Хранители древностей

Одним из ярких воспоминаний школьного детства для меня остались походы в Кировоградский областной краеведческий музей. Говорю во множественном числе потому, что на протяжении целого года мы с подружкой бегали туда после уроков буквально через день. Нам невероятно интересно было рассматривать старинные кольчуги и шлемы, наконечники для стрел и глиняные сосуды. А сколько трепета вызывал природоведческий отдел с его настоящими косулями, кабанами, лисами, фазанами. Казалось, что вот-вот пронесется дуновение ветерка, шелохнутся заросли камыша и оттуда поднимется вверх стая уток…

Время прошло. Вот уже и собственное чадо пора вести на экскурсию в областной краеведческий музей. Показывать то, что мы называем национальным достоянием. То, чем вслед за нами будут гордиться наши дети. Десятки тысяч экспонатов, представляющих историческую и культурную ценность. Да и само здание — бывшее домовладение купца Барского — нечто феерическое. Начинал его строить известный архитектор Федоров в строгом классическом стиле, но заказчику подобная сдержанность не понравилась. Ему хотелось показать свое богатство, потому довести дело до конца он пригласил архитектора Вишневского, который и отделал дом в стиле раннего модерна.

Нужно сказать, что краеведческий музей можно назвать наследником первого в наших краях учреждения подобного типа — историко-географического музея, открытого в сентябре 1883 года по инициативе этнографа, историка, археолога, преподавателя Елисаветградского реального училища Владимира Ястребова.

Экспозиционные залы и комнаты хранения наполнены интереснейшими вещами, ставшими уже раритетами. Украинскими рушниками и чиновничьими мундирами, казацкими мушкетами и “шаблями”, фотографиями и документами времен расцвета Елисаветграда и принадлежавшими когда-то Яновскому, Винниченко, Тарковскому, Тамму книгами, личными вещами и мебелью, свидетельствами развития промышленности нашего города и “осколками” Великой Отечественной войны. В фондах музея сохраняются прекрасные палеонтологическая и геологическая коллекции, археологические находки кочевых культур эпохи энеолита бронзового периода (медно-каменный век), трипольской, киммерийской и скифской культур…

Отдельного упоминания заслуживает хранящаяся в краеведческом музее коллекция Александра Ильина.

… Осколок античной краснофигурной вазы с изображением женщины, смотрящей в зеркало, фрагмент чернофигурной вазы с запечатленным на нем тяжеловооруженным воином конца V-IV ст. до
н. э. Древнеримские памятники II-IV ст.н.э. из бронзы — древнеегипетское божество, ключ-гемма в виде Диониса, голова Гелиоса, терракотовые светильники, фрагмент антропоморфной урны, украшенной изображением Медузы. Топоры и булавы производственного и сакрального назначения периода ранней, средней и поздней бронзы, керамическая посуда, принадлежащая к днепро-донецкой, трипольской, сабатинской, белогрудовско-чернолесской культурам — перечисление можно продолжать, но лучше все это видеть!

Святостью и таинством общения с Богом веет от старинных икон из коллекции Ильина. Храмовая икона конца XVI ст. “Богоматерь Одигитрия” (“Путеводительница”), выполненная в традициях классической средневековой иконописи; написанные в XVIII столетии Богоматерь Казанская и Богоматерь Ахтырская. Особенно интересен диптих Покрова Пресвятой Богородицы и Образ Св.Параскевы. Это охранная казацкая икона. Надпись на ней свидетельствует, что она создана в 1752 году (за два года до основания Крепости Св.Елисаветы), принадлежит церкви с.Петроострова и восстановлена в 1895 году. Необыкновенно красива икона конца XIX века “Успение Пресвятой Богородицы”. Ее серебряный чеканный и кованый оклад, украшенный гравированным и позолоченным орнаментом, закрывает все поле многофигурной иконы, кроме инкарната.

Хранятся в запасниках музея дарохранительницы, чаши, разнообразнейшие кресты, среди которых особо ценным считается величественный серебряный барокковый напрестольный крест середины XVIII века. Есть здесь и антиминс. Как рассказывали работники музея, для военных самое святое — полковое знамя, для церкви — вместопрестольник. Именно освященный плат с изображением положения в гроб Иисуса Христа при любом катаклизме будет спасаться первым. Отсутствие стен не будет помехой для совершения святой евхаристии, если есть антиминс.

