«Защитная оговорка» Швейцарии

Массовая миграция — главная примета XXI века. Порой кажется, что на улицах Берлина турок больше, чем немцев, в Нью-Йорке каждый второй встречный — латиноамериканец, на улицах Праги чувствуют себя, как дома, кавказцы, а на рынках Неаполя и Милана отовсюду доносится «рідна мова». Неудержимый поток «гостей» создает огромные проблемы и для государств, и для коренных жителей. «Хозяева» вынуждены защищать свои интересы…

Украина пока еще не ощутила все прелести нашествия мигрантов — низкий уровень жизни создает надежный заслон для людей, ищущих по всему миру, где лучше. Но это — пока. И до нас неизбежно докатится «девятый вал» китайцев, индийцев, индонезийцев и др. Случится это в ближайшие 5-10 лет, Европа уже переполнена и начинает активно регулировать свою гостеприимность.

Буквально на днях в Швейцарии начали действовать новые ограничения на иммиграцию из стран ЕС. Они вводят предельный уровень — 53 тыс. 700 выдаваемых в год разрешений на жительство на территории альпийской республики для граждан 17-ти стран ЕС, включая Германию, Австрию, Великобританию, Францию, Италию и Испанию.

Год назад Швейцария ввела ограничения на число выдаваемых разрешений на жительство — 2 тыс. 180 — для выходцев из Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Венгрии, Словакии, Словении и Чехии. Для двух других стран ЕС — Болгарии и Румынии — существуют еще более жесткие ограничительные иммиграционные правила. Таким образом, все страны ЕС оказались в системе квот на жительство.

В 1999 году Швейцария подписала соглашение с ЕС о свободе передвижения, однако Берну удалось включить в него особое положение («защитную оговорку»), позволяющее ограничивать ежегодный приток иммигрантов из стран Евросоюза, если они превысят определенный уровень. Сейчас Швейцария воспользовалась этим правом. На сегодняшний день каждый четвертый житель этой страны является иммигрантом.

«УЦ» получила возможность узнать о ситуации с мигрантами в Швейцарии из первых уст — от нашей землячки и активной читательницы нашей газеты Оксаны Мирошник.

Наша справка. Оксана Мирошник с мужем закончили МГУ им. Ломоносова (он - химфак, она - физфак). Дальше переключились на экономику, т.к. наука в то время была не нужна. Одновременно получили второе высшее образование в Финансовой академии при правительстве РФ. Далее - два года (2000-2002) в США, в г. Хьюстон. Затем снова работа в Москве и, наконец, в 2005-м приглашение на работу в Швейцарию. Начиная с 2007 года Оксана возобновила свои занятия музыкой, которые закончились еще в детстве. Сейчас она продолжает совершенствовать свою игру , занимаясь с прекрасным профессором Джорджем Милошковичем, и, кроме того, уже самостоятельно дает уроки фортепианной игры и аккомпанирует .

— Оксана, чем, с вашей точки зрения, вызвано такое резонансное решение всегда лояльной Швейцарии?

— Действительно, оказавшись перед выбором между пользой от «притока свежих мозгов» и страхом потерять идентичность, Швейцария обычно выбирала открытость. Средняя цифра иммигрантов в стране — 26% (в Женеве она достигает 33%). Это выше, чем в государствах, официально ведущих открытую иммиграционную политику (например, Австралия, Новая Зеландия).

В данный момент, несмотря на то, что Швейцарии удается создавать новые рабочие места (в то время, как остальная Европа страдает от кризиса), здесь отмечается рост количества безработных — выходцев с юга Европы (граждан Португалии, Испании, Италии) и одновременно получателей социальных пособий. И, конечно, это не может не тревожить швейцарских политиков и социальные службы. Именно поэтому Федеральный совет решил ввести в действие «защитную оговорку» — ограничение на число выдаваемых разрешений на жительство — для выходцев всех 25 стран-участниц Евросоюза. Резонансность этого решения вызвана в основном реакцией представителей ЕС, интересы которого здесь затронуты, хотя многие и в Швейцарии считают, что это решение носит символический характер и и не принесет большого эффекта, т.к. будет выдано всего лишь на 2500 меньше разрешений. И, главное — «защитная оговорка» не решит основную проблему — низкую квалификацию безработных европейцев.

— Предшествовало ли ему какое-либо обсуждение — в официальных кругах и обществе?

— Конечно. В Швейцарии ничего не принимается без обсуждений.

За введение «защитной оговорки» высказывался министр экономики Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амман. Следует отметить, что подобное ограничение уже было установлено с 1 мая 2012 года для граждан стран, присоединившихся к Евросоюзу в числе последних (EU-8), — эстонцев, венгров, литовцев, латышей, поляков, чехов, словенцев и словаков.

