нашей жизни является отнюдь не цель, а движение к этой цели. В игре под названием “Вступление в ЕС” обе стороны, похоже, заранее знают о недостижимости финала процесса. Ахиллес никогда не догонит черепаху, особенно в ситуации, когда черепаха давно сварена и подана к столу в брюссельском ресторане, а Ахиллес, слегка выпив, отдыхает от героических походов на Майдан.
Позволю себе небольшое отступление. Не знаю, как вас, дорогие читатели, а меня до боли раздражают выступления отдельных граждан и целых делегаций на темы “не за этим мы на Майдан ходили”. Количество революционеров в Украине давно перевалило за реальную численность населения. Нас, революционеров, 52 миллиона, не меньше. А пресловутый спрут, который запугивал нас и держал в повиновении, оказался маленьким-маленьким и вполне умещается в формате недавней конспиративной встречи Кучма-Кравченко. И бывший министр образования Кремень у нас революционер, и Генпрокурор Пискун, и многие другие товарищи, имя которым легион… Обратившись к нашему базовому образу, можно констатировать — поездку в светлое будущее наша машина начинает на лысой резине.
Вернемся в Брюссель. (Как это красиво звучит — “вернемся в Брюссель”…) Кстати, на днях выяснял, как бы украинскому журналисту получить Шенгенскую визу для поездки в Австрию. Оказалось, весьма проблематично. Ну очень сложно оказалось. Как тут не любить родного Президента, который пообещал более легкий доступ к Европе нашим журналистам, студентам и дипломатам. Жалко, что тот герр из австрийского посольства об этом пока ничего не знает. Но ничего, время у меня еще есть, попробую летом поступить в институт международных отношений, дабы выполнить все условия легкого доступа к европейским ценностям.
Так вот, в ворохе восторгов по поводу очередного визита Президента на большую землю отдельным пунктом стоят охи и ахи по поводу встречи с Бушем. Как элегантно и тонко новые светочи украинской политической журналистики (куда уехал Пиховшек? Он был еще вчера…) подчеркнули для нас, тупых — с прежним президентом, Кучмой, Буш и встречаться не хотел, а нынешнему уделил целых 7 минут. Одним словом, прорыв.
В ответ на подобную милость, а также на обещание рассмотреть вопрос о поездке в Киев, Виктор Андреевич тут же заявил о невесть откуда появившихся украинских интересах в Ираке и о том, что его политическая сила была вынуждена перед выборами пообещать вывести войска с оккупированных территорий.
На последнюю фразу советую обратить самое пристальное внимание. Во-первых, это обещала не политическая сила, а сам Ющенко, которого мы в президенты и выбирали. Во-вторых, он обещал еще много очень важных вещей. Знаете, так можно убежать от любых обещаний. Что значит “вынуждена”? Кто заставлял Виктора Андреевича обещать вывод войск из Ирака? И почему сейчас, в конце февраля, по прошествии очень приличного времени с момента инаугурации не сделано ни одного шага для выполнения этого обещания? Может быть, Виктор Андреевич или министр обороны Гриценко не в курсе, как, например, выполняли предвыборные обещания по Ираку испанские социалисты? В общем, то ли нас в очередной раз держат за лохов, то ли просто никто не хочет работать. Кроме самих офицеров контингента. Которые пытались провезти в гробу своего товарища несколько сот тысяч долларов. Чем они там вообще занимаются? Не знаю точно, но, похоже, клад они уже нашли.
Логику Джорджа Буша понять можно: Ющенко — не Кучма, да и Буш не такой гордый в данный момент. Потому что на носу новая победоносная война. Президент-ковбой долго определял, кого же ему сокрушить: Северную Корею, Сирию или Иран? Вроде бы остановились на последнем. Тут же начался широкий смотр соратников, для чего не жалующий Европу Джордж Буш-младший и приехал в Брюссель. Обратите внимание на одну деталь: европейскому визиту американского президента предшествовал глобальный “наезд” на Россию. В лучших традициях холодной войны. Здесь и заявления американского сенатора о том, что у России потеряна половина атомного вооружения, что вызвало панический ужас в Канзасе и гомерический хохот всех военных, включая американских. Да и сам Буш не удержался от жесточайшей критики в адрес Путина за Чечню. Всем известно, что Джордж-младший мало читает и, вероятно, так и не успел ознакомиться с докладами по теме “Абу-Грейд” и Гуантанамо. Такой себе правозащитник образовался…
Но что нам их войны! Какие войны у нас! Между нашими сановными мужами и женами. Период Личной Неприязни успешно пройден. На повестке дня манифесты о провозглашении военных действий. На днях ряд первых лиц государства во главе с премьер-министром Юлией Тимошенко и спикером Владимиром Литвином обратились с воззванием… к журналистам. Мол, хватит быть информационными киллерами. Ой, чего это вдруг такое бешеное внимание к скромному труду работников пера? Оказывается, некие злокозненные политики, посчитав себя главными строителями украинской революции (и, по всему видно, таковыми не являющиеся), развели против подписантов информационную войну. А вы, мол, журналисты, будьте весьма, как говорится, разборчивы и на провокации не поддавайтесь. Хоть будут вас заманивать большими-большими деньгами и другими приятными штуками.
