Чарующие звуки гитары

Субботним октябрьским вечером в зале областной филармонии собрались любители классической гитарной музыки. В рамках проекта “Музыкальные вечера Остапа Шутко”, воплощающего в жизнь идею популяризации классической музыки, Кировоград посетил музыкант с европейским именем — гитарист Лео Витошинский.

Победитель Первого международного конкурса гитаристов в Алессандрии (Италия), профессор гитары в Университете музыки в Граце Лео Витошинский многие годы концертирует как солист и камерный исполнитель. Он выступал в большинстве стран Европы, Азии, Южной Америки и в США. В 1998 году маэстро Витошинский стал почетным профессором Музыкальной академии во Львове, в 2001-м за вклад в украинскую культуру был удостоен звания “Заслуженный артист Украины”. В прошлом году из-под его пера вышла книга “Искусство игры на гитаре”.

В концерте в исполнении дуэта Витошинский — Шутко прозвучала соната-concertanto не только гениального скрипача, но и прекрасного гитариста Никколо Паганини. Жаром пустыни, нежностью колыбельной и экспрессией танца была переполнена “Испанская народная сюита” Мануэля де Фальи. “Воспоминания об Альгамбре” Франциско Таррега, признанного отцом современной классической гитары, наталкивали на мысль: гитара — это действительно маленький оркестр.

Передать словами “Историю танго” Астора Пьяццолы, которого называли преобразователем танго, просто невозможно. Пусть вашу фантазию разбудят названия ее частей: “Бордель 1900”, “Кафе 1930” и “Ночной клуб 1960”. В “Истории” гениальный аргентинец сумел воплотить всю суть танго с его агрессией и эротизмом, меланхоличностью и страстностью…

В предыдущей публикации мы уже упоминали, что в рамках проекта талантливая украинская молодежь будет получать личную стипендию Остапа Шутко. Вторым кировоградским стипендиатом стал обладатель гран-при областного конкурса среди учащихся детских музыкальных школ, ученик заведующего струнным отделом музыкальной школы им.
Г.Нейгауза Александра Климася Александр Карауш. В исполнении камерного оркестра “Елисавет”, его первого руководителя Геннадия Еременко, Валерия Бурьяненко (саксофон) и Саши Карауша (скрипка) прозвучали вариации на темы “Битлз”. Зал рукоплескал. После концерта юный скрипач поделился своими впечатлениями от общения с известными музыкантами.

— Саша, ты вырос в музыкальной среде. Прадед, дед, отец — музыканты, вращаться в музыкальной среде для тебя не в новинку. И все же…

— Еще месяц назад я не представлял, что буду стоять на одной сцене с Лео Витошинским и Остапом Шутко. Это очень приятно. Я все время наблюдал за манерой игры Шутко, постановкой его рук, владением звуком .

— И к чему подтолкнули тебя наблюдения?

— Надо еще серьезнее заниматься. Выступать с большой сцены вместе с такими профессионалами — большая ответственность. Но у меня еще все впереди.

С кировоградской филармонической сцены звучали «Фантазии на тему “Травиаты” Верди» Франциско Тарреги и “Шесть танцев для скрипки и гитары” Франца Шуберта. Закончился музыкальный вечер концертом для гитары с оркестром Мауро Джулиани. Зрители долго не отпускали со сцены камерный оркестр “Елисавет” под руководством Виталия Негребецкого и Лео Витошинского. Как сказал на прощанье Остап Шутко, такую доброжелательную публику, как в Кировограде, нужно еще поискать, и пообещал приехать через месяц. В ноябре у нас появится возможность побывать на концерте самого Остапа, который совместно с камерным оркестром “Елисавет” готовит для кировоградцев сюрприз.

После выступления любезно согласился ответить на несколько вопросов корреспондента “УЦ” и маэстро Витошинский.

— Господин Лео, как у концертирующего музыканта у вас, должно быть, не очень много свободного времени. Как вы ухитрились выкроить его, чтобы принять участие в “Музыкальных вечерах Остапа Шутко”?

— С Остапом вместе мы выступаем уже два года. Его идея популяризации классической музыки очень близка мне. И тем более популяризации классической гитары. К сожалению, не так много найдется людей, знающих прекрасную музыку Мигуэля Лобета, Роберта Гархардта, Альфреда Уля или Ференца Фаркоша. Так что я с удовольствием принимаю участие в музыкальных вечерах Остапа Шутко. В Украину я приехал после тура по городам Хорватии, Чехии и Польши и до Рождества собираюсь посетить еще Сербию и Италию.

— Расскажите чуть подробнее о своих украинских корнях.

— Мои предки действительно когда-то жили на Галичине. Но в 1896 году дед, Ансталь Витошинский, переехал в Вену. Он был одним из лидеров украинского национального движения, приятельствовал с Грушевским. Наши родственники до сих пор живут в Ивано-Франковске, так что связи с Украиной у меня есть.

— А из чьих рук вышел инструмент с таким чудным звучанием?

— Дома у меня хранится испанская гитара Сантоса Эрнандеса, а в поездки я беру ее австрийскую копию, которую сделал Тобиас Браун.

— В истории любого инструмента или музыкального направления есть свои подъемы и спады. На какой точке, по вашему мнению, сейчас находится классическая гитара?

— Вы правы, в истории классической, испанской гитары были и подъемы, и спады популярности. Если начало XIX века можно назвать гитароманией, то к середине столетия гитару забыли практически везде, кроме Италии и Испании. А в прошлом веке гитара из камерного превратилась в инструмент больших концертных залов. В музыкальных школах и консерваториях открылись классы классической гитары. Сейчас, конечно, той популярности, которая была полвека назад, нет. И хороших композиторов, пишущих для испанской гитары, тоже маловато. Тем не менее, я убежден, что количество не должно доминировать над качеством…

Добавить комментарий