Первые назначения сделаны, первые визиты нанесены, первые скандалы гремят. Виктор Ющенко начал свою работу в качестве Президента Украины.
Видимо, время, проведенное Виктором Андреевичем в ожидании инаугурации, не прошло даром. У Ющенко была возможность обдумать все те серьезные внешне- и внутриполитические шаги, которые ему предстояло сделать в первые дни своего правления. И уже с понедельника Виктор Андреевич начал шокировать своей быстротой и решительностью не только украинский народ, но и собственное окружение, которое уж точно считало, что знает Президента, как облупленного. Спасибо Виктору Андреевичу. Он подбросил дровишек в костер украинского политикума, а то даже в инаугурации такое единение демонстрировали наши мелкие вожди, что становилось страшно за их рассудок. Теперь все, как положено. Люди сражаются. За что? Об этом ниже.
Начало этой недели Виктор Андреевич провел далеко от дома. И эффективность, и работоспособность нового Президента, честно говоря, внушают уважение. По сути дела, за три дня Ющенко удалось пообщаться с руководителями всех наших стратегических партнеров, и при этом, в отличие от своего предшественника, он ухитрился не наобещать важным ребятам из-за границы взаимоисключающие вещи. Еще одним шоком для меня было то, что Виктор Андреевич фактически ни бум-бум в английском. Вот ведь незадача — я как-то представлял известного евроинтегратора и человека, женатого на американке, более продвинутым в самом распространенном в мире языке. Ну хотя бы на уровне среднестатистического советского вуза. Впрочем, век живи, век учись, и Ющенко обещал до конца года овладеть английским.
Но для начала ему пришлось продемонстрировать свои познания в русском. Как и было обещано ранее, первого местом визита нового украинского Президента стала Москва. Безусловно, Ющенко волновался не только перед встречей с Путиным, но и в процессе этого краткого саммита. Конечно, телекартинка не дает полного представления о состоянии Виктора Андреевича, но мы так часто видели его на экране в последние месяцы, что уже научились отличать полное спокойствие от взвинченного состояния.
Хотя Виктор Андреевич заметно нервничал, речь свою держал четко и сбоев практически не дал. Кроме одного. Удивил как раз Путин. Владимир Владимирович, похоже, нервничал не меньше, а даже больше. И первым делом начал оправдываться за действия России во время президентской кампании в Украине. Чем тоже, признаться, приятно удивил. Президент России, все чаще и чаще демонстрирующий на людях высокомерие, более подходящее для средневекового Божьего помазанника, на этот раз был по-европейски адекватен.
Обе высокие стороны прекрасно понимали, что наросший за эту политическую зиму лед в наших отношениях не растопить за один визит. Поэтому все серьезные вопросы оставлены на потом. Я думаю, что Путин прекрасно знал, куда далее лежит путь Ющенко, но не стал пытаться давить на него, как это часто бывало в отношениях с Леонидом Даниловичем, и пугать разводом и отключением газа. Конечно, мы не можем с полной уверенностью утверждать, что президенты не обменялись с глазу на глаз чем-то эдаким, однако вряд ли. Опытные политические бойцы, они присматриваются друг к другу. Ведь в ходе ближайших лет они часто будут играть то в одной команде, то друг против друга.
Надо сказать, что визит в Москву несколько снял антиющенковские и антиукраинские настроения в российском обществе. Похоже, большинство россиян удовлетворил этот визит вежливости, и стало понятно, что ни о каком резком разрыве отношений между двумя нашими странами, чем пугали Глеб Павловский и К°, даже и не пахнет. Хотя вся российская пресса гораздо больше внимания уделила не самому Ющенко, а его кадровому решению, принятому буквально за полчаса до его отлета в Белокаменную. Речь, конечно же, идет о назначении Юлии Тимошенко исполняющей обязанности премьер-министра Украины.
Странное все-таки впечатление производит Юлия Владимировна на людей. Говорят, Владимир Владимирович Путин невзлюбил ее категорически. И прокурор России Устинов по долгу службы — соответственно. Грозился арестовать Ю если что. Хотя, по моему глубокому убеждению, лучшего для России украинского премьера нужно еще поискать. Все-таки, как ни крути, главным вопросом украинско-российских отношений остаются энергоносители. Кто-кто, а Юлия Владимировна в этом вопросе съела немало собак. Правда, энергетическая тусовка России несколько изменилась, но знание предмета у Тимошенко в этом вопросе глубокое. И как-то не припоминаются никакие евроинтеграционные заявления Юлии Владимировны. А тем более националистические. Чего так кипятится Москва? Да, наверное, по инерции. Что ж, завоевывать себе новых симпатиков Юлия Владимировна умеет с блеском. Почему-то, мне кажется, для Путина много ее усилий не потребуется.