Хочется спросить, кто же эти таинственные лидеры революции? Понятное дело — сладкая парочка. Союз укрепленных полномочий. Александр Зинченко и Петр Порошенко. На прошлой неделе мы подробно обсуждали те полномочия, которые делегированы госсекретарю Зинченко, на этой неделе свою порцию счастья получил и секретарь Совета национальной безопасности и обороны. Как и следовало ожидать, Виктор Андреевич щедрой рукой одарил своего любимого кума. Теперь полномочия трех органов власти — правительства, совбеза и секретариата — пересекаются очень часто и очень много. Такого количества центров влияния даже Кучма Леонид Данилович себе не позволял. На результаты, однако, поглядим.
То бишь наша замечательная машинка обзавелась четырьмя потрясающими колесами, каждое из которых мнит себя, по меньшей мере, рулем. Почему четыре? А куда ж девать наш замечательный парламент с его прелестными комитетами, которые также будут в какой-то степени влиять на решение разнообразных вопросов? Если в советские времена план на посевную крестьянину давала Компартия, то теперь этим с успехом могут заниматься сразу четыре организации. Таковые полномочия у них есть.
Пока наша машина стоит на месте и колеса в бешеном темпе вращаются на холостом ходу, безопасности движения подобный разнобой никак не угрожает. Но ведь мы все ожидаем, что машина поедет. А то мы все тронемся скоро…
На сегодняшний день новая власть занимается сменой салона. Как ни нравятся Виктору Андреевичу слова “реприватизация” и “передел собственности”, но в стране наступает период Передерибана. (Классное словечко. Можно использовать вместо скороговорки.) Лихие атаки вооруженных формирований под руководством Григоришина на облэнерго Суркиса показывают всю карнавальную мощь продолжающейся революции. Это утром во время карнавала крестный ход. А вечером появляются маски. Обычно на лицах омоновцев. Как и следовало ожидать, вслед за облэнерго в ход пошли еще более радикальные меры — заработал Печерский суд! Самый странный суд на земле. И, похоже, самый главный в Украине. Вот, арестовали акции киевского “Динамо”. Всем известно, чьи это акции, всем известно, кто арестовал. Я не большой поклонник братьев Суркисов, но почему-то в их спорах с господином Григоришиным мне как-то абсолютно фиолетово, кто победит. По-моему, стороны стоят друг друга. И играют они по одинаково беспредельным правилам. Но в одном Игорь Суркис безусловно прав, все происходит очень быстро. Быстро даже до неприличия. До тех пор, пока наш суд будет оставаться самым быстрым в мире (хотя многие из нас сталкивались с выдающейся медлительностью нашей судебной системы, когда речь идет о делах, скажем так, простых граждан), о демократии мы можем рассуждать только с применением прилагательного “западная”.
Предчувствую возражения. Ты что, не знаешь, кто такой Суркис? А кто такой Суркис? Кто такие Медведчук, Ахметов? Есть какие-то конкретные обвинения в их адрес? От Генпрокуратуры, МВД, СБУ? Или новые силовики предоставляют журналистам почетное право заниматься расследованиями деятельности вышеупомянутых господ? Ведь не хочет почему-то Генпрокурор информировать нас о продвижении того огромного количества дел о фальсификациях на выборах. Значит, будет, как с пресловутыми сотнями миллионов долларов, которые Пискун возвращал народу Украины в своей прошлой прокурорской жизни. А если помните, первым делом власть обещала поменять на своих личных машинах тонированные стекла на нормальные. Мы же снова видим то, что мы ничего не видим. Только иногда тонированное окошко открывается, откуда появляется лицо элитного мученика и страдальца хай-класса, который призывно вопит: “Граждане (православные, болельщики, демократы, шахтеры), наших бьют!”
Вот такая ГИБДД получается. Кто-то назовет нашу машину колымагой, мы же по привычке зовем ласточкой и красавицей. Другой нет. Все, кто хотел, давно уже ездят на своих “Мерседесах” или “Линкольнах”. Мы же пока стоим. И водитель у нас, Виктор Андреевич, вроде не плохой. Потому что умеет машину уговаривать. Любой водитель со стажем вам скажет: не находишь причину поломки — поговори с машиной. Пристыди ее, легонько пригрози. Да и мотор у нас в лице Юлии Владимировны пламенный. Направление выбрано, дорожные карты куплены. Правда, самой дороги пока нет, но нам не привыкать, мы все из села. Едьте уже, ребята. Главное — не задним ходом.