«ЦР-2015»: жизнь после актуализации

Полгода назад Кировоградщина начала ревизию главного стратегического документа области – программы «Центральный регион-2015». Как изменилась программа региональной пятилетки, как она будет выполняться и каких результатов ждать региону, рассказал первый заместитель главы Кировоградской ОГА Виктор Серпокрылов.

– Виктор Николаевич, на какой стадии сейчас находится процесс актуализации «ЦР-2015»?

– Процесс актуализации вышел на завершающий этап. Сегодня актуализированный вариант программы практически готов для вынесения его на сессию областного совета и уже был представлен на заседании областного комитета экономических реформ под председательством главы облгосадминистрации Андрея Николаенко.

– Насколько программа получилась обновленной?

– Дополнения и изменения были внесены в 25 из 31 раздела программы. Пока без изменений остались разделы, касающиеся потребительского рынка, развития духовности, защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, использования потенциала научных учреждений…

Напомню, необходимость в этом (после перезагрузки программы в 2011 году) возникла потому, что новым составом правительства была разработана и принята программа активизации развития экономики на 2013–2014 годы, появились социальные инициативы Президента, законодательные новации в сфере инвестиционной деятельности, изменились методика и критерии учета рабочих мест, объема капитальных инвестиций и так далее. Кроме того, за это время в области появились глобальные, фундаментальные для экономики региона объекты, которые были отражены в стратегии развития экономики области, а теперь получили конкретные очертания и вышли на этап реализации. Например, ядерный завод под Смолино.

Есть и менее масштабные изменения, связанные с каждым конкретным случаем. К примеру, они вносились из-за прекращения деятельности предприятий (семь пунктов на почти 58 миллионов гривен) – к примеру, в Голованевском районе по этой причине изъят из программы пункт о предприятии по производству пеллет. Ещё одна причина – изменения намерений инвесторов (тоже семь пунктов более чем на 73 миллиона гривен), как в Маловисковском районе, где вместо реконструкции молочной фермы за 400 тысяч гривен тот же инвестор реализует проект выращивания овощей на 1,5 миллиона гривен. Имеет место и отсутствие реальных действий со стороны инвестора. Последний пример касается Кировограда, где так и не начали строить завод по производству продукции из фарфора (а это 32 миллиона гривен, которые предполагалось освоить). Вместе с тем здесь есть конкретный проект по строительству нового литейного завода (101 миллион гривен) …

Процесс актуализации может быть бесконечным – мы работаем в постоянно изменяющемся мире.

– Но есть мнение, что из «ЦР-2015» просто вычеркнули объекты, реализовать которые не получилось, – чтобы не портить статистику…

– Это не так. Ведь, исключая одни объекты и проекты, мы дополняем программу новыми. В результате имеем позитивный баланс как по инвестиционной, так и по социальной составляющей. Ведь число инвестиционных и социальных проектов, как и объем финансирования, который предусмотрен на их реализацию, будет значительно большим, чем в предыдущей редакции программы. Пока мы имеем предварительные результаты, которые на данный момент ещё в работе.

– Где гарантия, что этот вариант программы будет выполнен? Каковы возможные риски – как, скажем, нынешние проблемы с казначейством?

– Наша программа очень детализирована, особенно в части социальных объектов. Это возлагает на нас ответственность за их реализацию, в то время как риски, связанные с экономической ситуацией, никто не отменял. Поэтому ситуация с госбюджетом для нас – это прежде всего положение с инвестициями в социальную сферу, ведь крупные соцобъекты реализуются у нас по большей части за средства госбюджета – и перинатальный центр, и театр, и реконструкция областной больницы… Да, мы вводим такие объекты в программу, но повлиять на реальную ситуацию с госбюджетом мы не можем.

Ситуация с казначейством – скорее не проблема, а следствие ситуации с наполнением госбюджета.

– Изменились ли приоритеты программы после её актуализации?