А Виктора Андреевича тем временем ждал Страсбур. Признаться, эта часть его вояжа не произвела такого уж сильного впечатления. Наверное, потому, что перед перелетом в Европу Ющенко никого никуда не назначил. А если без шуток, показалось, что Виктор Андреевич оказался не совсем готов к европейским реалиям. Да, его программные заявления о скором приходе в ЕС и о том, что мы не будем долго стучаться в двери Европы, произвели нужный эффект. Но в своей речи и в последующей пресс-конференции Виктор Андреевич, казалось, напрочь забыл о конкретике, блистая общими фразами. Чуть ли не силком пришлось вытягивать из него что-либо о “деле Гонгадзе”. Так и не смог толком ответить Президент и о том, как будет проходить борьба с коррупционерами из старой власти. Поверьте, европейских политиков и журналистов вряд ли интересовали программные заявления. С ними все, в общем-то, давно знакомы. От Ющенко ожидали перехода от византийской политики недомолвок и общих мест к более конкретной европейской модели. Пока этого не произошло.
Связано это, конечно, в первую очередь с теми большими задачами, которые ставят перед собой евроинтеграторы из команды Ющенко. А Виктор Андреевич мучительно боится ошибиться. Боится стать похожим на Кучму, которого на подобных саммитах всегда, извините за выражение, “тіпало”. Ющенко понимает, что даже ассоциированное членство в ЕС было бы прекрасным результатом первого президентского срока и отличным мостиком ко второму. Также он отдает себе отчет в том, что в основном показателе доходов на душу населения мы еще долго не приблизимся к евросоюзовской норме. А поэтому приходится задействовать весь наличествующий арсенал обаяния и стремлений.
Этим аккордом в партитуре длинного визита Ющенко за рубеж стало посещение польского Освенцима, где Виктор Андреевич мог не только отдать долг памяти своему отцу и узникам печально известного концлагеря, но и продолжить свои первые политические консультации на высшем уровне. Встреча с президентом Польши Александром Квасневским прошла, как всегда, тепло и дружественно. Польский президент порадовал решением поддержать совместную заявку наших стран на проведение чемпионата Европы по футболу 2012 года. Ответное заявление Виктора Андреевича было куда как интереснее. Он заявил о поддержке проекта приватизации польского металлургического комбината Гута “Индустриальным союзом Донбасса”. Вот тут как раз возникло немало вопросов.
С одной стороны, “Индустриальный союз Донбасса” — единственная в шахтерском регионе структура, которая может в идеале противостоять влиянию Рената Ахметова. Да, ее владельцы в определенный момент избирательной кампании заняли нейтральную позицию по отношению к двум кандидатам (а некоторые поговаривают, даже финансировали кампанию Виктора Андреевича). Да, и из с патриотических побуждений вроде все правильно. Мол, мы, украинцы, покупаем комбинат в Польше. Круто. Только как быть с неоднократно декларируемой Виктором Ющенко позицией о тщательном пересмотре всех резонансных приватизационных процессов, прошедших в эпоху президентства Кучмы? Или “Индустриальный союз Донбасса” вне подозрений? А эта компания, напомню, была весьма крупным игроком на приватизационном рынке. Так что момент неискренности присутствует в отношениях либо с польским правительством, либо с руководством “ИСД”, либо с украинским народом. Как бы Виктору Андреевичу не попасть впросак. Польская сторона уже сомневалась в происхождении капиталов “ИСД”. Боюсь, при самой искренней любви к Виктору Андреевичу польские чиновники проведут тщательнейшее расследование жизнедеятельности предполагаемого стратегического партнера…
С первым лицом Соединенных Штатов Джорджем Бушем-младшим Виктору Андреевичу в ранге Президента пообщаться еще не удалось, кроме как по телефону. “Поговорить за жизнь” американский президент, также недавно прошедший инаугурацию, отправил своего вице-Дика Чейни. Был произведен обмен общими фразами об оранжевой революции и победе демократии во всем мире, в ходе которого Чейни назвал Виктора Ющенко союзником свободы. Вот же гадский дядя! Типа Америка — это свобода, а мы так, ее погулять вышедшие союзники. В общем, Дик Чейни шел в русле недавно намеченной Джорджем Бушем новой американской линии на демократизацию всего мира под чутким руководством Соединенных Штатов. Правда, тут есть один щекотливый вопрос: войска-то из Ирака Виктор Андреевич обещал вывести? И то, что ему об этом будут напоминать в Украине всякие незрелые коммунисты, союзниками свободы не являющиеся, Президент прекрасно понимает. Причем вопрос этот Америку, как ни странно, заботит очень сильно. И дело тут, скорее всего, не в реальной пользе от нашего контингента (хотя, думаю, она весьма существенна), а все же в политическом содержании его пребывания в Ираке. Так что это еще одна возможная ловушка для начинающего Президента. Напомню, что испанские социалисты, недавно пришедшие к власти, незамедлительно выполнили свое предвыборное обещание по выводу войск из Ирака. И об этом Виктору Андреевичу напомнят, и не раз.
В промежутках между этими встречами Ющенко не отдыхал и не курил, в списке его рандеву президент Израиля Моше Кацав, председатель совета министров Польши Марек Белька и другие VIP-персоны. Венцом же вояжа Ющенко должен был стать спич перед членами Европарламента. Но коррективы в планы внесла погода. И европарламентариям придется какое-то время провести без Виктора Андреевича.