Однако идея введения ограничений для граждан EU-17, представляющих 15 стран-участниц Евросоюза по состоянию на 1 января 1995 года, и присоединившихся позже Кипра и Мальты, вызывала бурные дебаты в начале этого года среди швейцарских парламентариев. С одной стороны, многие швейцарские политики были возмущены тем, что приграничные кантоны принимают на работу выходцев из соседних стран, в то время как уровень безработицы среди швейцарцев не перестает расти. С другой, ограничения, устанавливаемые для жителей европейских стран, противоречат принципу о свободном перемещении граждан, закрепленному в двустороннем соглашении между Швейцарией и Европейским Союзом. Впрочем, «защитная оговорка» — совершенно легальный инструмент ограничения миграционных потоков, предусмотренный Соглашением о свободном перемещении граждан. Правда, диапазон ее действия ограничен — «защитная оговорка» может быть введена сроком на 1 год, а квота на выдачу разрешений на проживание позволит уменьшить количество рабочих иммигрантов приблизительно на 5%. Многие задаются вопросом «Стоит ли овчинка выделки?».

В Швейцарии мнения по поводу решения Федерального совета разделились. Правые считают, что перед угрозой, набирающей обороты иммиграции, не следует пренебрегать даже временными мерами. Социалисты, зеленые и представители экономических кругов выражают свою обеспокоенность как неэффективностью «защитной оговорки», так и ухудшением отношений с соседями. Зеленые называют «защитную оговорку» мерой, рассчитанной на публику, и опасаются, что она не окажет ожидаемого эффекта. Действительно, вряд ли уменьшение выдачи разрешений на проживание 3 тысячам человек в год позволит существенно снизить арендную плату, разгрузить общественный транспорт или даже повлиять за защиту окружающей среды.

— Можно еще понять квоту на въезд для иммигрантов из Восточной Европы, но чем объяснить подобное ограничение для Франции и Германии?

— Эти ограничения направлены в основном на миграцию с юга Европы, особенно затронутой кризисом. А Францию и Германию они затронули потому, что вместе с Португалией, Испанией и Италией они входят в группу EU-17 (всего 15 стран-участниц Евросоюза + Кипр, Мальта), для которой эти ограничения и введены.

Приведу некоторые цифры, которые все объясняют. По данным Федеральной миграционной службы (OFM), в 2011 году количество выходцев из Евросоюза, получающих социальное пособие в Швейцарии, увеличилось на 6,2%. Тенденция к росту наблюдается уже не первый год. По последним данным, на февраль 2013 года 9,4% португальцев, 6,2% испанцев и 5% итальянцев в Швейцарии состояли на учете в центрах занятости. По данным кантона Во, с 2008-го по 2013 год среди общего числа безработных количество швейцарцев уменьшилось на 4%, выходцев из других, неевропейских, стран — на 3%, а европейцев стало больше, соответственно, на 7%.

Основную проблему, по мнению руководителей кантональных бюро по трудоустройству, представляет персонал, использующийся во время сезонных работ в строительном и отельном бизнесе. Эта категория оказывается безработной уже через несколько месяцев после приезда в Швейцарию и испытывает трудности в последующем трудоустройстве из-за низкой квалификации.

Нужно отметить, что, по действующим правилам, для получения социального пособия необходимо, чтобы отчисления в фонд по безработице производились, по меньшей мере, 12 месяцев в течение последних двух лет. Но для европейцев было сделано исключение. Даже проработав в Швейцарии всего несколько месяцев, они могут получить право на социальную помощь. Для этого нужно подать заявку о включении отчислений в фонд по безработице, накопленных в стране их проживания, в общий страховой стаж. Если Конфедерация подтвердит «объединение сроков страхования», то европеец будет получать швейцарское пособие. С 2011-го по 2012 год количество запросов о признании страхового стажа по безработице, полученных от португальских, испанских и итальянских граждан, выросло почти вдвое — с 635 до 1131 заявок.

Таким образом, рост безработицы в соседних европейских странах неизбежно сказывается на швейцарских показателях. По данным газеты Le Temps, известны случаи, когда ради получения пособия используют так называемые дружеские трудовые договора — фальшивые контракты, заключаемые для получения пособия.

Хотя, конечно, и к немцам у швейцарцев есть свои «счеты». Швейцария — чемпион по количеству иностранных директоров во главе национальных компаний. По информации телерадиокомпании RTS, всего в Швейцарии проживает 1,2 млн иностранцев, не считая жителей приграничных районов, которые приезжают в страну в течение рабочей недели «на заработки». Немцев среди них — 285 000, из них 8 500 человек приехали в Швейцарию в 2012 году. При этом, по данным на конец 2011 года, около 30% немцев занимают руководящие посты. Возможно, этим тоже объясняется недовольство швейцарцев, выступающих за введение квот для иностранцев не только из стран Восточной Европы, но и из EU-17. В Цюрихе, где живет много немцев, решение Федерального совета вызвало разнообразную реакцию: кто-то просто пожимал плечами, некоторые испытали разочарование или отнеслись к ограничениям с долей иронии. «Отправьте нас в Германию, и ваши больницы, школы, университеты перестанут функционировать», — подшучивают «швейцарские» немцы, намекая на проблемы, которые Швейцария испытывает с высококвалифицированным медицинским персоналом.