– В части путей её реализации – да. Теперь это не просто привлечение инвестиций, а привлечение их конкретным путем, через создание индустриальных парков. Для этого необходимо (и такая задача уже поставлена) в каждом районе отработать наличие земельных участков и инфраструктуры для создания таких территорий. Такие проекты можно готовить на местах, когда «начинку» подготовленных площадок обеспечивает инвестор, или же по инициативе и силами только инвестора (пример «Эльворти ГРУП»). Облгосадминистрация сегодня работает над созданием индустриального парка на базе Канатово, задача-минимум – в каждом городе областного значения создать такие площадки, задача-максимум – в каждом районе. При этом мы понимаем, что сегодня в районах при достаточном количестве площадей найти свободную землю под технопарк, да ещё и соответствующую требованиям инвестора (расположение, коммуникации, инфраструктура и т. д.), весьма сложно. Однако никто не снимает с нас ответственности, которую мы на себя взяли, – реализовать уже запланированные ранее проекты (элеваторы, мини-заводы и прочее).

Дисбаланс территорий пока остается – за два года действия программы снивелировать его невозможно. Кстати, как известно, такая ситуация и в Украине – в масштабах развития регионов. Несмотря на всю сложность, мы сохранили задачу, чтобы к 2015 году Кировоградщина была среди лидеров по темпам социально-экономического развития, для этого у нас есть все предпосылки. Ведь наши расчеты говорят о том, что, к примеру, инвестиции, сделанные в 2011–2012 годах дадут нам 5-6 процентов к объему промышленной продукции, и это притом, что в Украине наблюдается спад этого показателя. При условии сохранения этих тенденций за 5 лет действия нашей программы мы предполагаем увеличить объемы промышленного производства на 37 процентов, что больше, чем в среднем ожидается в Украине. С сельским хозяйством – подобная тенденция: за три года выполнения программы в области мы два года получаем рекордные урожаи. Отсюда – и положительный результат в финансовой сфере: прирост бюджетных поступлений у нас составляет 6-7 процентов, здесь мы в числе лидеров по Украине.

– Нельзя не сказать: на уровне области заметны и стремление, и настойчивость, и нацеленность на результат. А вот в районах далеко не все готовы к таким масштабам и темпам работы…

– Согласен, инертность территорий здесь присутствует. Поэтому – по инициативе главы ОГА – мы будем проводить в области новую инвестиционную политику. Для начала мы намерены сделать инвентаризацию всех органов, имеющих отношение к инвестиционной деятельности, и тщательно проанализировать, насколько эффективной была их работа. И потом определиться с единственной структурой, которая будет заниматься не только поиском и отбором, но и сопровождением инвесторов – как внешних, так и внутренних.

– Кировоградщина активно изучает опыт Калужского региона как мощной инвестиционной площадки. Но при разнице в полномочиях местной власти и законодательной базе двух регионов разных стран – что мы реально можем перенять из этого опыта?

– Главное – и это ложится в основу новой инвестиционной политики области – сопровождение инвестора. И первые шаги в этом направлении мы уже делаем. Прежде всего это создание центров предоставления административных услуг: зарегистрировать предприятие, оформить земельные отношения, получить разрешительные документы, зарегистрироваться в налоговой и пенсионном фонде – сделать это теперь можно быстро, прозрачно, без волокиты и бюрократии. Эта задача тоже записана в «ЦР-2015»: не просто создать такие центры в каждом городе и райцентре, но и добиться, чтобы они реально и эффективно работали. То есть мы стремимся и к более простой процедуре, и к избежанию прямого контакта между чиновником и инвестором, и к четкому, автоматизированному алгоритму действий. Ну и, конечно же, дополнительные критерии, привлекающие инвесторов, – социальная инфраструктура: гостиницы, качественное медобслуживание и прочее. С этой проблемой мы столкнулись во время проведения крупных мероприятий, как-то инвестиционный форум, выставка «АгроЭкспо», когда людям хоть в машинах ночуй…