Впечатление от первого путешествия Виктора Ющенко в большую мировую политику весьма неплохое. По большому счету, из того, что нам известно, Виктор Ющенко только один раз позволил себе заблудиться в стратегическом вопросе. И вновь это был пресловутый нефтепровод “Одесса-Броды”. В России Виктору Андреевичу нравилось реверсное направление его работы, в Польше — прямое. Вероятнее всего, здесь даже не ошибки и банальное незнание темы, а предложение партнерам не забывать о том, что в экономике Украина будет прежде всего ориентироваться на собственную выгоду и рассматривать предложения самых что ни на есть расчудесных союзников именно с этой точки зрения.
В общем-то, Виктором Ющенко пока лишь намечены контуры будущей внешней политики Украины на ближайшие годы. С легкостью стряхнуть с себя долгие годы многовекторности Леонида Кучмы Украине, конечно, не удастся. Но первые шаги нового Президента, безусловно, сделаны в правильном направлении. Да и насыщенность внешнеполитических мероприятий говорит о том, что Ющенко прекрасно понимает всю прелесть создавшейся ситуации, суперблагоприятную конъюнктуру для выпрямления отношений с окружающим нас миром, которая может продлиться достаточно долго, а может быть, и нет…
А в это время в замке у Шефа продолжается битва за урожай. За тридцать минут до отлета в Москву Ющенко расставил всех своих соратников по местам, отдав Тимошенко Кабмин, Порошенко Совет национальной безопасности и обороны, а Зинченко — типа ликвидированную Администрацию Президента. Народ возрадовался. (Я думаю, не погрешу против истины, если констатирую, что большинство рядовых сторонников Виктора Андреевича видело в премьерском кресле именно Юлию Владимировну.) Ведь именно с Тимошенко люди связывают надежды на восстановление в стране социальной справедливости и борьбу с коррупцией. Конечно, такие чаяния достаточно гипотетичны, тем не менее, не учитывать настроения в обществе новоизбранный Президент просто не имел права. Но в лучших традициях горбачевской школы Виктор Андреевич позволил своим друзьям грызть шеи друг другу в его отсутствие.
Как ни парадоксально, но главным камнем преткновения на пути Юлии Тимошенко к премьерскому креслу является фракция “Наша Украина”. Потому что побежденные готовы проголосовать за любую кандидатуру, предложенную Ющенко, дабы не усугублять своего и без того хилого положения, а присутствующему в достаточном количестве в нашей Верховной Раде болоту вообще, по большому счету, фиолетово — Тимошенко или, скажем, Порошенко будет заседать в здании по соседству. Что до “Нашей Украины”, то начавшиеся в ней буквально вместе с инаугурацией процессы по созданию мощной партии имени Виктора Ющенко обнажили все проблемы этого большого, но разношерстного коллектива. Похоже, что единственной объединительной константой в этой фракции является стойкая нелюбовь к Юлии Владимировне. Оно и понятно. Юлия Владимировна, присоединившаяся к процессу на предпоследней стадии, снимает пенки почище ветеранов нашеукраинского движения. Она, поди ж ты, и на Говерлу ни разу не лазила! Да и гопак, вероятно, танцует с большим трудом. И пчелы ее на любимой пасеке Виктора Андреевича кусали гораздо реже…
В общем, недовольство демократических бонз понять можно. Можно принять и их методы политической борьбы. В отличие от эпохи Кучмы, выяснение отношений идет не с помощью киллерствующих журналистов и подметных грамот первому лицу. Наши политики смирились с тем, что в изменившемся украинском обществе придется “отвечать за базар”. Как это сделал Роман Бессмертный, пробежавшийся в понедельник по прямым эфирам половины украинских каналов, или нардеп Александр Морозов, опубликовавший весьма резкое письмо на сайте “Украинской правды”, где задает острые и подчас мало деликатные вопросы не только Юлии Владимировне, но и, — какой ужас! — самому Виктору Ющенко. Не буду пересказывать основные положения этого письма, в котором в качестве друзей Юлии Владимировны упоминаются и Нестор Шуфрич, и Александр Михайлович Волков, и даже Борис Абрамович Березовский.
Наибольший же интерес вызывает вопрос номер три к Виктору Ющенко: «Какая партия воспринимается в качестве “своей”? Та, которую поручено создать Роману Бессмертному, “Батькiвщина” Юлии Тимошенко, или снова придется идти блоком?» Вот это, как говорится, вопрос по существу. Избирательная кампания началась, господа товарищи. И не надо капризно потягиваться и жеманно рассказывать о том, как мы устали от политиков и их шебуршания. До ближайших парламентских выборов чуть больше года. А, может быть, чуть меньше. Поэтому весь сладостный украинский политикум уже устремился вдаль. К сияющим вершинам демократии посредством дележа электорального поля. Первым боем нового сезона будет голосование в парламенте по кандидатуре Юлии Тимошенко. Посмотрим, над кем до десяти будет считать рефери…