— Как рядовые граждане Швейцарии относятся к процессу роста притока иммигрантов вообще и как относятся к соседям-иммигрантам, в частности?

— Отношение к иностранцам — доминантный сюжет политических дискуссий в стране на протяжении не то что десятилетий — веков. Здесь нашли прибежище протестанты в XVI веке, либеральные философы в XIX, русские революционеры и их жертвы в первой части ХХ века, немецко-австрийские антифашисты перед войной с Гитлером, а евреи во время войны. За ними последовали венгры в 1956 году, чехи — в 1968-м, беженцы из Шри-Ланки в 1990-х, косовары, албанцы, курды и африканцы сегодня… А кроме изгоев, сюда съезжались и просто люди в поисках лучшей доли.

С одной стороны, здесь все открыты другим культурам и национальностям. За 9 лет проживания в Швейцарии я не видела ни одного проявления ксенофобии или расизма. Не говоря уже о международных организациях, которых здесь огромное количество, в обычных компаниях работают вместе люди из совершенно разных стран и континентов. Приток иммигрантов — здесь совершенно обычное дело. Единственное — сегодня идет качественный отбор претендентов на право проживания в Швейцарии. Так статистика показывает — лицо иммиграции меняется. В 1990 годах 50-60 % трудовых иммигрантов происходило из стран Европы. Большинство их переселялось в регионы, близкие с лингвистической и культурной точек зрения. Сегодня среди этих людей, живущих в Швейцарии уже по 20 лет, менее 20 % имеют дипломы о высшем образовании. В то время как среди «новой волны» иммигрантов-европейцев высокообразованных людей уже 58 %.

У всех иностранцев, конечно, свои опыт и впечатления от проживания в Швейцарии, т.к. многое зависит от условий проживания, дохода, культурных ценностей и даже климата, из которого мы приехали. Могу рассказать только о собственном опыте.

Нам Швейцария нравится очень многим. И здесь быть иммигрантом очень легко и комфортно. Конечно, приходится работать и неустанно доказывать свою экономическую пригодность обществу, демонстрировать постоянную интеграцию. Но я считаю это очень правильным. Только так, создавая определенные строгие правила для иммигрантов, страна не получит в будущем социально неадаптированных иждивенцев, а наоборот, сделает их пребывание взаимовыгодным союзом. И, опять же, из личного опыта: нигде не было лучшей адаптации для нашей дочери в государственной школе, чем в Швейцарии. Для иностранных детей в первый год обучения бесплатно выделяются часы французского (во франкофонской части Швейцарии), и идет очень плавная адаптация ребенка к швейцарской школьной программе. Среди наших знакомых, соседей, коллег по работе люди совершенно разных национальностей. И все живут очень дружно, проявляя уважение и толерантность друг к другу.

Совершенно очевидно, что неконтролируемый рост миграции разрушает экономику государства, меняет культурную среду и само лицо страны. Но наглухо закрыться от «броуновского движения» людей в третьем тысячелетии практически невозможно, это значит, поставить свою страну вне мировой цивилизации, создать гетто для собственного народа. Украинским чиновникам нужно не ждать кризисных ситуаций, а заранее искать разумные решения и оптимальные пути регулирования процессов миграции, как это делает Швейцария.

Ефим Мармер, «УЦ».

«Защитная оговорка» Швейцарии: 8 комментариев

  1. Может, хотя бы нашествие мигрантов заставило украинцев объединиться? Но, я не верю.

  2. Объединиться для чего? :unsure:
    Не для того ли, чтобы сказать: «Нет мочи терпеть! Любыми способами убирайте их! Желательно, конечно дешевыми. 😉 «

  3. Мне кажется, полезным решением было бы давать иммигрантам временный вид на жительство — года на два. А потом смотреть — работает честно, полезен стране — еще на два — три года. Не работает, участвует в уличных беспорядках, требует особых прав на основе своего вероисповедания? Погрузить на баржу и назад, на историческую родину!

  4. В Швейцарии вид на жительство Permis B, о котором и идет речь в статье, выдается на 2 года. И при этом нужно доказать источник дохода, и крайнюю необходимость такого работника для Швейцарии каждый раз в момент запроса.

  5. Ага, с баржами уже было. И не раз.
    А кто определять у нас будет честность и полезность? Чиновник с большим карманом?

  6. Ефим Леонидович, в Швейцарии именно чиновники определяют и подтверждают полезность иммигранта для общества. И это работает неплохо.

    У нас, конечно, понятие «порядочный чиновник» из разряда фантастики.

  7. Как частенько говорит Руслан — та отож

  8. Боюсь, чтобы в случае иммигрантов не было повторения истории с бездомными животными — сначала на самотек, а потом — «любыми дешевыми способами». 🙁

Добавить комментарий