Хранится все это богатство в специальных сейфах под сигнализацией. Автономное отопление и кондиционеры поддерживают нужную температуру и влажность. Для археологических памятников предназначены коробки с наполнителями в виде бумаги, пенопласта или какого-нибудь мягкого материала. Одежда, например, — музею принадлежит целая коллекция разнообразнейших шинелей — хранится на тремпелях и ежеквартально обрабатывается “Антимолью”. Книги лежат в специальных коробках. Некоторые из их, например, “Расходные записки Натальи Кирилловны” (Нарышкиной, матери Петра I), “Перечисление с оценкой одежды царской (шуб) Алексея Михайловича”, написанные на особой, тряпичной бумаге, которая подвержена “железной болезни” (что-то в ней окисляется, и на страницах появляются пятна ржавчины), завернуты в специальную микалентную, напоминающую флизелин бумагу. Полиэтилен не позволяет бумаге дышать, отчего она отсыревает и истлевает.

Произведения живописи, если они не экспонируются, стоят в специальных кассетницах, графика хранится в папках и исключительно в горизонтальном положении. К той же коллекции Ильина принадлежат великолепный портрет Екатерины II в гетманском наряде. Кто был автором портрета монархини, остается загадкой: то ли ученик Михаила Шибанова, то ли он сам, то ли другой выдающийся мастер — Дмитрий Левицкий. А от портрета молодой дамы в белом платье и копии “Мадонны в кресле” Рафаэля, написанных два века назад, вообще нельзя оторвать глаз.

Практически каждый хранитель краеведческого музея имеет свою группу хранения. Как у хорошей хозяйки все на своих местах, так и у музейных работников все расставлено-разложено строго в соответствии со специальными правилами хранения раритетов.

Но вернемся к тому, что кировоградцы впервые увидели лишь десять лет назад — коллекции Ильина. Здесь есть мраморная головка античной красавицы, бронзовая модель памятника Павлу I, Силен, воспитатель Вакха, отлитый в 1904 году в Неаполе, разнообразнейший фарфор — восточный и европейский, тарелки с надглазурной и подглазурной росписью, бронзовый Будда, необыкновенно красивые парные чайницы (их отлили из металла, покрыли 20-50 слоями лака, а по застывшему лаку вырезали и выгравировали традиционных для восточной культуры драконов).

А какие произведения ювелирного искусства хранятся в этих закромах! Где приобрел Ильин уникальную серебряную кружку работы одного из лучших украинских ювелиров эпохи барокко Ивана Равича, так и осталось неизвестным. Как и то, для кого автор сотворил такое чудо. Ясно лишь одно — эта кружка намного богаче и красивее той, что Равич сделал для гетмана Мазепы. Молочники, ложки, ножи, изящные щипцы для сахара и пирожных, массивные портсигары мастерских Поортена, Штумпфа, Хлебникова, Кордеса, половники неоклассического стиля фирмы Карла Фаберже. Подобную драгоценную посуду выставляли в специальных стеклянных шкафах, например, в симпатичном шкафчике стиля неорококо, отделанном бронзой и украшенном “галантным сюжетом” работы Шоссе или в шкафу с инкрустацией разными породами деревьев — красным деревом, орехом, липой и т.д. Всю мебель — шкафы, чудесное фортепиано J.Becker, столы и кресла (некогда принадлежавшие самому Владимиру Винниченко) — музейные работники протирают специальным маслом, здесь наша домашняя “химия” категорически не подходит.

В нашем краеведческом музее есть прекрасная коллекция различных приборов, собранных когда-то все тем же Ильиным. Стереоочки, микроскопы и телескопы, например, фирмы “Карл Цейсс” начала XIX столетия и современные, камера-обскура — прародитель фотоаппарата, фонарь, созданный по принципу газовой лампы, камертон, рулетка, уникальные перфорированные ленты для механического пианино, раритетные граммофонные пластинки с прижизненными записями Шаляпина, Руффо, Неждановой, Собинова, Карузо…

А недавно в Кировоградском областном краеведческом музее решили провести акцию “Подари музею экспонат”. Здесь с радостью в качестве будущих экспонатов примут фотографии, книги, вещи, боевые награды. Пусть они сегодня не имеют большой ценности, но иллюстрацией прошедшей эпохи станут. И пополнятся закрома родины тем, что для нас когда-то было частью жизни, а станет частицей истории. Истории нашей страны и нашего народа.

Добавить комментарий