– Не получится ли как с «Евро-2012» и его объектами – настроим, а потом…

– Нужно каждый раз продумывать, как ту или иную площадку или объект использовать постоянно. Скажем, если она обустроена под конкретную выставку, к примеру, «АгроЭкспо», то предоставлять её на условиях аренды и в остальное время… Главное – системной работой создать условия для инвестора, чтобы он мог зайти и сразу начать работать. Как в том же индустриальном парке, которых сегодня в Украине практически нет ни одного. Да и в России их не так уж и много, и примером мы выбрали самый передовой. Да, калужанам проще – их парк находится в 150 километрах от МКАД. А мы – в 300 километрах от Киева… С другой стороны, в словацкой Нитре, опыт которой мы тоже изучали, технопарк находится на 20 гектарах отсыпанной земли в пойме реки, которую предоставила в аренду на 40 лет инвестору церковь, а тот уже построил технопарк. Но – возле автобана, в радиусе 50 километров сюда привозят автобусы людей на работу, а местные власти выделяют дотацию транспортной компании за эти услуги. То есть комплекс работы очень широкий, нужно закольцевать все эти процессы.

– Каких результатов ждать от новой инвестиционной политики?

– Во-первых, мы рассчитываем на заход внутреннего инвестора на уже практически отработанные нами объекты (Светловодский казенный комбинат твердых сплавов, радиозавод, завод «Калькулятор»). Во-вторых, на результаты по двум паркам «Эльворти ГРУП» в Кировограде, а также технопарк в Канатово. В-третьих, это реализация наработок, которые уже сделаны областью с корейской стороной – обмен делегациями, создание предприятий в сфере сельского хозяйства и обслуживания АПК и прочее. Ещё одно направление, по которому рассчитываем на результат, – инвестиции в буроугольный комплекс Александрии. По всем этим направлениям есть и внутренние инвесторы, которые уже готовы включаться в работу. Инвестиционная составляющая – это стержень программы «ЦР-2015». То есть мы и вводим сюда новые направления работы, и усиливаем ранее запланированные, реализация которых уже началась.

Беседовала Оксана Гуцалюк, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 47

«ЦР-2015»: жизнь после актуализации: 11 комментариев

  1. А транспорта в городе как не было так и нет…На центральном регионе до Новониколаевки не доедешь. И на остановках часами замерзать ЦР не согреет.

  2. Почитав статтю — наче в срср повернувся, мля!

  3. Интересно, а сколько еще будет и будет корректив? Технопарк — красивая сказочка, я так думаю…

  4. «Наконец, всякий администратор добивается, чтобы к нему питали доверие, а какой наилучший способ выразить это доверие, как не беспрекословное исполнение того, чего не понимаешь?»
    Михаил Салтыков-Щедрин

  5. Интересно,а наш «император» читал «Историю одного города»?Что-то мне подсказывает: в глаза не видел…Зато видели уверен те,кто в Киеве уже вышел на площадь,а в К-де завтра выйдут!

  6. А як Ви хочете інакше, коли влада замовляє і фінансує, так зване, висвітлення своєї діяльності. За що заплатили, те й написали. У Оксани талант писати казки ).

  7. «Возрождение престижа инженерных профессий-общая задача г-ва,вузов и бизнеса»,вот какая статья просто обязанна быть на этом месте,а не эта бесперспективная,невыполнимая , заказная галиматья,да простит меня Редактор.Уверен,отмена вступления в ЕС,произошло под влиянием «Украинского выбора»,возглавляемый небезизвестным ,на мой взгляд знатным негодяем,Медведчуком.Но этот деятель подобрал в свою команду толковых людей!В том числе и технарей.Вот и результат..А у наших политиков есть такие люди?Сомневаюсь.Но самая глупая команда собралась в ПР.Это же надо:Дойти до финиша и упасть перед ленточкой,поняв что звание чемпиона им не по уму!По уму им «Украина-через 20 лет-в 10-ке самых развитых стран мира» и пр.»интересные» вещи…

  8. Снайпер, вы снова бьете хоть и кучно, но в «молоко»…..на исходную, и тренироваться, тренироваться……

  9. А Вы посмотрите что собой представляет этот «выбор»,если об этом.

Добавить комментарий